Скоро, девушки, Покров,
Скоро нам гуляночка,
Скоро-скоро заиграет
Милого тальяночка!»
Много ли у нас в светской жизни добрых праздников, связанных с человеческим теплом и женским предназначением?
Раз-два, и нет. Восьмое марта, да день матери (который не все-то и знают, когда он). Помню, как за границей удивлялись нашему так «любимому женскому дню». «Есть день матери, знаем, а восьмое марта – это что?»
Но в храме есть несколько таких чудесных женских и семейных событий: праздник жен-мироносиц, праздник Петра и Февроньи, праздник святого Валентина, быстро привившийся на русской почве. Думается, из-за тоски по любви и простому человеческому счастью. Все они почитают семейное тепло и говорят о любви к женщине, детям, простым людям, у которых в жизни столько печали и страданий.
Но главное, что их объединяет, почитание семьи и хранительницы семейного очага: девушки, матери, бабушки.
Как Богородица покрывает Своим теплом и любовью всех и вся, так женщина покрывает близких и родных любовью и теплом, мудростью и добротой. «Мудрая жена устроит дом свой…» (Пр. Сол. 14,1).
Платочки… белые платочки бабушек, шелковые и нарядные платочки девушек и молодых женщин, детские платочки девочек и чепчики младенцев – сколько их в храмах!
И все это дань любви к Богородице и почитанию Ее Покрова. Даже у гласных букв церковно-славянского языка есть платочки – особый отличительный знак в словах, начинающихся гласными.Гласный – женская буква, придающая слову полноту, мягкость, теплоту и округлость женского тела. Не случайно в еврейской библии нет гласных.
В старину девушки в Покров день устраивали праздничные посиделки, предварительно собирая обильный стол. Благо урожай уже в закромах, погреба и амбары полны. Накануне девчата надевали старую поношенную одежду, чтобы в сам праздник выглядеть, по контрасту, наряднее: новые платья и новые сапожки, красиво уложенные головы и яркие праздничные украшения.
Перед сном они молились о даровании им семьи и любви, молились скорее «заплачкой»: "Ты, Покров - Богородица, покрой меня, девушку, пеленой своей - идти на чужую сторону! Введеньё - Мать - Богородица, введи меня на чужую сторонушку! Сретеньё - Мать - Богородица, встреть меня на чужой сторонушке!".
С утра скорей бежали в храм, чтобы быть первой (по поверью, кто первая в храм придет, та раньше и замуж выйдет) и поставить свечечку перед иконкой Покрова, помолиться Матушке-Богородице и батюшке-Покрову.
"Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня, молоду, платком"; "Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!"; "Матушка Богородица! Покрой меня поскорея, пошли женишка поумнея! Покрой ты, батюшко-Покров Христов, мою победную голову жемчужным кокошником, золотым назатыльником!"
И, как бы прощаясь со своей молодостью, девушки устраивали вечереньки: пели, танцевали, приглядывались к приглашенным молодым ребятам.
Словом, «женихались»: выбирали женихов и невест, надо было торопиться: 28 ноября наступал Рождественский пост и свадеб уже не играли.
На Руси праздник Покрова всегда связывали не с явлением Богородицы в Константинополе во Влахернском храме, а с легендой, рассказывающей о странствующей Богородице.
Однажды, говорится в легенде, Богородица, странствуя по белу свету, попросилась переночевать в одной деревне, но по злобе своей люди не пустили Ее. Тогда Илья-пророк решил наказать их громом и молнией и спалить огнем.
Богородица заступилась, покрыв своим омофором, и деревня осталась цела. (Перифраз Евангелия: когда Господь сказал своим ученикам: «Не знаете, какова вы духа» в ответ на их желание спалить город, не пустивший Иисуса по дороге из Галилеи в Иерусалим).
Люди той деревни от добра Богородицы сильно изменились: стали добрыми, приветливыми, ласковыми. Эта легенда могла родиться только на русской земле, где всегда тосковали по любви, заботе и прощении грехов. Все грешны, а человек слаб.
Легенда была призывом к подражанию Богородице: покрывать скорби и печали, слабости родных и знакомых, Сколько бы брат твой не возвдвигал на тебя хулу, прощай и покрывай, добром отвечай. Покров для русского человека был символом сказочной пелены Девы - Солнца.
На них был не только свежий урожай овощей, фруктов, мяса, рыбы и прочей снеди (к чему свелись сегодняшние осенние ярмарки), но то был главным образом смотр народных умельцев.
Они выставляли дело рук своих: куклы-обереги, пряжи, ткачество, берестяные изделия, короба, лапти, деревянные поделки и многое другое. Покров был праздником народного промысла.
Лето – Спасово, Осень – Богородична. Осенью наступали долгие вечера, женщины начинали работу по дому: прясть, вязать, шить, девки собирались уже только в избе, на посиделки. Мужчины после Покрова начинали заключать новые договора на срок от Покрова до Покрова, начиналось время промыслов: уходили на заработки, а иные возвращались уже после заработков. Покров – точка отсчета, начало и конец работ.
Обычно в Покров день выпадал первый снег и мужики примечали погоду. Покров называли зазимьем, как перед постами – есть заговенье. Длится зазимье с Покрова дня (14 октября) до дня Николы зимнего (19 декабря).
В Покров совершали оберегающие дом действия: молодые женщины от сглаза сжигали старые, набитые соломой матрасы; для предотвращения от простуды детей обливали из решета холодной водой; скоту давали последний сноп, а на ночь перед Покровом днем, чтобы зиму скотина была сыта и здорова, ставили сена столько, что она не могла все съесть.
В этот день начинали конопатить и утеплять избы, чтобы сохранить тепло, начинали регулярно топить печи. Считалось, что с Покрова на зимовье укладывался дух дома, домовой. В связи с этим был обычай «Запекание углов».
Пекли блины, первый делили на четыре части и клали в углы, как подношение домовому, чтобы он был сыты всю зиму и спокоен. С Покрова запрещалась охота на медведя, он ложился в берлоги. Открывалась охота на белок, песцов, соболей.
Покров - граница, отделяющая осень от зимы.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Икона "Успение Богородицы"
- Вторые осенины - осенние святки
- Праздник Успения Богородицы
- Икона «Вознесение»
- Икона «Введение Пресвятой Богородицы во храм». Видеорассказ
- Икона Покрова Пресвятой Богородицы
- Праздник Рождества Христова
- Праздник "Введение Пресвятой Богородицы во храм". Видеорассказ.
- Праздник "Введение Пресвятой Богородицы во храм"
Очень интересно! Спасибо! Православие за рубежом — вообще отдельная история, в России мало о ней знают, тем более о ее святых и таких обычаях, о которых Вы рассказываете. Часто православие отождествляют с Россией, это в корне неверно. И ваш пример — тому подтверждение. Вообще в западной части Российской империи много таких обычаев, которых в России (в узком смысле слова) никогда не было. В этой части много было своего, самобытного. Например, первый Спас — 14 августа — в России чаще ассоциируется с медом (Медовый Спас), а на западной Украине, и наверное, в Молдавии, это праздник Маккавеев (по библейским героям), в народной традиции праздник мака и полевых цветов и в этот день принято было приносить сакральные букетики — маковейчики, специально составленные к этому дню. У нас тоже не такой традиции, в Молдавии, наверное, есть. Но отсутствие или наличие в каких-то местах тех или иных обычаев, только обогащает народную традицию, а христианство — оно живет глубже и далеко не во внешних обрядах и обычаях. Но и то, и другое — важно и нужно. Народ знает, что делает.
Это русская православная церковь в Милане а прихожане большая часть с Украины, Молдавии. Я например с Молдавии поэтому впервые увидела такое. Потом мы пошли читать акафист Богородицы на мощщах святой Наталии, мучеников Геврасия и Потасия,и в конце на Дуомо в Милане святой Феклы, девочки это такая благодать!
Покрывают, потому что Покров (от слова покрыть), а платок — образ Плата Богородицы (Омофора), которым Она покрывает и сохраняет своих. Этот обычай не такой распространенный. У нас, например, никто в храмах так не делает. Идет обычная служба. А в каких краях такая традиция сохраняется, подскажите, пжл. В Нижнем Новгороде, например, есть обычай проходить в этот день под платком. Говорят, это приносит счастье и любовь. В Оренбурге в эти дни проходят праздники Оренбургского пухового платка. Вездн праздник отмечен своими обычаями, но о том обычае, который Вы увидели в своем храме, я не знала. Спасибо!
Здравствуйте и с праздником вас! Сегодня была в церковь на Покров Пресвятой Богородицы, было очень душевно и хорошо, единственное что я не могла понять почему все приходили и покрывали икону платками?Я тоже купила, покрыла но в конце так и не поняла для чего это, подскажите пожалуйста? Спаси Господи!
В Вашем комментарии есть доля правды, но не вся, если, конечно, помнить о мужчинах, которые побуждают женщин к таким поступкам. А если не помнить — то, конечно, во всех бедах мужских виноваты одни женщины.
Статистика разводов, процент разводов, инициированных женщинами, дозволенность женской измены и безнаказанность шантажа детьми — вот лицо современных русскоговорящих женщин.
Валентина, я тоже очень люблю этот праздник. Я давно не читала Ваших комментариев, заходите почаще ко мне на блог, в гости. Всегда буду рада. Ваш комментарий, кстати, попал в спам почему-то. Вытащила его оттуда
Елена, спасибо огромное за такой комментарий. Вы теперь редко у меня бываете в блоге, но каждый Ваш отклик — радует. Русская женщина действительно уникальное явление. Не зря считается, что самые лучшие жены в мире — русские.
Тина,спасибо! Вы удивительно точно сказали о характере русского человека. Никто до сих пор не подметил эту черту, данную нам Богородицей,ее примером. » Сколько бы брат твой не воздвигал на тебя хулу,прощай и покрывай, добром отвечай.»Это истинная черта характера русских женщин.,так не понятная другим. Женщины,которые научились покрывать скорби, печали, слабости родных и знакомых, приобретают тайную силу хранительниц домашнего очага. Ваша статья открыла мне понимание таинства быть женщиной, матерью, женой. Я просто была такой,но не осознавала,откуда это. Спасибо!
Я очень люблю этот праздник и люблю Матерь Божью.Спасибо вам за статью.