Михаил Врубель. Московский период

mihail_vrubel20(Начало здесь и здесь) Михаил Врубель московского периода – это уже сложившийся мастер со своим оригинальным стилем,  с набором идей, приемов и тем, сформировавшихся еще в Киеве. Большинство исследователей считает, что московский период был самым плодотворным для художника и уделяют ему больше внимания, чем киевскому, хотя без Киева не было бы Москвы.

Справедливости ради надо сказать, что многие серьезные исследователи отдают предпочтение все-таки киевским работам мастера, хотя и признают, что поздний Михаил Врубель  («Сирень», «Царевна-Лебедь», «Шестикрылый Серафим» и другие) по энергетике, пониманию цвета и света приближается к постимпрессионизму Ван-Гога.

Эти картины уже никого не смешили, завораживая своей магией и таинственностью. Московский период оказался плодотворным в том числе и потому, что мастер встретился с женщиной, ставшей его Ангелом-хранителем - в противовес Демону, родившемуся из киевской  страсти. Антиномичность пронизывает всё искусство художника, являясь его стержнем.

mihail_vrubel22С одной стороны, лик страдающей Богородицы из Кирилловой церкви, с другой - Ее антитеза в образе Демона. Две ипостаси одного и того же реально существующего физического лица Эмилии Праховой. В Москве антиномичность получила обобщение и превратилась в представление о человеке как единстве добра и зла в их неразделенности и вечной борьбе.

Художник сумел  вечный философский вопрос выразить в живописи так же сильно, как в литературе его выразил  Лермонтов, а потом Достоевский.  В Москве антиномичность его творчества обогатилась образом любимой женщины, ставшей антиподом больной киевской страсти. Та была разрушительницей, принесшей художнику  неимоверные страдания; эта –  созидательницей семейного очага, счастья и любви.

Первая, некрасивая и вполне обыденная  женщина, предстает Богородицей с тоской и болью в глазах, царицей Тамарой – в иллюстрациях к Лермонтову, многочисленными вариантами страдающего Демона. Вторая, нежная и красивая, жена и мать любимого сына в образе Царевны-Лебедя, Души березовой рощи, Нимфы в кустах сирени, в образе Мировой Души и Вечной Женственности.

mihail_vrubel23Московский период открывается работой «Демон сидящий». Тема Демона - центральная в творчестве Михаила Врубеля, не оставлявшая его на протяжении почти двадцати лет. Художник не столько пишет необычный образ, сколько творит свой миф.

Демон Врубеля это не падший ангел и не символ зла; это - сверхъестественное существо, определяющее судьбу человека, направляющее  его по  пути, часто ведущего к катастрофе. Каждому достается свой Демон, управляющий им с рождения. Демон – это характер, под влиянием которого человек совершает те или иные действия.

Каждый, наверное, может вспомнить ситуации, в которых он действовал словно бы кто-то другой управлял его действиями. Я в таких ситуациях была не раз, при этом ясно чувствовала, физически чувствовала, что нахожусь под влиянием чуждой мне силы, но ничего не могла с ней поделать. Кончалось это всегда катастрофой.

mihail_vrubel25Не случайно в римской мифологии Демон – это символ судьбы и личности, гений, ведущий человека по своему пути. Демон - дух гордый, мощный, мятущийся, бунтарь-одиночка, не смиряющийся с обыденностью и скукой, властный и величественный в своей непокорности, но в результате всегда остающийся в гордом одиночестве с болью и тоской в душе.

Это ангел вечера, призванного заклинать ночь. В такие минуты невыразимой тоски, с томящимися, скорбными глазами, глазами усталой, тонкой и умудренной души и изобразил Врубель Демона. И это были глаза самого художника, которые он каждый день видел в зеркале.

Работу над Демоном художник начал еще в Киеве - с росписи Кирилловой церкви, где в праздничной композиции Пятидесятницы изобразил громадную фигуру Космоса, противостоящего Богу и воплощающго в себе демоническое начало.

Работа над «Демоном» в доме Саввы Мамонтова наводила тихий ужас на хозяина, и особенно – на хозяйку, набожную и суеверную, требовавшую, чтобы муж немедленно изгнал из дома этого художника вместе с его дьявольской картиной.

mihail_vrubel27Однако «Демон», несмотря ни на что, был закончен в первый же год московского периода (1890-й). Но картина имела уже мало общего с тем Демоном, который четыре года назад видел в набросках отец художника, приехавший к нему  в Киев. Тот Демон, по словам отца, имел сходство со стареющей злобной бабой, похожей на Эмилию Прахову.

Так началась «демониада» Михаила Врубеля, имевшая продолжение в иллюстрациях к Лермонтову, в скульптурах и картинах. За его спиной начали шептаться, что художник одержим дьяволом, но это только подхлёстывало интерес к нему. Михаил Врубель стал модным. Заказы полились к нему рекой: оформление интерьеров богатых домов, панно, мозаики, оформление спектаклей, эскизы костюмов...

Это длилось десять лет, вплоть до первых признаков болезни в 1901-м году. Десять лет непрерывного напряжения и работы по 15-20 часов в сутки обернулись неизлечимой болезнью. Но пока ему сорок и он, наконец, всерьез задумался о женитьбе. На примете - три претендентки, но все ему отказали. К счастью, появилась четвертая.

mihail_vrubel21История встречи и любви мастера и молодой талантливой певицы Надежды Забелы начиналась загадочно и таинственно. В Петербург для написания декораций к постановке оперы Мамонтова «Гензель и Гретель» должен был ехать Коровин, который заболел. Тогда Савва Иванович отправил в столицу Михаила Врубеля.

Войдя в темный зал театра, где в это время шла репетиция, Михаил Александрович остановился как вкопанный, ошеломленный голосом певицы, которую еще не видел. В перерыве, вбежав за кулисы, он восторженно пожимал ее руки, сразу влюбившись в образ, нарисованный ему ее голосом.

Надежда Ивановна была на двенадцать лет младше художника и хороша собой. Молодая, нежная, с аристократически  тонкими пальцами, голубыми глазами и манерой смущенно смеяться. Чтобы снова и снова слышать ее голос, только на оперу «Садко» он ходил девяносто раз.

mihail_vrubel30Памятуя о прежних отказах, Михаил Александрович боялся, что она тоже откажется  принять предложение стать его женой. Тем более что  репутация его была скандальной, заработки случайными, он много пил, сорил деньгами и слыл декадентом. Но вопреки всему, в том числе и протестам  со стороны ее семьи, она согласилась. В 1896 году они стали мужем и женой и уехали за границу в свадебное путешествие.

Вернулись из поездки в Харьков, где Надежде Ивановне предложили петь партию Тамары  в опере «Демон». Михаил Врубель не мог оставаться в стороне, предложив свои услуги по сценическому оформлению спектакля и  костюмов. Всё, что придумал художник для любимой жены, было потрясающим. И впредь Врубель всегда сам оформлял и шил ей костюмы для спектаклей, делал грим и придумывал прически.

Вскоре С.И.Мамонтов пригласил их обратно в Москву, где с Надеждой Ивановной хотел познакомиться Римский-Корсаков. Она стала его певицей, для неё композитор писал все главные партии своих опер: «Снегурочка», «Псковитянка», «Моцарт и Сальери»...  В опере о Царе Салтане Надежда Ивановна предстала в образе Царевны-Лебедь, ставшей символом той жизни, в которой Михаил Александрович был абсолютно счастлив.

mihail_vrubel24Художник создавал не только сценические образы жены, но и любил придумывать интерьеры их съемных квартир, тратя на обустройство больше, чем мог себе позволить даже С.И.Мамонтов: художник не хотел впускать в свой дом никакой обыденности, его должно было окружать только искусство, ставшее его религией.

Однако семейное счастье продлилась всего пять лет. В 1901 году в семье родился сын Саввочка, у которого оказалась  уродливая заячья губа. Для Михаила Врубеля это стало страшным ударом; в случившемся он обвинял себя и вскоре снова вернулся к теме Демона, заказав холст огромного размера, на котором вскоре стал появляться "Демон поверженный".

 

(Окончание здесь)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged русские художники, русский мир, Серебряный век, художники. Bookmark the permalink.

12 Responses to Михаил Врубель. Московский период

  1. Наверное, Вы правы. Его «Сирень» — завораживающая. Мне она очень нравится.

  2. Оксана says:

    Мне кажется, что уже в «Сирени» видна начинающаяся душевная болезнь Врубеля. Какая-то она ненормальная. Хотя и завораживающая. Как бездна, в которую нельзя долго смотреть.

  3. М.б., теперь Вы о Врубеле знаете чуть больше.

  4. Сергей says:

    Смотрел на Климта сквозь стекло
    почти карманной галереи.
    С тех пор воды немало утекло,
    но фотографии на память уцелели.
    Но мы о Врубеле — я в нём профан
    Царевну-Лебедь помню и демониаду.
    Не знал, что пережил он много ран,
    наверное судьбе так было надо!

  5. Насыщаю уже больше пяти лет. Не всегда получается, но стараюсь.

  6. Он загадочный для многих. Чтобы его почувствовать, в каком-то смысле надо быть в его состоянии с тем же психическим складом души и духа. Мифотворец и философ, очень глубокий и тонкий художник.

  7. Двери ада заскрипели еще при Лермонтове. Неслучайно его «Демон» был опубликован через двадцать лет после смерти поэта. Церковь не пропускала поэму по цензурным соображениям. Но если Лермонтов чувствовал приход Демона по едва ощутимым толчкам, то Врубель видел его воочию. «Демон сидящий» — вершина творчества Врубеля, значительно слабее, на мой взгляд, «Демон поверженный». Его художник писал уже на грани психического срыва и болезни. Он не мог от него отстраниться и посмотреть со стороны. Демон жил в нем, управлял им и художник в этом смысле был скован. И это уже не поэтично, а трагично. Здесь врата ада не просто заскрипели, а отверзлись.

  8. Для меня — тоже!!! Хотя они, конечно, разные. Климт — это эротика и эстетизм, Врубель — это философия, мистика и тайна человеческой души.

  9. Игорь Герасимчук says:

    Загадочный художник для меня!

  10. Аоександр Зиновьев says:

    Сам по себе Вас посыл ПРОСВЕЩАТЬ — благороден!
    Дальше умение насытить тему ясными и точными образами.
    Кто тянется к знаниям — Вас услышит.

  11. Игорь says:

    Здравствуйте, Тина. Заготовил коммент ещё на прошлые выпуски о Врубеле, но пока придержу…Московский период — это Демон «очнувшийся»(??) — если сравнить его с Роденовским «Мыслителем». Какая-то связь между ними, даже родство, и время создания почти одно. Что если \именно\ напряженно-дремлющий «Мыслитель» пробудил демона в Мих. Врубеле? Всё дальнейшее творчество которого — Демоны, Демоны набирающие мощь…и одолевающие художника!
    Наступал ХХ век. Врата Ада заскрипели….

  12. nadilel says:

    Для меня Врубель больше, сильнее и глубже чем Г. Климт…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *