Максим Грек в списке моего
Сначала оболганный, потом заточенный в темницу завистниками, отнявшими у него даже право писать и читать, наконец, закованный в монастырь на долгие двадцать лет без права причащения Святых Даров и только в возрасте 75 лет переведенный в Троице-Сергиеву Лавру, предоставившую ему возможность спокойно жить и работать.
Там он захоронен, там и обретены его благоухающие мощи (21.06.1996 г). Так случилось, что братья-славяне Кирилл и Мефодий принесли на русскую землю славянскую письменность, а грек стал на русской земле христианским просветителем.
Трагедия, случившаяся с великим мыслителем и подвижником, сделала почитание преподобного Максима в России равным почитанию апостола среди языков. Он стал просветителем православия, которое в то время подменялась обрядоверием и распространением суеверий.
Его полюбили, к нему тянулись. Особенно те, кто хотел научиться грамоте, просветиться в православии. Он стал первым в России богословом, мыслителем, философом, справщиком богослужебных книг. Он перевел с греческого Толковую Псалтирь и книги известных богословов.
Но неточности в богослужебный книгах и Священном Писании, нежелание принимать этот факт и их правку, воспринимавшуюся как посягательство на русскую старину, обличение Максимом суеверий в жизни русского общества, активное участие на стороне нестяжателей, проповедь любви и милосердия сделали Максима Грека врагом многих из числа власть предержащих и духовенства.
У преподобного Максима несоответствие человека образу Христа всегда вызывало только сожаление о нарушении им Божьего замысла, но не желание его уничтожить. У церковных властей того времени (да и сегодня) преобладает стремление уничтожить человека, преступившего церковные правила или поступившего не в соответствии с их нормами.
Такой человек только, и прежде всего, враг, которого следует засудить, засадить или вовсе уничтожить. В этом была суть конфликта между Максимом Греком и официальными церковными властями. Джон Милбанк, лидер нового богословского направления «Радикальная ортодоксия», говорит, что деятели православия очень неохотно вступают в диалог с другими христианскими конфессиями (протестантизмом, католичеством, баптизмом и т.д.) и, когда им что-то активно не нравится, они просто выходит из диалога.
«Кто не с нами – тот против нас» – лозунг, взятый на вооружение фундаменталистами от православия, как, впрочем, и всеми ортодоксальными верованиями. Как-то прочитала фразу, как будто сказанную протопресвитером А. Шмеманом: «Сначала монахи ушли в пустыню от мира, потом вернулись в мир, чтобы сделать его монастырем».
Не знаю точно, сказал ли это свщ. Александр Шмеман, но это и неважно, потому что есть в этих словах правда. Русские священнослужители, особенно малограмотные, отличаются особой жестокостью, о чем много раз писали известные русские мыслители. Это хорошо видно из истории спора XVI века между митрополитом московским Даниилом и преподобным Максимом.
С другой – чужестранец, грек, образованнейший человек своего времени, знавший несколько языков, в короткий срок изучивший русский и церковно-славянский языки, просветитель православия, выступавший против землевладений и вообще монастырской собственности, аскет, человек огромной духовной силы и святости.
Даниил был представителем традиции Иосифа Волоцкого, основателя Волоколамского монастыря, сторонника владения монастырями земельной и иной собственности. Максим Грек - представитель афонской монашеской традиции, не признававший русскую автокефалию, отстаивавший отказ от монастырских владений и собственности, считавший, что попечение о собственности отвлекает монахов от духовного делания, втягивая их в мирскую суету.
Спор о монастырских владениях, длившийся не одно десятилетие, известен в русской истории как борьба стяжателей и нестяжателей. Максим Грек, приехал в Россию в качестве переводчика. Но со временем втянулся в этот внутрицерковный спор, безоговорочно встав на сторону нестяжателей. Это и стало одной из причин его заточения в тюрьму, а также резких обвинений в его адрес, не говоря уже об образованности, также косвенно вменявшейся ему в вину.
(
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Битва Гедеона. Окончание
- Блёз Паскаль. Не будем искать уверенности и прочности
- Страстной четверг. Тайная вечеря.
- Иоанн Предтеча. Рождество
- Спас Нерукотворный.
- Летопись обращения. Часть 4
- Святитель Николай Японский (Николай До).
- Праздник Сретение Господне
- Джон Донн. Алхимия болезни. Часть 3
- Жены-мироносицы. Хрупкая любовь