Максим Грек

maximgrek

Икона "Преподобный Максим Грек". XIX век

Максим Грек  в списке моего мартиролога  стоит первым. Греческий монах, мыслитель и русский узник, приехавший с Афона в Россию в возрасте около сорока лет по приглашению Василия III с миссией просвещения, но так и не выпущенный обратно, почивший в Троице-Сергиевой Лавре в возрасте 81 года, 35 из которых провел в русских темницах и  монастырских заточениях.

Сначала оболганный, потом заточенный в темницу завистниками, отнявшими у него даже право писать и читать, наконец, закованный в монастырь на долгие двадцать лет без права причащения Святых Даров и только в возрасте 75 лет переведенный в Троице-Сергиеву Лавру, предоставившую ему возможность спокойно жить и работать.

Там он захоронен, там и обретены его благоухающие мощи (21.06.1996 г). Так случилось, что братья-славяне  Кирилл и Мефодий принесли на русскую землю славянскую письменность, а  грек стал на русской земле христианским просветителем.

Трагедия, случившаяся с великим мыслителем и  подвижником, сделала почитание преподобного Максима в России равным почитанию апостола среди языков. Он стал просветителем православия, которое в то время подменялась обрядоверием и распространением суеверий.

maximgrek1Для просвещения в православии  он написал более 150 статей, посвященных обличению пороков, неверия, католичества, мусульманства. Много статей посвящено тому, как надо каяться и как причащаться, как готовиться к монашеству, требования к монахам, почему не надо скорбеть об умерших, о зле разводов, о книгах апокрифических и т.д..

Его полюбили, к нему тянулись. Особенно те, кто хотел научиться грамоте, просветиться в православии. Он стал первым в России  богословом, мыслителем,  философом, справщиком богослужебных книг. Он  перевел с греческого Толковую Псалтирь и книги известных богословов.

Но неточности в богослужебный книгах и Священном Писании, нежелание принимать этот факт и их правку, воспринимавшуюся как посягательство на русскую старину, обличение Максимом суеверий в жизни русского общества, активное участие на стороне нестяжателей, проповедь любви и милосердия сделали Максима Грека врагом многих из числа власть предержащих и духовенства.

У преподобного Максима несоответствие человека образу Христа всегда вызывало только сожаление о нарушении им Божьего замысла, но не  желание его уничтожить. У церковных властей того времени (да и сегодня) преобладает стремление  уничтожить человека, преступившего церковные правила или поступившего не в соответствии с их нормами.

Такой человек  только, и прежде всего, враг, которого следует засудить, засадить или вовсе уничтожить.  В этом была суть конфликта между Максимом Греком и официальными церковными властями. Джон Милбанк, лидер нового богословского направления «Радикальная ортодоксия», говорит, что деятели православия очень неохотно вступают в диалог с другими христианскими конфессиями (протестантизмом, католичеством, баптизмом и т.д.) и, когда им что-то активно не нравится, они просто выходит из диалога.

«Кто не с нами – тот против нас» – лозунг, взятый на вооружение фундаменталистами от православия, как, впрочем, и всеми ортодоксальными верованиями. Как-то прочитала фразу, как будто сказанную протопресвитером А. Шмеманом: «Сначала монахи ушли в пустыню от мира,  потом вернулись в мир, чтобы сделать его монастырем».

Не знаю точно, сказал ли это свщ. Александр Шмеман, но это и неважно, потому что есть в этих словах правда. Русские священнослужители, особенно малограмотные, отличаются особой жестокостью, о чем много раз писали известные русские мыслители. Это хорошо видно из истории спора XVI века между митрополитом московским Даниилом  и преподобным Максимом.

maximgrek4С одной стороны – московский  митрополит Даниил, малообразованный, но обличенный властью, хитрый интриган, властолюбец, поставленный на митрополичью кафедру Василием III, монах и бывший настоятель  крупнейшего Иосифова Волоколамского монастыря, владевшего огромной земельной собственностью.

С другой – чужестранец, грек,  образованнейший человек своего времени, знавший несколько языков, в короткий срок изучивший русский и церковно-славянский языки, просветитель православия, выступавший против землевладений и вообще монастырской собственности, аскет, человек огромной духовной силы и святости.

Даниил был представителем традиции Иосифа Волоцкого,  основателя  Волоколамского монастыря, сторонника владения монастырями земельной и иной собственности. Максим Грек - представитель афонской монашеской традиции, не признававший русскую автокефалию, отстаивавший отказ от монастырских владений и собственности, считавший, что попечение о собственности отвлекает монахов от духовного делания, втягивая их в мирскую суету.

maximgrek3

Двойная икона "Максим исповедник и Максим Грек"

Спор о монастырских владениях, длившийся не одно десятилетие, известен в русской истории как борьба стяжателей и нестяжателей. Максим Грек, приехал в Россию в качестве переводчика. Но со временем втянулся в этот внутрицерковный спор, безоговорочно встав на сторону нестяжателей. Это и стало одной из причин его заточения в тюрьму, а также резких обвинений в его адрес, не говоря уже об образованности, также косвенно вменявшейся ему в вину.

(Окончание).

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus
This entry was posted in Вопросы веры and tagged богословие, мартиролог, русские имена, церковная жизнь. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *