В детстве он никогда не стоял остро, в семье не говорили о евреях, просто потому что их вокруг нас почти не было, тем более не говорили уничижительно, скорее наоборот: как о чем-то обособленно стоящем, почти как о сверхчеловеках.
В школе встретилась с евреем только раз: в десятом классе с нами учился мальчик-еврей по фамилии Верба. К нему относились все по-особому, он был лидером и до сих пор помню его лицо.
Он был мало похож на тех евреев, которых встретила позднее: белобрысый, высокий и кудрявый.
Все по серьезному началось только в университете. Там евреев было много.
В комнате, где нас жило пять человек, двое были еврейками: Персидская и Левина. Они были подружками, я с ними сошлась больше, чем с другими.
На следующий год, когда они перешли на старший - четвертый - курс и их поселили в трехместку, они пригласили меня жить с ними. И хотя по статусу я была младше на три курса и мне никак не положено было жить в трехместке, они как-то этот вопрос уладили.
Жили мы дружно, никогда не ругались, хотя по материальному положению они были гораздо более обеспеченными, чем я: у Левиной папа был директор завода, у Персидской папа тоже был каким-то большим человеком. Никакой дискриминации ни с чьей стороны я не чувствовала.
Помню еще, что был на нашем философском факультете один студент - еврей Володя Касван. Вокруг него было много разговоров: он был окружен ореолом гениальности, но с четвертого курса он неожиданно исчез. Говорили, что эмигрировал то ли в Израиль, то ли в США.
За это поплатился один из лучших преподавателей факультета, еврей Лойфман Исаак Яковлевич, доктор философских наук, которого студенты обожали за чистоту и ясность мышления, неординарность и четкость изложения сложнейшего материала. Его чуть не исключили из партии, потому что был секретарем партийной организации факультета и просмотрел "врага".
Эта история имела продолжение и для меня: за то, что ксерокопировала его лекции, чуть не лишилась работы. Потом говорили, что в Америке Касван стал большим человеком - чуть ли не советником президента, но скорее всего это была легенда, хотя по ней можно судить, каким был Володя Касван.
У моего мужа - еврейские корни по материнской линии, о которых почему-то в его семье не принято было говорить, он только косвенно, по некоторым разговорам, догадывался об этом. Мать его действительно была похожа на еврейку, а муж на одной фотографии – вылитый Карл Маркс с такой же бородой как у классика и теми же чертами лица, явно выдающими в нем еврея. Но почему-то он был юдофобом и всегда саркастически говорил и о евреях, и о своей матери.
Пиком моих отношений с еврейским вопросом стала
Но общаясь с евреем в течение трех лет, я очень много узнала о евреях, особенностях их характера, достоинствах и недостатках, которые множество раз обыграны в анекдотах и байках. Незабываемы его рассказы о бабушке, маме, отце, брате, уехавшими в девяностые в Израиль. Они были потрясающими и в них было столько юмора, любви, тоски и нежности!
Когда начинал вспоминать, он преображался, когда встречал за границей своих соплеменников, расцветал. Его лицо светлело, он начинал говорить с ними на родном языке, хотя знал его плохо, становился совсем другим – одним из них.
А в России был просто «рыжим» клоуном, всегда смеявшимся сквозь слезы и возмущавшимся, если я показывала свое дурное настроение. Клоунада была его амплуа по жизни. По другому он просто бы не выжил. Я полюбила еврейский юмор, который всегда на грани между радостью и трагедией:
«Рабинович, вы счастливы?» - «А шо делать?»
Но женился на мусульманке, потому что у нее был «первоначальный капитал»: родительская квартира, сад и прочее. Брат высмеивал его выбор, не потому что она была мусульманка, а за ограниченность интеллекта.
Много рассказывал он, как жилось евреям на Украине. Он был родом из Черновцов и знал об отношении к евреям на Украине не понаслышке. В его классе подавляющее большинство было евреев, очень мало русских и украинцев. Но из Черновцов ему пришлось уехать учиться в Томск, потому что почти все города и вузы для евреев в Советском Союзе были закрыты.
Рассказывал о своей первой стычке в Сибири с русским, с которым пришлось однажды ночевать на какой-то квартире. Тот силой согнал его с дивана и заставил залезть под стол, просто потому что он был еврей. Дело дошло до драки.
Но кроме внешних проявлений и памяти о своих еврейских корнях, кроме способностей и талантов, которые тихо умерли за не востребованностью и своеобразного еврейского юмора, он ничем не выделялся, более того, становился гибридом: мусульманским евреем. Его дети в паспортах записали в строке "национальность" – «еврей».
И он этим очень гордился, правда бабушка-мусульманка укоряла, что это он научил своих детей, хотя было понятно, что то был их выбор: он давал им возможность уехать, чем они позднее и воспользовались.
С тех пор все еврейское воспринимаю как свою личную историю, окрашенную в минорную тональность. После его смерти стала читать Библию, потом покрестилась и уже совсем окунулась в еврейскую историю с головой: христианство выросло из иудаизма и не могло не повлиять на него. Особенно это справедливо для православия. Отсюда бесконечные упреки русских язычников в адрес евреев за их «посягательство» на русскую историю и культуру.
Цитируемые сегодня слова Папы Римского Франциска I, что
«внутри каждого христианина сидит еврей»,
воспринимаю как чистую правду. Так оно и есть, если ты действительно христианин. Есть знаменитые слова Дмитрия Шостаковича:
«Я проверяю людей по отношению к евреям». «Для меня евреи стали символом. В них сконцентрировалась вся человеческая беззащитность…»
Слова полны той исторической правды, от которой многие предпочитают сегодня откреститься. А слова русского религиозного философа Владимира Соловьева, жившего во второй половине века девятнадцатого, до сих пор актуальны и будут актуальны, думаю, всегда:
«Иудеи всегда и везде смотрели на христианство и поступали относительно его согласно предписаниям своей религии, по своей вере и по своему закону. Иудеи всегда относились к нам по-иудейски; мы же, христиане, напротив, доселе не научились относиться к иудейству по-христиански. Они никогда не нарушали относительно нас своего религиозного закона, мы же постоянно нарушали и нарушаем относительно них заповеди христианской религии».
Сегодня я знаю еврейскую историю лучше, чем русскую, с которой только сейчас начинаю знакомиться по-настоящему. Люблю еврейскую музыку, еврейский юмор, еврейскую поэзию, библейским стихом просто восхищаюсь.
Этот мой текст своего рода введение в новую рубрику «Еврейская страничка», которая, думаю, многим доставит немало радости от встречи с настоящими талантами и гениями музыки, поэзии и, конечно, неподражаемого еврейского юмора.
Тина Гай
«Нееврейская тема»… Интересная формулировка…
Нееврейских вопросов не бывает. Набираешь в поисковых системах «Нееврейская тема», ни одного ответа. Вывод: кругом одни крипты.
Огромное Вам спасибо, Инга! За понимание и созвучие мыслей. Этот текст был воспринят неоднозначно, поэтому с трудом заставила себя его разместить на Сабскрайбе. Но если Вы откликнулись на него, значит, мои опасения были напрасными. Всегда рада нашим встречам, Вашим умным и теплым комментариям. И таким красивым слогом. Читаю — с наслаждением!
Дорогая моя Тина!У меня сейчас немного турбулентное время.Но я помню о Вас и забегаю периодически на вашу страничку,как сегодня на Сабскрайбе.Потому что снова тема-замечательная,очень интересная и важная.Для меня лично.И для всего человечества,которое ещё пока не научилось ценить,любить и уважать этот удивительный,талантливый и действительно во многом богоизбранный народ.Я очень счастлива нашему созвучию и родству душ.Очень не хочу потерять Вас в этом мире.Надеюсь,что как только жизнь ослабит немного свою жёсткую хватку,я смогу быть свободней,подробней и глубинней .А пока простите мне мою поверхностность и скоротечность.Всем сердцем обнимаю Вашу светлую Душу,в радости тихой и благодарности Богу за то,что Вы есть на свете.
Ника, Вы знаете, мне кажется, что когда русские (неважно какой они национальности) приезжают в Израиль, они быстро понимают, что евреи на Обетованной вовсе не те, что в России. Евреи-аборигены проигрывают русским евреям во многом: и по интеллекту, и по свободе, и по восприятию жизни. Я сужу об этом из рассказов моего приятеля, у которого брат уехал в Израиль, очень рвался туда, на «родину», а приехал и ужаснулся. Имея два высших образования, он пошел на завод слесарем, хотя был гуманитарием до мозга костей. Очень быстро все освоил и хозяин его стал ценить и быстро повышать по карьерной лестнице. И Губерман, о котором писала недавно, говорит о том же. Просто пусть ты еврей, но если родился и жил в России ты не можешь перестать быть русских только потому что переехал на другую территорию. Что касается ортодоксальных евреев, то и здесь понимаю их ментальность. Они, как я представляю по Библии, действительно живут про предписанному Законом, Торой, у них все расписано. Это для русского невозможно понять и трудно принять. Но дело в том, что христианство, в том числе и православие, выросло из Библии, а православие во многом сохраняет еврейские корни и в богослужении, и в строгости исполнения предписанного верой, а больше обрядами, особенно старообрядцы. В этом смысле считаю естественным, что моя тяга к еврейской культуре (музыке, искусству, философской мысли, языку) неистребима. Это не значит, что я евреев превозношу. Если жить с ними рядом, то, мне кажется, гораздо острее воспринимаешь их негативные черты (большое видится на расстоянии). Я сужу о евреях по тем немногим моим знакомым, которых сейчас уже нет. Но для меня лично вопрос лежит не в плоскости достоинства, а в культурной плоскости. Вы правы в том, что мы, русские, действительно за последние двадцать лет утратили самоуважение, а корни лежат глубже — в том, что 70 лет советской власти уничтожили не только православную культуру, но во многом и историческую память и в этом смысле я абсолютно с Вами согласна: надо брать пример с евреев, которые свою веру и историю знают, не в пример нам, русским. Спасибо за Ваши глубокие комментарии.
Так сложилось, что уже 25 лет, как я израильтянка о чем ничуть не сожалею. Сын служил в боевых частях(гивати)участвовал в боевых операциях, знаю не понаслышке, что такое терроризм внутри страны, здесь для меня все однозначно. А вот тема ортодоксальных евреев неоднозначна и здесь бесконечное противостояние между светскими и ультрорелигиозными. С этой группой населения тоже знакома близко, они с детьми бывали у нас дома и здесь слишком много противоречий , разногласий,споров. Просто обо всем не напишешь.И Вы меня извините, но мне кажется, что за посление пару десятилетий русские люди растеряли чувство собственного достоинства. Больше цените своих национальных героев, свою историю. Вот где нужно брать пример с евреев,
Здесь речь не идет об идеализации, а о нашем отношении к еврейскому вопросу. Эта история волнует не только меня. К еврейскому вопросу обращались и русские, и западные философы. Только Восток этот вопрос абсолютно не волнует, потому что там совсем другая религия, которая не связана с еврейской религией и Распятием Христа. Так что речь идет не о том, унижаешься перед кем-то или нет, а в том, чтобы уважать других так же, как себя. Антисемитизм — больной вопрос в нашем обществе, и я когда писала текст, думала о том, что будет и негатив, потому что тема очень болезненная. И я не ошиблась.
Кто-то здесь сказал:»любите Человека», независимо от его национальности. Евреи, как все другие люди и добрые, и умные, и не очень, и щедрые и жадные и такие, кому можно верить, и такие, с кем нельзя иметь дело. Вообщем, как все. Никогда никого не идеализируйте и уважайте себя.
Спасибо, слушаю и смотрю. А самого текста не вижу.
Shabbat
Просто исторически к евреям относятся с какой-то опаской, но у меня в детстве не было сформировано такого предубеждения, поэтому к евреям относилась всегда как к обычным людям, только потом поняла, что они все-таки не как все. Не лучше, и не хуже, просто другие и с ними интересно.
по жизни у меня были и есть друзья и подруги по национальности евреи. Все отличные люди!
Где про ортодоксальных евреев. Дайте, пжл, ссылочку. Я хотела разместить Ваш текст про Лермонтова, но про евреев — лучше. Интересно, какая будет реакция на еврейскую страничку. «Любить в себе человека» действительно актуально. У меня в шапке цитата от Ницше: «Надо учиться любить себя — любовью здоровой и святой, чтобы оставаться верным себе и не терять себя». Не будешь себя любить, не возлюбишь и ближнего своего.
Как интересно получается, у меня мама — русская, а папа — еврей…, были конечно…, Царство им небесное!
Когда русские оскорбляют еврея, я заступаюсь за еврея…, когда евреи оскорбляю русского, я заступаюсь за русского! Такая вот бухгалтерия…
Во мне…, ТАКИЕ полярности…, и они мне жутко нравятся…! Когда — то даже написал на эту злободневную тему…, в пользу ортодоксальных евреев, а недавно сильно ополчился против них, в одной из бесед с друзьями…
Когда — то, СССР — сильно обогатился за счет еврейского влияния…, так же как и Израиль от русского, на настоящий момент…
Теперь, когда очень близко познакомился с бесконечным количеством разного рода наций, народностей, национальностей…, в пору открывать самый интересный вопрос —
» любить в себе ЧЕЛОВЕКА !!!!!!!!!!!!!! »
p.s . Алексей Максимович — всё ещё актуален…