Пасхальные яйца Фаберже

faberge9

Наполеоновское. 1912. К столетней годовщине войны с Наполеоном. Подарок Марии Федоровне. Сюрприз - ширма с шестью миниатюрами, изображающими представителей полков, почётным полковником которых была императрица.

Символом эпохи и исчезнувшей Российской империи, ее богатства и процветания, вершиной русского ювелирного мастерства по праву считаются Пасхальные яйца Фаберже. Именно они сделали имя русского ювелира знаменитым во всем мире, имя, которое с придыханием произносится сегодня в Европе и Америке.

Яйца Фаберже являются чудом не только ювелирного мастерства, но и механики: каждое яйцо имеет свой сюрприз. Им  были или часы, или музыкальные шкатулки, или  маленькие поезда, проезжавшие несколько метров, или павлин, имитировавший походку настоящей птицы, или шагающие мавры, или миниатюрные картины.

История создания императорской  коллекции Пасхальных яиц, их пропажи, обретения, а потом - многочисленных подделок обросла легендами, тайнами, криминальными историями и именами, все больше европейскими и американскими. Об этих чудо яйцах для миллионеров написаны тома научных и искусствоведческих исследований и десятки криминальных романов и детективов.

Но сегодня даже бренд фирмы Фаберже давно не принадлежит России, а все попытки Виктора Вексельберга выкупить его оказались тщетными. Знаменитый русский ювелир с немецко-франко-датскими корнями Карл Фаберже тридцать два года (1885-1917) изготавливал для императорской семьи Романовых знаменитые Пасхальные яйца - по одному в год, а кроме них еще и для других богатых частных заказчиков.

Начало знаменитой ювелирной династии уходит корнями во Францию (отсюда  - французская фамилия), к далеким предкам-гугенотам. Самое первое Пасхальное яйцо (1885) было изготовлено Карлом Фаберже вовсе не к Пасхе (пусть и в форме яйца), а к двадцатилетию помолвки в 1866 году Александра III с дочерью датского короля Марией Дагмар, при крещении в православие получившей имя Марии Федоровны.

faberge8

Курочка. 1885. Подарок Марии Федоровне. Сюрприз - курочка с короной и кольцом. Корона утрачена

Яйцо было изготовлено по образцу пасхального подарка XVIII века в виде простого куриного яйца, внутри которого находился сюрприз: курочка, в которой в свою очередь была корона, а в короне – кольцо.  Словом, подарок-сюрприз в виде русской матрешки. Одно из таких яиц XVIII века можно увидеть и сегодня в  замке Розенборг в  Копенгагене.

Яйца превратились в праздничные Пасхальные с легкой руки императрицы Дагмар, которая так восхитилась подарком, что заказала Карлу Фаберже ежегодно изготавливать по одному Пасхальному яйцу с обязательным условием, чтобы ни одно из них не повторяло предыдущие и обязательно имело сюрприз.

Так было положено начало императорской традиции, просуществовавшей вплоть до отречения Николая II от царского престола. Александр III на протяжении десяти лет  заказывал только одно яйцо – для своей жены, а после смерти императора его сын, Николай II,  заказывал два яйца: одно для своей матушки – Марии Федоровны, вдовы Александра III, второе - для жены, действующей императрицы Александры Федоровны.

faberge1

Херувим и колесница. 1888. Подарок Марии Федоровне. Сюрприз - в яйце - херувим с часами

Мария Федоровна в общей сложности получила тридцать из пятидесяти двух императорских  яиц, но  вывезти ей удалось в родную Данию в 1919 лишь одно  - Георгиевское, последнее из  подаренных ей на Пасху-1916. На нем – орден святого Георгия, а внутри сюрприз: миниатюрный портрет Николая II. Двадцать яиц подарены Александре Федоровне. Два последних (к Пасхе 1917)  не были закончены, но известно, кому каждое из них предназначалось в подарок.

Наиболее ценными из пятидесяти двух яиц Фаберже считаются первые десять времен Александра III, а самыми спорными и овеянными тайнами – последних два, которые до адресатов не дошли. Все предыдущие Пасхальные яйца вручал императору - всегда в страстную пятницу - лично хозяин фирмы Карл Густавович, сопровождая подарок счетом на его стоимость. Позднее именно по этим счетам удалось установить, сколько было изготовлено императорских Пасхальных яиц Фаберже.

faberge2

Георгиевский крест. 1916. Подарок Марии Федоровне. Сюрприз в яйце - портрет Николая II

С последними Пасхальными яйцами Фаберже случилась невероятно запутанная история. Заказ на их изготовление к Пасхе семнадцатого, как и всегда,  фирма получила  за год вперед - весной 1916 сразу после вручения яиц на Пасху-1916, но есть свидетельство главного художника фирмы, что яйца не были закончены. Об этом он писал в 1922 г. о яйце «Созвездие цесаревича», предназначенном в подарок Александре Федоровне:

«…яйцо синего стекла, на котором было инкрустировано созвездие того дня, в котором родился наследник. Яйцо поддерживалось амурами из серебра и облаками матового горного хрусталя. Если не ошибаюсь, внутри были часы с вращающимся циферблатом. Изготовление этого яйца было прервано войною. Готовы были амуры, облака, само яйцо с инкрустациями и пьедестал не был окончен…».

faberge4

Созвездие цесаревича. 1917. Подарок Александре Федоровне. Последнее яйцо. Незаконченное. Сюрприз - часы внутри яйца

Установить, сколько было изготовлено царских яиц, удалось только в начале девяностых. Яйцо «Созвездие» 1917 г., о котором говорилось выше, было случайно обнаружено в Минералогическом музее Ферсмана в Москве в 2001 году в разобранном виде.

Каждое Пасхальное яйцо Фаберже наполнено смыслом и рассказывает о каком-либо событии, связанном с историей России: война 1914 года, путешествие цесаревича Николая на Дальний восток, открытие Транссиба, годовщина войны 1812 года  и так далее. К сожалению, в России осталось меньшая часть этой уникальной коллекции: десять из пятидесяти двух яиц хранятся в Оружейной палате, одиннадцать – в музее Фаберже (Санкт-Петербург).

Его  открыл Виктор Вексельберг специально для той части коллекции, которую ему удалось выкупить целиком  (без разделения на отдельные поштучные торги) в 2004 году.  Правда, два яйца ни точно установленного года создания, ни точного адресата не имеют и потому эксперты  сомневаются в их принадлежности к царской коллекции. Одно Пасхальное яйцо ("Созвездие цесаревича") сегодня находится в Минералогическом музее Ферсмана.

faberge5

Березовое. 1917. Подарок Марии Федоровне. Последнее яйцо, незаконченное. Сюрприз - механический слоник из драгоценных материалов. Не найден

Остальные, большая часть, -  в частных коллекциях, часто неизвестных, или в музеях Европы и Америки. Неизвестно местонахождение шести царских яиц, в том числе трех, изготовленных по заказу Александра  III.

Словом, за прошедшие сто лет уникальная коллекция была либо разворована частично - в революцию семнадцатого, частично - в девяностые годы. Большая часть коллекции продана в сталинские времена за бесценок, часть - и вовсе бесследно исчезла.

Во многом это произошло потому, что большой ценности Пасхальные яйца Фаберже, с точки зрения советской власти, национализировавшей имущество царской семьи, не представляли. Алексей Максимович Горький, например, писал, что это всего лишь хорошо обработанное серебро.

В 1917-м А.Ф.Керенский приказал  сундуки с имуществом императриц перевести в Москву и разместить их временно в Оружейной палате, где они и  пролежали нераспечатанными пять лет. В 1922 году началась распродажа художественных ценностей и национального достояния страны. Распродаже подлежали и царские яйца Фаберже.

Но в то время рынок оказался перенасыщен, яйца уходили за бесценок, через пять лет 24 яйца вернулись на родину, т.к. на них не нашлось покупателя. Через три года, в 1927,  Наркомфин потребовал одиннадцать из 24 яиц, чтобы попытаться их снова продать. Оттяжка выполнения этого решения со стороны директора Оружейной палаты воспринималась как открытый саботаж.

Тогда проданы были наиболее ценные яйца, которые скупались в основном американцами: Хаммером, женой американского посла, женой «Дженерал моторс» и другими миллионерами. Следующая и последняя  распродажа состоялась через шесть лет, в 1933.

Тогда одно яйцо из императорской коллекции «Мозаичное», подаренное на Пасху-1914 Александре Федоровне, приобрела английская королева Елизавета II, в чьей коллекции, состоящей из трех яиц Фаберже, оно и находится.

faberge3

Мозаичное. 1914. Подарок Александре Федоровне. Сюрприз - камея с профилями детей.

Яйцо имитирует вышивку крестиком и имеет сюрприз – камею с профилями детей императорской семьи, украшенную алмазами, жемчугом и императорской короной. Долго неизвестным оставалось исчезнувшие последние два яйца, которые готовились к Пасхе-1917.

Отречение произошло, как известно, в марте. Следовательно, изготовление Пасхальных императорских яиц было почти закончено. К счастью, удалось найти эскизы последних яиц, а недавно найти и сами яйца. То, что предназначалось в подарок Александре Федоровне, нашлось в Минералогическом музее, предназначенное  Марии Федоровне, выполненное из карельской березы, тоже было найдено в том же  2001 году.

Оно имело в качестве сюрприза маленького механического слоника, символ Датского королевства. Но слоник, выполненный из алмазов, золота и серебра бесследно исчез. Сохранился от него только заводной ключик. Так что история с Пасхальными яйцами Фаберже еще не закончена и точка в ней не поставлена. Есть надежда, что когда-нибудь белые пятна в этой полу-криминальной истории будут заполнены, а исчезнувшие яйца - найдены.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged общество и политика, Пасха, русские художники, художники. Bookmark the permalink.

3 Responses to Пасхальные яйца Фаберже

  1. «Рукотворное чудо» — каждое яйцо творилось в течение года и не одним человеком. Все хорошее, как говорил Спиноза, требует времени. Кроме того, Фаберже первый начал применять особые ювелирные технологии, используя драгоценные камни и металл, но и полудрагоценные камни и минералы, соединяя их в причудливых формах. К сожалению, сегодня русская ювелирная школа находится в упадке. Фаберже — это вершина, до которой вряд ли когда-нибудь дорастут русские ювелирные мастера.

  2. nadilel says:

    Даааа… это рукотворное чудо еще долго будет удивлять человечество!

  3. Pingback: Пасхальные яйца Фаберже

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *