Икона Сретение Господне

Икона Сретение Господне

Икона Сретение Господне имеет большую историю. Чтобы понять праздник и икону Сретения Господня, скажем несколько слов о его месте в праздничном цикле. Сретением заканчивается рождественский цикл, состоящий из триады:

Рождество Христово, Крещение Господне и Сретение.

В этот день Богородица приходит в храм для совершения двух обрядов ветхозаветной церкви: очищения от родовых нечистот и принесение Сына-первенца для посвящения Его Богу.

Святое семейство, придя в храм, встречается с праведниками, уже стоящими на пороге ухода в мир иной - трехсотлетним Симеоном и Анной, 84 лет. На место уходящего приходит новое, только нарождающееся – в этом богословский смысл праздника.

Поскольку смысл праздника двойной, то за ним закрепилось двойное название: «Сретение» - в восточной церкви, «Очищение» - в западной. В названиях отражаются разные акценты: православная традиция делает акцент на богословском смысле, католическая – на человеческом.

При этом в католичестве – это Богородичный праздник, в православии – Господский, в котором воспевается роль Богородицы. Это можно увидеть по голубым одеяниям священников, облачающихся в этот день в Богородичный цвет. Икона Сретение Господне обязательно присутствует в праздничном ряду иконостаса. Иконописи известно два типа икон праздника.

В первом – праведный Симеон принимает Младенца из рук Матери у престола-жертвенника, относя событие в будущее: Спаситель - это искупительная жертва за людей. Во втором - праведный Симеон принимает Младенца из рук Матери у входа в храм. В первом случае подчеркивается жертвенное начало Иисуса, во второй – роль Богородицы, как Посредницы в деле искупления рода человеческого.

Икона Сретение Господне школы Андрея Рублева, о которой будет идти речь, относится к первому типу. На ней- пять персонажей. В центре – Богородица, передающая Младенца, и Богоприимец Симеон, принимающий Младенца из рук Матери как величайшую святыню. Сзади Богородицы стоит муж Марии - Иосиф-Обручник, сзади Симеона – пророчица Анна.

Таким образом, икона четко разделена на левую и правую стороны: левая принадлежит новому, правая – ветхому. Соединяет левую и правую части иконы – Младенец Иисус, находящийся на пересечении левой и правой сторон иконы, соединяя их в себе.

Икона Сретение Господне

Левая сторона устремлена вверх и вправо, правая – вниз и влево. Так в противоположных движениях они встречаются в точке передачи–принятия Богомладенца.

Икона Сретение Господне - фрагментСамый первый персонаж иконы - Иосиф-Обручник. Это отправная точка иконы. Иосиф изображен отдельно от остальных фигур. Он словно находится за пределами иконы: его правая нога почти вышла из неё.

Архитектурные детали здания, на фоне которого изображена фигура Иосифа, делают ее статичной и зажатой между горизонтальными и вертикальными балками здания. Вертикальные линии над головой Иосифа указывают,

в каком направлении надо двигаться по иконе дальше, горизонтальные - ограничивают движения Обручника, выводя его за пределы сюжета и одновременно концентрируя внимание молящегося на действительно важном.

Делается понятным и второстепенность Иосифа: он только хранитель нового, тоже принадлежа, как Симеон и Анна, к ветхому времени, а главное дело его жизни – сохранить Богородицу и Ее Богомладенца.

Жестом поднятых и покровенных рук Иосиф указывает на Марию, говоря нам, на ком надо сосредоточиться. В руках Иосиф держит двух голубей, которые приносятся в жертву за очищение Марии в соответствии с ветхозаветным обрядом (хотя Она, как Приснодева, не нуждалась в этом):

женщина, родившая мальчика-первенца, через 40 дней должна прийти в храм для очищения от родовых кровей. Для этого нужно принести в храм жертву: богатые приносили агнца и молодую горлицу, бедные - двух горлиц . Иосиф и Мария были бедны, поэтому они приносят двух голубей.

Фигура Марии трогательно-смиренная, с опущенной головой и покровенными руками, из которых Она только что передала Своего Сына-первенца старцу Симеону. Этот жест повторяет жест Иосифа. И третий раз этот же жест повторяется в фигуре Симеона.

Так трижды воспроизведенный жест удостоверяет факт принесения и принятия святыни – Иисуса Христа, раскрывая главный смысл сюжета. Смиренность Марии не только связана с передачей Младенца, но и с теми словами, которые произносит Симеон, предрекая ей страсти по Сыну:

и Тебе самой пройдет сердце оружие, предсказывая, что Она будет свидетельницей Распятия Сына. Она смиренно и с благоговением внимает словам старца. Складки одежды Марии и Иосифа практически повторяются, делая их единым целым. Икона Сретение Господне - фрагмент - Симеон и АннаСтарец Симеон стоит на возвышенности, а потому склоняется перед Марией.

И не только потому что он выше ростом, но потому что благоговеет перед Ней. Симеон полон нежности, он с приникает к лицу Младенца, напоминая образ иконы Умиления, где в таком же жесте сливаются лики Богородицы и Богомладенца.

Богомладенец тоже нежно и доверчиво прижимается к щеке старца. Фигура Симеона выписано совершенно иначе, чем фигура Марии. Его фигура кажется невесомой, легкой, что подчеркивается прозрачным цветом его одежд, сливающихся с цветом кивория над жертвенником-престолом.

Ветхозаветные фигуры (Симеона и Анны) выполнены в одном и том же стиле - прозрачные с серыми пробелами. Фигуры Иосифа и Марии выполнены утяжеленными, реальными, земными. Ветхозаветные фигуры словно уже растворяются в дымке тумана того, что их ожидает в будущем.

Движение рук Симеона повторяет общее движение иконы и лесенки, на которой он стоит, слева направо и вверх. Наконец последний персонаж иконы – пророчица Анна. Она стоит спиной, лик Анны виден только в профиль.

Ее фигура выполнена в том же стиле, что и фигура Симеона – прозрачная с серыми пробелами, словно тонкими карандашными линиями. Фигура сильно удлинена, что делает ее выше фигур Иосифа и Марии, а лик ее не кажется старческим, скорее наоборот - молодым и наивным.

Здание, находящееся над головой Анны, тоже ступенчатое, продолжающее движение иконы с левого нижнего угла в правый верхний. Оно заметно отличается от здания за спиной Иосифа, которое как бы утяжеляет левый нижний угол,

а здание за спиной Анны – делает угол чистым, легким, воздушным, завершающим общую композицию радостной свежей нотой. Это здание является конечной точкой иконы в ее устремленности вверх по диагонали слева направо. Подобное сооружение было и в иконе «Введение Богородицы во храм», где такое же здание завершает общую композицию иконы. В этом здании-кивории на той иконе помещается Богородица, которую Ангел питает хлебом Небесным.

По цветовой композиции икону также можно разделить на два треугольника, проведя диагональ из левого верхнего угла – в нижний правый. Нижний треугольник по цветовой гамме более тяжелый, темный, с резкими контрастами. Это земной треугольник. Здесь находятся Иосиф и Мария.

Верхний треугольник – светлый, прозрачный, легкий с яркими тонами, словно парящий в воздухе. Здесь преобладают нежные дымчатые тона, как бы уносящие в этой дымке уходящие в иной мир Симеона и Анну, оставляя на земле Марию и Иосифа.

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…»

- последние слова, исходящие из уст Симеона, принимающего Младенца как избавление от земного бремени. К светлому миру принадлежит и Младенец, сливающийся в светло-золотом цвете одежд с одеждами Симеона.

Икона Сретение Господне - цветовая гамма

Наконец, общую композицию завершает противоположный взгляд мастера на здания слева и справа. Здание слева изображено взглядом снизу вверх, отчего оно кажется плоским и тяжелым, а киворий и ступенчатое сооружение в верхней правой точке – взглядом сверху, что делает их парящими в воздухе. Такое противопоставление позволяет на первое место выдвинуть фигуры Богородицы, Симеона, которые встречаются на стыке обратных движений.

Икона Сретение Господне в целом выглядит очень празднично, нарядно, в ней преобладают золотисто-охряные теплые тона, красный цвет велума подчеркивает торжественность момента встречи, а легкость верхнего правого угла показывает общую устремленность иконы к свету, в Царство Небесное, в мир иной, куда уходят Симон и Анна.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged Андрей Рублев, богословие, богословие иконы, икона, Иконописцы, православные праздники. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *