Мне кажется, что печаль так же необходима, как и радость. Если бы человек всегда находился только в радостном настроении, мне кажется, что ему было бы скучно. Наверное поэтому один из пустынников уходит оттуда, где все всегда хорошо. Как сталкер, он ищет иной мир.
Бывает и по-другому: вокруг люди, радость и все есть, а ощущение такое, что находишься в пустыне. Печали нет, а хочется бежать из этого места благодати. Как в этой странной притче-сказке.
Два путника повстречались в Пустыне Печали. "Как ты попал сюда?", — спросил один другого. "Жизнь меня не любила, — ответил другой, — и однажды её нелюбовь привела к тому, что мне стало всё равно, куда идти. Тогда я пошёл, куда глаза глядят, оказался в Пустыне Печали и заблудился в ней".
"И давно ты здесь?" - "Очень давно. Тут страшная, проклятая земля — никаких условий для жизни. Один день ничем не отличается от другого, но каждый из них уносит в небытие ещё два".
"Как жаль, что в мире существуют такие места… Я тоже оказался здесь, но совершенно случайно. К счастью, ни одна пустыня не бывает бескрайней, и я хочу как можно скорее выбраться отсюда".
"Наивный! Пустыня Печали — это замкнутый круг. Отсюда нет выхода. Мы с тобой бредём по ней уже второй час, но разве за это время хоть что-нибудь изменилось?" - "Изменилось! Гляди! — воскликнул первый путник, указывая рукой куда-то вдаль. — Там, впереди, не оазис ли?"
"Мираж…" - "А вдруг оазис? Давай, посмотрим!" Да, это действительно был оазис. Его жители радушно встретили путников, ведь каждому из них тоже пришлось преодолеть пустыню, прежде чем они сами оказались здесь. Тут была вода, растения, животные. Люди заботились о них и были счастливы.
"Я хочу здесь остаться! Посмотри, как красиво вокруг!" — обрадовался первый. "Что хорошего ты увидел? — удивился второй. — Примитивное хозяйство, никаких удобств, сплошная скука, тоска и беспросветность".
"Но мы ведь сами можем построить всё, что нам нужно! Это в наших силах!" — "Как ты не понимаешь? — угрюмо проворчал второй. — Здесь за счастье нужно бороться точно так же, как и везде. Оазис — та же самая пустыня, но только празднично украшенная. Взгляни-ка внимательнее: ты думаешь, жизнь любит этих людей?"
"Эти люди любят жизнь! — возразил первый. — И даже если вокруг пустыня, они живут не в пустыне". Они спорили ещё долго, но так и не пришли к единому мнению.
Ночью второй так и не сомкнул глаз, всё ворочаясь с боку на бок. Первый же уснул сном праведника и проспал так до самого утра. Проснувшись утром, он не обнаружил своего товарища. На ноги подняты были все жители оазиса. Искали везде, во всех хижинах, во всех уголках. И наконец нашли. Одинокую цепочку следов, уходящую вдаль — в Пустыню Печали…
Тина Гай
Это верно! Мы все там будем. Более того, если мы не будем там, значит что-то важное мы упустили в жизни.
Не обольщаемся!
рано или поздно мы все попадаем в эту пустыню!
«И вообще, что такое жизнь?» — немного последил за дискуссией…
Отсюда надо бы и начать…., а уж после…, все притчи окажутся разгаданными…
Да, согласна: одиночество — это «бегство от жизни, наполненное обидами». Я раньше этого не понимала, и действительно уходила в одиночество от обид, хотя думала, что ухожу в уединение. И поэтому последние Ваши слова очень точны: «Подвижники? Строили церковь, а народ потом туда приходил? Так это совсем другое дело! И церковь, и приходящий в неё народ! Здесь уже жизнь и творчество, а не застревание между одним и другим». Когда уходишь, чтобы творить и преодолевать (ради чего-то), то это уединение, а когда бежишь от обид — это одиночество. Все так. А в случае с депрессией? Если и обиды нет, и жить нет сил, и не хочется ни видеть никого, ни делать что-либо. У меня так было много лет назад. Это сейчас я вышла из того, и другого (из обиды и депрессии) в сознательное уединение и я нашла то, что искала. Но понимаю и обидевшихся, и отчаявшихся.
Что касается притчи, то можно ее истолковать и так: «странник этот не выбрал второе, а лишь из обиды вернулся в «свою» пустыню». Притчи тем лучше, чем больше вариантов ее истолкования. Я поняла по-другому, Сергей — по-своему, Вы — по-своему. И это хорошо.
Ой! Оговорился я!
