Азбука Александра Бенуа. Окончание

azbuka13(Начало здесь) Александр Бенуа, в отличие от Елизаветы Бём,  выходец не из помещичье-чиновничьего сословия, а из среды русских интеллигентов, в которой искусство было профессиональным  делом. Скульпторы, художники, музыканты, деятели театра и музеев окружали Бенуа  с детства.

Он жил среди искусства и  впитал  в себя его дух. Сказать, что Александр Бенуа был художником, значит, ничего не сказать. Он был и литератором, и историком искусства, и художником  театра, и специалистом по музейному делу, и организатором выставок, и лидером кружка  «Мир искусства», и основателем одноименного журнала.

Круг его эстетических интересов был поразительно широк, хотя никаких специальных художественных учебных заведений он не оканчивал, считая себя самоучкой. Но именно он, самоучка, написал историю русского искусства, увидев, что в «Истории живописи XIX века» Мутера нет раздела о русских художниках.

azbuka14

Мутер в ответ на письмо Бенуа, почему отсутствует такой раздел, честно написал, что ничего не знает о живописи в России и предложил молодому двадцатичетырехлетнему юноше написать раздел «История русской живописи». Два месяца напряженного труда,  раздел был готов и включен как часть труда Мутера.

Это был  первый литературный и искусствоведческий опыт Александра Бенуа, сформировавший в нем потребность в просветительской деятельности, которой художник занимался практически всю жизнь. Его увлекла идея формирования в обществе настоящего художественного вкуса и просвещения в области искусства, прежде всего русского.

Поставив перед собой цель формирования эстетического вкуса,  Бенуа понимал, что надо начинать с самых маленьких, и лучшим источником формирования вкуса могла стать книга. Так появилась идея заняться книгоизданием, прежде всего - для самых маленьких.

azbuka15

Первой ласточкой в новом деле  стала «Азбука», единоличным автором, исполнителем  и конструктором которой стал Бенуа. Это был проект художника новой формации с новой эстетикой и новым подходом к книге и книжной иллюстрации вообще.

Книга превращалась в экспериментальную площадку для апробирования новых эстетических  идей, новых приемов общения с неискушенным зрителем – ребенком, новых акцентов и нового искусства.

В этой концепции книжная иллюстрация из второстепенной детали и простого добавления к тексту превращалась в визуальное повествование, делая  книгу новым арт-объектом, в котором все продумывалось как в театральном действии, начиная  входом и заканчивая последним листом.

azbuka16

В «Азбуке» Бенуа есть свой главный герой, путеводитель и участник маршрута по миру русского алфавита - Арап (первая буква азбуки «А»), которого зовут  Иакинф (последняя буква азбуки «Ижица»). Он изучает азбуку вместе с малышом, а заканчивая путешествие, пишет на последней странице: «Я выучился читать и писать по-русски».

Наличие сквозного героя задает рамки путешествия,  остановками в котором является каждая из тридцати букв. Буква – второй главный герой, вокруг которой разворачивается мир, выстраивающийся по игровому принципу. Здесь нет статики, все – действие и игра. Игра  театральная, цирковая, детская, дворовая, сказочная.

В то же время каждая страница – это настоящая декорация и художественное произведение. Здесь на каждой странице - свои главные герои, свое цветовое решение, свои акценты и свой ритм.  Выстроенная по театральному принципу, в «Азбуке»  все иллюстрации  связаны единой концепцией, подчиняющейся единому режиссерскому замыслу автора, который является одновременно и постановщиком, и актером.

azbuka17

Книга Бенуа это еще и место для фантазии ребенка, потому что ее можно рассматривать с разных сторон, вникая в детали, персонажи, домысливая и достраивая сюжет, не подстраиваясь под внешне навязанный ритм, как в мультфильме.

«Азбука» - это еще и пространство взаимодействия: автора и зрителя, героев и читателя, ребенка  и взрослого, помогающего разъяснять непонятные слова: Иона, Арап, Египет, эльфы, звездочеты, хан, щеголь…

Книга, выполненная по театрально-эстетическому принципу, меньше всего рассчитана на обучение. Ее основная цель – приобщение к искусству и прекрасному, формирование эстетического вкуса, в котором глаз – орган восприятия не столько мысли, сколько красоты.

azbuka18

Это сильно отличает «Азбуку» Александра Бенуа от «Азбуки» Елизаветы Бём, рассчитанной, прежде всего, на историческое знание. С «Азбуки» Бенуа фактически начинается современная книжная культура России, в которой трудились лучшие  художники Серебряного века, объединившиеся в кружок «Мир искусства»: Иван Билибин, Мстислав Добужинский, Виктор Васнецов, Елена Поленова и другие.

Благодаря им, книга превратилась в  искусство визуального повествования, в личную картинную галерею, доступную каждому малышу,  во вполне конкурентоспособный изысканный арт-объект, которому ничего не грозит в будущем, потому что искусство вечно.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged Детство, Книжные новинки, общество и политика, Рождество, художники. Bookmark the permalink.

4 Responses to Азбука Александра Бенуа. Окончание

  1. Он начинал учиться в Академии художеств, но как там преподавали, могло только заглушить талант, что происходило со многими ее выпускниками. Самостоятельно учились многие: Хаим Сутин, Аршиль Горки, Александр Бенуа в их числе. Не вижу ничего странного в этом. Бенуа и Рерих совершенно разные художники, хотя и входили в одну группу «Мир искусства», но входили они как соратники по обновлению искусства, а вовсе не по мировоззрению. Эта группа формировалась как антипод всему устаревшему и застывшему.

  2. Виктор says:

    Чего-то я пропустил первую часть, но обязательно посмотрю. О Бенуа у нас кажется разные взгляды, вернее у меня вообще никакого, а вам он ближе, чем Рерих, но я не хочу об этом. У меня вопрос: а чего это он не учился нигде? Я понимаю, что талант, гений, природное, а что не было возможности, как у Куинджи? То что он сам себя считал — это пусть у него за душой и осталось, но всё же?

  3. Nadilel, я думала, что эта часть у меня получилась не такой интересной, как первая, поэтому Ваш комментарий меня немного успокоил. Спасибо!

  4. nadilel says:

    Можно сказать, что Бенуа сделал революцию в книжной графике…. удивительная работа. Это архиважно, начинать просвещение и приобщение к ис-ву, с самых маленьких.
    Читала с огромным удовольствием…Спасибо Тина!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *