Двойники: Рихтер — Гульд. Часть 2. Гленн Гульд

Glenn Gould(Часть 1Гленн Гульд  - прямая противоположность Рихтеру. Субтильный интроверт  с признаками аутизма, который  нашел свой путь освобождения, как от недостатков в себе самом, в исполнительской деятельности, так и от того, что не любил.

Слишком эмоциональный и чувствительный к внешним факторам, чутко реагирующий на настроения публики и критику, на концертах он чувствовал себя жертвой, которую привели на заклание.

Поэтому задолго до окончания своей концертной деятельности, в одном из интервью он сказал, что закончит выступать, как только окрепнет материально настолько, чтобы позволить себе  не концертировать.

Так и случилось - десять лет спустя, хотя и на два года позже отмеренного себе самому концертного срока – не в 30 лет, а в 32. Но он не умер,  не стал отшельником, не затворился в слоновой башне, как пишут некоторые, а выбрал уединение,  как наиболее комфортный для себя способ существования.

В результате освобождения личностной энергии, которая сковывалась публичными выступлениями на концертных подмостках, он стал во второй половине жизни тем, кем  хотел стать: свободным человеком, оригинальным музыкантом, эпохой в исполнительском искусстве, мыслителем и  философом со своим оригинальным видением мира музыкального и окружающего.

Интеллектуальная кабинетная деятельность его привлекала значительно больше, чем публичная, в любых ее формах. Она  всегда у него связывалась с соперничеством, к которому он никогда не стремился и избегал. Во второй половине жизни Гленн Гульд предстает совершенно живым, свободным и абсолютно современным, уже не боящимся высказываться и действовать так, как считал нужным.

Рихтер, в отличие от Гульда,  так и не смог снять с себя сковывающий его личность публичный панцирь. Личность великого пианиста раскрывалась и освобождалась только за роялем, да в одиночестве, или  когда выезжал на гастроли за границу.

Ему не хватало свободы, не хватало воздуха, он не был свободным человеком. Это чувствуется в его фигуре, монолитности, близкой к монументальности, в жестах и мимике.  Но он принял это как судьбу, как данность, не пытаясь ничего менять во вне.

Гульд Гленн вырвался из этой публичной зависимости, сформулировав свое личное музыкальное кредо и манифест и постепенно реализовав его, несмотря на критику, непонимание, неприятие и чуть ли не обвинения в психической ненормальности. Гульд Гленн смог позволить себе быть свободным. В этом его преимущество и отличие от  Рихтера.

Прослушав и прочитав записи его исполнений, его интервью и статьи (которых, кстати, у нас не так много),  а также комментарии о нем, Гленн Гульд у меня меньше всего ассоциируется с социальным анахоретом и  закрытостью.

Это абсолютно живой, открытый человек, свободно высказывающий свои мысли и не только о музыке: он шутит, смеется, забавляется и играет по своим правилам.  Он – человек играющий, в прямом и переносном смысле. А кто и вызывает ассоциацию с затворником и закрытостью – так это Рихтер.

Glenn GouldГленн Гульд   любил чистый звук и интеллектуальный анализ, был гениальным системщиком  в области музыки, препарируя музыкальное произведение на отдельные звуки, отдельные фразы, изучая связи звуков и фраз, проясняя структуру произведения и делая ее прозрачной для исполнительства и слушателя. Этот метод он назвал аналитической ясностью.

Рихтер никогда не подходил к произведению аналитически, более того, он выступал против всякого изучения и анализа. Рихтер всматривался в произведение, Гульд – вслушивался, Рихтер включал сердце, Гульд – ум.

Рихтер считал исполнителя зеркалом композитора, Гульд – экспериментировал и импровизировал, исполняя одно и то же произведение по-разному: то быстро, то медленно, сознательно отклоняясь от текста и шаблонного традиционного исполнения, не признавая середины. Гульд Гленн был экстремистом. Он часто использовал монтаж записи, добиваясь наилучшего звучания, Рихтер – никогда. Он любил живые концерты.

Гленн Гульд  в результате скрупулезной работы над собой выработал в себе многие качества, которых у него в первых выступлениях не было: устойчивость темпоритма, единую пульсацию звуков и фраз, отказ от традиционной легатности и педальности, взяв под контроль каждый звук и каждую фразу.

Он оседлал свои недостатки, превратив их  в достоинства. То была школа собственного выстраивания и преодоления, попытка найти равновесие между эмоциональным и рациональным. Она ему удалась.

Но чтобы достичь такого равновесия, он от много в житейском плане отказался. Он, например, не любил, в силу особенностей своего характера и психологического строя, общения с людьми, потому что оно требовало слишком больших затрат энергии,  утомляло и выводило из равновесия. Любое общение требовало потом, как он сам говорил, восполнения  энным числом одиночества и уединения.  Существенным числом.

Glenn GouldГульд не любил своих выступлений на концертах, прежде всего, по причине дискомфорта и чувства соперничества, возникающих всякий раз, как он выходил на подмостки, сравнивая их с цирковой ареной (знаю эти чувства по себе, долгое время являясь преподавателем).

Пианист боялся обсуждений своей частной жизни и потому вел ночной образ жизни, выезжая из гостиницы, где жил, только по ночам.

Гленн был ипохондриком, боялся заразиться или простыть, всегда носил перчатки, даже в бассейне. У него была своя манера исполнения, начиная со стула, который был на 20 см ниже обычного, сделанный его отцом еще в детстве. Ему  он  ни разу не изменял. Это позволяло пианисту видеть клавиатуру вблизи и контролировать игру.

В ходе исполнения он сам себе дирижировал и напевал, что происходило, по его словам, автоматически, но очень мешало в процессе записи. Гульд любил в музыке переходные фигуры, стоявшие между эпохами.

И не любил исполнять произведения, специально написанные для фортепиано, чаще исполняя те, что были написаны для других клавишных инструментов: клавесина, органа, клавикорда.  Гленн Гульд был гидом в мире музыки всех эпох, некоторые даже считают, что в нем жила просветительская жилка.

Konchalovskij_Glenn-GuldУйдя от живого исполнительства в концертных залах, он сосредоточился на звукозаписи и реализации своих идей.

Это было очень органично для него и его психологического типа: тишина, уединенность, исполнение в условиях, не травмирующих психику,  отсутствие соперничества не только с другими, но и с самим собой, давали совершенной иной результат.

Звукозапись давала возможность импровизации и достижения того качества звука, которого невозможно было добиться в концертном исполнении. В студии можно было  уйти от одноразовости и ошибок, неизбежных при живом исполнении, можно было найти лучший вариант интерпретации при монтаже.

Так он мог реализовать идею единства композитора, исполнителя и слушателя, которое было утрачено, по его мнению, в начале XVIII века, и еще многое другое.

Можно сказать, что Гульд стал предтечей и первопроходцем в использовании возможностей технического прогресса на максимальном уровне. Сегодня это уже  Интернет, который, как определил его дьякон Андрей Кураев, является абсолютно монашеским занятием, уединение и возможность спокойного размышления и самореализации.

Нет сомнения, что для Гленна Гульда Интернет стал бы очередным прорывом.  (Продолжение следует)

[youtube http://www.youtube.com/watch?v=Mia9woisQZo]

Тина Гай

 

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged Музыка. Bookmark the permalink.

10 Responses to Двойники: Рихтер — Гульд. Часть 2. Гленн Гульд

  1. Мне кажется, что в принципе они могли бы встретится, но не уверена, что встреча состоялась на самом деле. По крайней мере, ни в каких статьях и источниках об обоих исполнителях ничего об этом нет. Думаю, что они, как гении, безусловно друг друга слушали, хотя они и были очень разными, как по исполнительской манере, так и по личностным особенностям.

  2. святослав says:

    Здравствуйте. Спасибо за статью,прочитал с интересом,что вообще редко делаю, я больше слушаю,но вот решил что-то узнать о тех,кого слушаю,мне стало интересно,а встречались они при жизни? выскочила ссылка на ,Вашу статью. у меня очень тормозной интернет,и всякая»добыча»информации занимает уйму времени и нервов((

  3. Глен Гульд неповторим, а его исполнение действительно завораживающее.

  4. Когда слушаю Glenn Gould кажется что где то в небесах спят на облаках нимфы и им снится сон о брызгах молочных рек, о карамельных радугах и разноцветных джунглях. Релакс? Транс? Это все отдыхает, господа!

  5. Спасибо Вам. Мне самой они открылись по-новому.

  6. Марат says:

    Спасибо за статьи о 2х уникальных пианистах.

  7. Да, Галина. Музыкальное монашество. Это Вы точно сказали.

  8. Галина says:

    такое музыкальное монашество..

  9. Спасибо большое за комментарий! Да, Вольдемар, они были одиноки, но если Гленн Гульд стремился к уединению, то Святослав Рихтер скорее страдал от одиночества. Так мне видится. Что касается дружеских привязанностей, то у Гленна Гульда была единственная — женская — привязанность, которая длилась пять лет, но после расставания с ней, он с облегчением вздохнул, сказав единственное — «Это было полезно для здоровья». У Рихтера было больше и друзей, и поклонников, и жена у него была замечательная: тонкая, интеллигентная и все понимающая.

  10. Вольдемар (АЛТАИЧ) says:

    Очень интересно! Особенно сравнительный привычек анализ 2-х гениев от музыки. Привычки — это ведь что то незыблемое, а совокупность их — это уже характер. Жаль, что в биографии обоих немного маловато о дружеских привязанностях. Или скорее всего они оба были одиноки в своей жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *