Босх. Страшный суд

Босх. ПортретБосх. Страшный суд: чудовища и мистика, тайна и загадочность, диковинные человекозвери и химеры окружают имя великого художника.

Босх. Страшный суд в образах художника очень сильно отличается от русских, византийских, украинских и других икон Страшного суда, но тем интереснее сравнивать его западную трактовку с восточной.

Иеронимус Босх жил во второй половине XV века и начале XVI, в период перехода от средневековья к Возрождению, перехода из одного века в другой. Переходный период всегда связан с ломкой стереотипов, сменой идеологий и картин мира. Босх, как художник, стоящий между двумя мирами и двумя веками, не исключение.

Родился Босх в 1460 году, хотя о точной дате его рождения до сих пор существует несколько легенд, но зато точно известно место его рождения – город Хертогенбос, Герцогство Бургундия в Нидерландах. Умер он в 1516 году.

Достоверно также известно, что он женился на богатой патрицианке, которая дала ему возможность покончить с зависимостью от заказчиков и заняться свободным творчеством. Он поселяется в родовом имении жены, в деревне, и проводит там основную часть жизни. Но детей у них так и не появилось.

В это же время он вступает в религиозную общину «Братство Богородицы» при соборе св. Иоанна родного города, которая много занималась благотворительной деятельностью и милосердием. Община давала ему заказы и устроила торжественные похороны художника, что подтверждает факт его членства.

Время, в которое жил художник, было очень напряженным, неспокойным, пропитанным ожиданием конца света. Страшный суд, предсказания и пророчества буквально витали в  воздухе. Называлась даже точная дата наступления Страшного суда – 1505 год

Босх. Страшный суд

Жизнь общества делилась на два лагеря: в первом - наука и античная философия, во втором – алхимия, астрология и магия. Последнее - общая черта любого переходного времени, сближающая время Босха с нашим, тоже пропитанным магией, экстрасенсами и астрологией, разве что алхимии не хватает.

От средневековья, в котором жил Босх, человечеству досталась очень богатая символика,  мало понятная современному человеку. Например, в народной среде рыба ассоциировалась с постом, сова – с грехом, закрытая книга – с глупостью, тюльпан – с обманом, свинья у корыта – с проституцией и нечистотой, петух, который копошится в навозе, – с похотью и так далее.

Босх. Фрагмент из триптиха Сад земных наслаждений

Художник широко использовал  язык карнавала и смеха, дававший возможность народу на какое-то время освободиться и уйти из-под официального церковного давления. Надо сказать, что на западе высмеивание церковной идеологии было скорее нормальным явлением, чем ненормальным, особенно в карнавальные дни, и не вызывало такой острой негативной реакции, как в православной среде.

Негативная реакция православной среды на любое смеховое поведение в ее адрес всегда, и мы свидетели тому, болезненна, что говорит скорее о ее слабости, чем о силе. Примером достаточно большой свободы высказываний по отношению к религии и католичеству, является тот, с кем часто сравнивают Босха - Франсуа Рабле.

Босх. Несение креста Мадрид

В книге «Гаргантюа и Пантагрюель» он остроумно и с сарказмом высмеивал церковников, прославляя простой народ с их незатейливыми, но живыми и естественными поступками, слабостями и пороками. За это некоторые относят Босха, как и Рабле, к еретикам и веселым пересмешникам.

Босx. Восхождение в эмпирей Блаженные и проклятыеШирокая фольклорная основа картин Босха имела свое продолжение в другом нидерландском художнике Питере Брейгеле Старшем, что дает основание считать: все чудовищные образы, которые смотрят на нас с картин Босха, всего лишь карнавальные маски, такие же маски, какие мы видим в русской традиции рождественских колядок.

Карнавализация - защитная функция человеческой природы, позволяющая в определенное время проявиться запретному, не накапливаясь в подсознании человека и не разрушая его.

Страшный суд для Босха - одна из главных и очень созвучных его мироощущению тем. Она проходит через все его творчество.

Страшный суд для него – это мировая катастрофа, ночь, озаряемая всполохами пожарищ, от которого спасется только небольшая группка людей, большинство же попадет в ад, где грешники истязаются монстрами и страдают от физических мучений.

Во время острого ожидания конца света на стыке веков, Босх пишет для алтарных дверок храма свой знаменитый триптих «Страшный суд».

Он состоит из левой створки – рая, правой – ада и центральной – Самого  Суда. В триптихе очень много реалистических изображений и картин природы, с прямой перспективой, живыми образами, особенно в картине рая.

Но все-таки больше завораживает не рай, а картины ада и суда, в которых показаны все страхи, столкновение добра и зла в самом человеке, изначальная греховность человека, пораженного первородным грехом, но показаны они в таком отпугивающем виде, что не сразу поймешь, о чем идет речь.

Бросается в глаза четкая разделенность трех пространств по горизонтали, соседствующих, но не пересекающихся миров. В православной иконе «Страшного суда» ад, рай, суд и Новое Небо находятся в одном двумерном пространстве, разделенном по вертикали: земля с адом и раем на нижнем уровне, Страшный суд – в средней части, Новое небо с Горним Иерусалимом – в верхней. Чем чище пространство, тем оно выше, тем самым задавая систему координат восприятия.