«В одиночестве возможны прозрения? Наверно, даже наверняка!» Это я про уединение!)
Так я совершенно с Вами согласен! Одиночество и уединение не столько разные феномены, сколько противоположные.
А я и говорил про контакт и уход!
Контакт-взаимодействие, уход-покой!
Уединение означает покой? Наверно.
А одиночество бегство от жизни, наполненное обидами. Одиночество-это и не контакт, и не уход, а некое застревание между ними. Когда и в контакт вступить боишься, и успокоиться, не решаешься! Это и есть невроз столь распространённый в обществе.
В одиночестве возможны прозрения? Наверно, даже наверняка!
А в одиночестве и любом другом состоянии, которые характерны отсутствием выбора, царит хаос и борьба противоположностей!
Так задача и состоит в том, чтобы выбрать ясно и чётко оду из противоположностей!
В контексте нашего обсуждения явные противоположности: оазис или пустыня!
Только вот мне кажется, что странник этот не выбрал второе, а лишь из обиды вернулся в «свою» пустыню.
В этом смысле Сергей прав! Обида в нём есть.
Он ведь упрекал тех, кто «украшательством» занимается? В чём то и прав был, но и своего ничего не предлагал.
Подвижники? Строили церковь, а народ потом туда приходил?
Так это совсем другое дело!
И церковь, и приходящий в неё народ!
Здесь уже жизнь и творчество, а не застревание между одним и другим.
Мы не можем быть в одиночестве, но в уединении — сколько угодно. И примеры тому — масса. Я имею в виду отшельников, анахоретов, монахов, живущих уединенно. Вся Россия осваивалась такими монахами, уходившими в леса, строившими там церковь, а потом народ к ним приходил и оставался. Так строился постепенно русский город. Далеко за примерами ходить не будем. Сергей Радонежский — такой пример. Спаситель земли русской. Истинный подвижник.
А там разве есть слова об биде? Или я что-то упустила. Печаль не только от обиды бывает. Разве это плохо, если ты не чувствуешь с определенными людьми близости. Я, например, почти со всеми не чувствую близости. И что? Мне хорошо в своем пространстве, и плохо в любом общественном оазисе. Контакт — виртуальный — да, но живой? Я боюсь живого контакта, потому что это меня выводит из моего пространства.
Я не знаю, что этот странник в пустыне найдёт.
Для того чтобы меняться, нужно что-то менять вовне.
Тут так и получается, что вовне и значит в себе.
Почему? Зачем и к кому обращаться? Почему не обойтись самому?
Самому? Со своими старыми мыслями-шаблонами, представлениями-стереотипами?
Как их преодолеть, если не обратиться к тому, что вовне? Хотя бы для толчка?
Вы хотя бы ремонт немного в квартире сделайте? Не подходит?
Ну, хоть роман заведите с кем-то?
Нельзя и это?
Собаку? Во? Кошку?
Я не ёрничаю.
Пустыня – это хорошо! Одиночество? Замечательно!
Но у нас ещё и глаза есть, которые видят, и уши, которые слышат, и…
Одиночество у Диогена было. Но это миф и не более.
Мы не сможем одни и в одиночестве.
А я ведь многих людей одиноких изучаю и непосредственно наблюдаю.
У этих людей, что определяющие в сознании? Если коротко то: Я и мир, я и другие.
Другие понятно кто. Другие люди. А мир? Космос, бог, вселенная?
Нужно взаимодействие, просто необходимо!
Так природа захотела! Окуджава, кажется, так пел?)
Не нытик? А кто?
Он же свою обиженность тешит! Прикрывает её вселенской печалью!
Как он критикует то «скопище» людей в оазисе. Мол, и глупцы они, и украшательством занимаются, и заблуждаются, что их жизнь любит!
Обижается он и на этих людей, так как не чувствует с ними общности-слияния!
Гордо так упёрся в свою пустыню.
Он истину там найдёт? В запутанных размышлениях, основанных на обидах?
Грусть и печаль хороши только тогда, когда ими делиться можно!
Вот как Вы, Тина!
И хорошо, что Вы не в пустыне, а вместе с нами! В контакте!))
Андрей, а как бы сделать так, чтобы Ваши ответы на комментарии приходили по почте? Это я так, к слову,потому что не вижу ответов. Хорошо, если Вы здесь их дублируете. Как в этом случае.
Что касается Вашего комментария, то очень рада, что Вы тоже признаете виртуальную реальность за реальность. А то я подумала, что за реальность признается только живая. Конечно, это желательно, но отнюдь не обязательно. Так думаю. Мераб Мамардашвили, один из моих любимых философов, сказал, что всем, что во мне есть, я обязан одиночеству и размышлениям». И полностью присоединяюсь к Вашим словам: «Нам просто своя реальность нужна, в которой мы себя и сможем реализовать! Найти её проще тогда, когда себя лучше сознаём.»
По поводу «что создал странник пустыни печали?» — Скоро только сказка сказывается (то бишь, притча). Чтобы что-то создать надо время, чтобы побыть одному, понять себя и тогда м.б. что-то и будет создано. А может и не будет. Но это мне кажется уже вторично. В пустыню печали уходят, как мне кажется, не для того, чтобы что-то создать, а чтобы понять себя, прежде всего и стать лучше.
Спасибо Сергей за поддержку, хотя я и не просил тебя об этом.))
Моё мнение? Да такое же, что я высказал в ответ к комментарию Тины на своём сайте.
Контакт – творческое взаимодействие!
Взаимодействие с жизнью и с собой ради удовлетворения собственных потребностей и интересов.
«Контакт с людьми? Виртуальный или реальный?» Да любой, Тина! Виртуальная реальность тоже реальность.
И люди реальность, и деревья, и небо, и Интернет,…но только в том случае если есть творческое взаимодействие! Если есть новое, то, что затрагивает нас, оживляет, способствует тому, чтобы мы что-то создавали.
А выходить или не выходить из собственного мира это уж как получится!
Реальность не всегда то, что нам нужно. Нам просто своя реальность нужна, в которой мы себя и сможем реализовать! Найти её проще тогда, когда себя лучше сознаём.
Кстати печаль тоже реальность! Но пустыня печали – это уход от реальности!
Лермонтов и Есенин – певцы печали? Да.
Вот так бы печалиться. У них контакт с печалью и реализация её.
Я не сторонник такой поэзии, но не могу её не восхищаться! Гениально!
Переживали свою печаль сполна и выражали её нам в стихах.
А печальный странник пустыни печали? Что он выразил и что создал в своей пустыне?
Сергей, передайте Андрею мою благодарность, что указал Вам на мой блог. Надеюсь, что я Вас не разочарую, но даже если разочарую, то все равно заходите и пишите свои комментарии.
Что касается Вашего сегодняшнего комментария, то мне непонятно, почему нытик? Разве печаль это плохо? Мудрые китайцы говорят, что только печаль наводит на размышление. Печаль — это не отчаяние. Для меня печаль — это стимул. Согласна с Андреем, что надо искать контакт с собой, прежде всего. Контакт с жизнью? Если как в Википедии — «здесь и сейчас», то можно и не выходить никуда, а в самом себе найти весь мир. Тогда это и будет контакт с собой и с жизнью одновременно.
А я вот в данном вопросе понимаю Андрея!
Тем более что знаем, друг друга давно, с юности, когда боксом вместе занимались.
Он, кстати и сайт ваш мне указал.
Но я по существу хочу сказать.
Гештальт-терапия известна именно как терапия контакта
«Контакт в гештальт-подходе предполагает полное проживание актуальной ситуации «здесь и сейчас», чувствование единого взаимофункционирования себя и среды при осознании различий.» Википедия.
Извините за спам.)
И это во многом творчество и поиск того, что можно создать самому.
А он этот печальный странник что делает?
Ему печальная пустыня не нравится? А что ему нравится? Ничего? Или во всём разочаровался? Он нытик! Грустный такой нытик. Его пожалеть можно, осуждать нельзя!
Он сам в себя не верит! Это беда его.
Андрей может и лучше, что сказал бы, но и мне захотелось.)
Да, Андрей, Я совершенно с Вами согласна: если внутри пустыня печали, то и вокруг — то же. А вот что касается контакта с жизнью? То что это значит, мне не совсем понятно, что Вы имеете в виду. Контакт с людьми? Виртуальный или реальный? Или просто наслаждение жизнью? Неважно какая она? И вообще, что такое жизнь?
Очень страшно уйти от привычного образа мыслей, чувств и действий? Мы его лелеем, храним, цепляемся за него! За этот образ, без которого как нам кажется мы ничто.
Пропадёт он, пропадём и мы?
Вот так, не вникнув в новыё момент и поворот, мы их отвергаем, приводя при этом массу аргументов в качестве рационализации и самооправдания
Что это? Привычка? Слияние? И отчуждение от себя жизни?
Той жизни, которая изменчива, подвижна и непредсказуема! А мы этой неожиданности боимся?
Так и что получится?
А то: раз «пустыня печали» внутри, так и везде она и будет, чтобы жизнь не предложила!
Контакт с жизнью и одновременно с собой нужен!
Это я так думаю.)))
А притча замечательная!