Если бы Господь был на первом плане, как на иконе «Крещение», то все внимание было бы сосредоточено на Нем, а не на людях, в которых отражается Его лик и Его любовь к ним. Но художнику важнее показать как воспринимается Его явление в разных по темпераменту, положению и возрасту людях, как мир, ожидавший несколько тысячелетий прихода Мессии, но дождавшись, не признал.
Он направляется к тем, кто от Него отвернулся - саддукеям, фарисеям и книжникам, изображенными уходящими от Него, спускающимися вниз, не оборачивающимися и не реагирующими на свидетельство и грозный призыв Крестителя .
В первоначальном варианте Спаситель шел навстречу тем, кто уже покрестился в водах Иордана и явно принимает Мессию, в окончательном же варианте – к тем, кто Его не принял, потому что, по словам Иисуса, Он был послан к погибшим овцам стада Своего, чтобы спасти их.
Там же мы видим двух воинов на прекрасных конях, которые тоже пришли креститься у Иоанна. Креститель их наставляет, они верят ему и становятся свидетелями явления Мессии, глядя на Которого, Иоанн называет «Сыном Божиим». Их кони тоже реагируют на идущего сзади человека, чуя нечто новое и необычное. Настолько необычное, что шарахаются в сторону, пугая женщин.
Одна из них, с непокрытой головой, в страхе оперлась на руку самого сановитого книжника, даже не замечая неприличия этого жеста. Две другие – тоже пугаются. Так люди и животные реагируют на явление Иисуса. В центре – самая многочисленная группа - несколько человек, одни из которых смотрят на Спасителя, как тот господин, что сидит к нам спиной, а другой – его раб - улыбается, может быть, впервые в жизни, почувствовав надежду на избавление и спасение.
В глубине этой группы в широкополой шляпе и с посохом в руке художник изобразил самого себя, тоже обращенного в сторону Господа. И на лицах всей этой средней группы глубокое и живое сокрушение духа: кто-то поник к земле взором, кто-то с умилением смотрит в небо, а кто-то простирает руки к небу. Всех их объединяет стремление уединиться от людей в своем сокрушении.
Все фигуры и лица на картине непринужденные, свободные, такие, какими они действительно являются в жизни, какими застал их Господь в момент Своего явления. Все просто и естественно, как правда, которую несет Спаситель мира. Картина Александра Иванов "Явление Христа народу" написана так, будто ее автор и люди уже слышат спасительный евангельский призыв
«Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою Вы».
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Крещенская вода
- Икона "Крещение Господне"
- Ночь крещенская
- Выбор креста. Притча
- Водокрещи
- Крещение. История праздника
- Крещение Иоанново: "Явление Христа народу"
- Бефана и Праздник трех Королей
- Просто так. Нино Чакветадзе
- Анна Силивончик
Я очень рада этому, т.к. сама когда-то преподавала в воскресной школе и знаю, как трудно бывает подобрать подходящий материал. Удачи Вам в Вашем служении!
Спасибо вам за материал по иконографии. Очень помогает подготовиться к занятиям по иконографии в воскресной школе.