У Босха – иначе. У него движение происходит слева направо. Босх. Страшный суд. РайПравая створка триптиха - рай.  Здесь Босх  излагает рассказ Книги бытия о сотворении мира, животных и людей. Повествование разворачивается снизу вверх.

В нижней части находится самая благостная картина, чем выше, тем она становится мрачнее и катастрофичнее, двигаясь от сотворения мира до изгнания людей из рая и низвержения на землю ангелов тьмы.

На первом плане – картины животных, потом мы видим Адама, скучающего без друга, потом - картину сотворения Евы: Бог держит ее за руку, благославляя правой рукой. Эта сцена сменяется сценой совращения Адама и Евы змеем.

Так происходит грехопадение и грех входит в мир. Это начало, которое будет иметь продолжение в двух других частях.

Дальше в картине Рая мы видим, как ангел изгоняет мечом людей из Эдема, чтобы навсегда затворить перед ними его врата и встать у входа с огненным мечом.

Завершается картина Рая мрачной бойней ангелов света и ангелов тьмы,  разворачивающейся на небесах. Результат  -  изгнание черных ангелов и их низвержение на землю. На это огромное поле битвы  смотрит Господь Саваоф.

Так в одной картине рая соединяются сотворение мира, геенский коридор, Рай Затворенный (Эдем) и изгнание из Рая первого человека. "Рай"  Босха - только прелюдия к тому, что будет разворачиваться в следующих двух частях. Все началось в раю.

Центральная часть триптиха по цветовой гамме сильно отличается от райской. Босх смотрит на спасение людей и мира очень пессимистично. В число спасающихся попадают совсем немногие: они стоят в светлом облаке перед Господом, за них ходатайствует Богородица и Иоанн Креститель.

С этого же облака трубят ангелы, возвещая о Новом времени и Новом Небе. Но эта часть – Новое Небо – занимает очень незначительное пространство. С его белоснежностью резко контрастирует земля, которую лучше назвать преисподней, в таких мрачных тонах она выполнена, фактически в тех же тонах, что и правая створка с изображением Ада.

В земной преисподней (в верхней части) видны всполохи пожарищ, напоминающие костры инквизиции и предвещающие адский огонь. Пожарища становятся неотъемлемой частью всех картин Босха, где он сталкивается с темой Страшного суда, так же, как и неотъемлемыми становятся виселица (вверху и сбоку центральной части «Страшного суда») и колесо (в центре картины).

Босх. Страшный суд. Центральная часть триптихаТакая мрачная картина связана не в последнюю очередь с тем, что в это время начинает постепенно набирать обороты инквизиция с ее кострами и охотой на ведьм. Даже животных начинают подозревать в нечистоте, как, например, кошек.

Террор инквизиции порождает такие страшные картины изуверств, изображенные на картинах Босха. Но самое ужасное, что они были недалеки от реальных пыток в тюрьмах. Но первопричину всех земных нестроений Босх видит в первородном грехе, с которого он и начинает триптих «Страшный суд».

В центральной части триптиха, в центре ее, мы видим огромную мясорубку, в которую попадают люди. Одни из них крутят ручку колеса мясорубки, другие попадают в нее, как живое мясо. На крыше дома слева, и внизу на земле мы видим голые тела, которых совращают монстры. На других телах верхом восседают какие-то чудища. Везде режут, давят, насилуют, убивают. Ножи, острые палки и мечи -  символы мучений - наполняют картину земных страданий.

bosh

Фрагмент центральной части триптиха

И это наводит на мысль, грешников ли изображает Босх или это протест против инквизиции, получающей все больший и больший размах? Глядя на земную жизнь в изображении Босха, кажется, что она есть ни что иное, как дорога в ад. Здесь нет нормальных людей: есть демоны в виде гибридов птиц, насекомых, крыс, жаб, есть те, кто властвует, и те, кто страдает от них, не в состоянии от них освободиться.

Ад предстает у Босха как большая кухня или огромная строительная площадка, в которой повара делают свою работу: мучают грешников, режут, варят в котлах, жарят их  на сковородках, выполняют всю технологию адских мучений. И опять огонь и пожарища в верхней части, острые и колющие предметы.

Так  земная жизнь у Босха сливается с адом, ничем от него не отличаясь. Но в то же время, мрачная картина жизни с элементами  карнавала очень похожа на театральную постановку и можно было быть оптимистом, если бы все это не было  так похоже на настоящую жизнь.

Три века имя художника было в забвении и только в XX веке к нему приходит успех: сюрреалисты провозглашают себя его последователями, а Босх становится их предтечей и первым сюрреалистом.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged Великий Пост, художники. Bookmark the permalink.

3 Responses to Босх. Страшный суд

  1. Петр says:

    Очень содержательная и полезная статься, спасибо! Не подскажете, на какие информационные источники опирались при написании?

  2. Босх — фигура мистическая, его картины — это сплошной ребус, непонятный уже нам и требующий пояснений — кто и почему им изображен. Тогда это было понятно всем, но времена меняются и старый символический язык забывается.

  3. Игорь says:

    Интереснейший рассказ! Тина, спасибо! Передам своим друзьям!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *