Кроме индуизма, сильное влияние на Рене Генона оказали арабское богословие, суфизм и даосизм. После смерти первой жены, в сорок четыре года, он окончательно принимает решение переехать в Каир, где проживет до конца жизни (1951).
Здесь Генон женится на сестре шейха, принадлежавшей роду потомков сестры Мухаммеда – фатимидам (шиизм), сам принимает титул шейха, строит традиционную мусульманскую семью (рожает четверых детей), ведет затворническую жизнь суфия и выполняет все ритуалы и законы ислама, практикуя до последних дней зикр.
Двойной юбилей (со дня рождения - 130 лет и со дня смерти - 65 лет) дает основание представить этого в высшей степени оригинального и необычного человека, который как пророк предсказал почти за сто лет то, свидетелями чего мы является сегодня: кризиса современного западного общества и постепенное его поглощение исламом.
Рене Генона считают на Востоке великим мусульманским богословом, на Западе - первым религиоведом и последним интеллектуальным чудом со времен Средневековья. Хорошо знавший все религии, как западные, так и восточные (христианство, иудаизм, суфизм, индуизм, буддизм,
Он не считал себя первооткрывателем чего-то нового, потому что в этой области ничего нового открыть невозможно. Здесь можно только приобщаться к «нечеловеческим» знаниям, передаваемым из поколения в поколение, от человека к человеку особыми кастами жрецов или посвященными в метафизические тайны людьми.
Что Рене Генон действительно сделал, так это дал Единой Духовной Традиции простой и понятный язык, сделав Традиционализм хорошо разработанной и точной системой. Прекрасный математик с железной логикой и ясной системой изложения, он сумел очень убедительно, эмоционально и доходчиво рассказать о восточных учениях.
«… никто, кроме нас, не излагал на Западе подлинных восточных учений; мы же делаем это так, как сделал бы на нашем месте любой житель Востока, приведи его к тому те или иные обстоятельства, то есть не в целях "какой бы то ни было «пропаганды» или «популяризации», а единственно ради тех, кто способен усвоить эти учения такими, какие они есть, не пытаясь исказить их в угоду общедоступности».
Его работы, написанные в двадцатые годы прошлого столетия («Восток и Запад», «Царь мира», «Кризис современного мира», «Великая Триада» и другие), были по-настоящему прочитаны, в том числе и в нашей стране, только спустя сорок лет, в шестидесятые годы.
Они оказали огромное влияние на европейский интеллектуальный пейзаж и на интеллектуалов начала прошлого века: Антонена Арто, Мирча Элиаде, Георгия Гурджиева, Жоржа Батая, Андре Бретона, Андре Жида и других. Идеи Рене Генона могут не нравиться, и действительно не нравятся многим, но они интересны и, самое главное, во многом подтверждаются сегодня, потому что в них есть зерно истины:
«парадоксальная, поистине «скорпионья» логика Генона имеет мало общего с академической логикой. Он не доказывает, а подсказывает, намекает, сопрягая между собой выкладки «традиционной» этимологии, обрывки древних легенд, символические параллели» (Ю.Стефанов).
Западное считает, что время прямолинейно и течет всегда в одном направлении: от худшего к лучшему (идея прогресса). В традиционном обществе такой подход воспринимается крайне негативно, потому что для него время не прямолинейно, а циклично, т.к. во времени разворачивается Вечность.
Отсюда - идея Вечного возвращения и восприятие сакральных событий, таких как Рождество и Воскресение, как вечно повторяющихся. И далее Рене Генон делает убийственный вывод:
«Западная цивилизация предстает в истории как настоящая аномалия: из всех более или менее нам известных, эта цивилизация является единственной, развивавшейся в чисто материальном направлении, и это чудовищное развитие, начало которого совпадает с тем, что принято называть Ренессансом, фатально сопровождалось, как это и должно было быть, соответствующей интеллектуальной регрессией».
В связи с Вечностью и Кругом по-другому относятся в традиционном и современном обществе и к жизни человека. Для традиционного общества жизнь в этом веке не имеет реальной ценности, поскольку настоящая жизнь возможна только в Вечности.
Поэтому власть, наказывая человека в этой жизни, фактически спасает его для жизни Вечной. В западном обществе заменой Вечной жизни становятся права человека, и государство становится гарантом этих прав.
Идея Вечности, круга и особенно Центра круга занимает у Генона важное и значительное место. Центр – это сакральное место (Бог) и чем человек ближе к Центру, тем он ближе и к другим людям, а эта близость есть любовь. Идея центра – одна из самых архаических и в традиционных обществах всегда присутствует, хотя и по-разному.
«Центр есть, прежде всего, начало, исходная точка всех вещей, точка первопричины, без формы и размеров, стало быть, неделимая, а следовательно, единственно возможное изображение изначально Единого. … Центральная точка и есть Принцип, чистое бытие, а пространство, которое она наполняет своим излучением и которое существует лишь в силу этого излучения» («Идея Центра в древних традициях»)
Поэтому сближение разных Традиций возможно не на периферии круга, а только в Центре, где все Традиции сходятся в Едином Духовном Центре. Центр – это проекция Высшей сферы -вертикали - на плоскость - горизонталь. Без него нет Круга, олицетворяющего Мир.
Конец западного мира, по мнению Генона, начался с Блаженного Августина, который поставил в Центр круга человека, открыв тем самым путь к гибели и самого человека. Почему это случилось, никто не знает, но в этом закономерность:
всё проходит свои стадии развития, и каждый круг такого развития заканчивается кризисом, возникновение которого есть конец прежнего и начало нового круга. Кризис – это только падение покрывала иллюзий, открывающее путь к новому витку развития.
Но в период кризиса активизируются демонические силы, к которым относятся глобализация, как процесс нивелировки и как попытка соединить разные Традиции на периферии круга. Это и сакрализация физиологии человека или физиологизации сакрального, приводящие к потере пола и попытке превратить человека в ангела, что в конечном итоге превращается лишь в его жалкую пародию.
(Окончание
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Симона Вейль: Церковь Голгофы. Окончание
- Китайская философия: Хань Сянцзы
- Джебран Халиль. О детях и браке
- Джебран Халиль. Поэт-философ
- Жиль Делёз
- Чжуан-Цзы: философия свободы
- Моя встреча с Делёзом
- Шарль Бодлер. Род Каина. Часть 1.
- Сюсаку Аракава: Перевернутый мир или многомерная поэтика
- Казимир Малевич. Конец русского авангарда
Да, перечитать его стоит. Спасибо, что Вы знаете и любите Генона.
Спасибо, Тина, за эту статью. Давно хотел перечитать Генона.
Я ответила так, как посчитала нужным и мне не нравится, что Вы постоянно встаете ко всем в позицию сверху, оценивая всех и вся как учительница на уроке.
Тина, милая, спасибо, что не удалили комментарий Юрия, он меня славно потешил !
На счёт вашего отклика, то он меня удивил, так как вы мне ответили не по теме. Я спрашивала:
» Ну не смешно ли говорить о интеллектуальной регрессии Запада ?»
Вы не находите приведённую цитату абсурдной ?
Моё неприятие связано не с тем, что он принял мусульманство, это личное дело и выбор каждого индивида, а с тем текстом, что вы представили своим читателям.
И на ваше «Рене Генон — не христианин, и не православный «, хочу сказать, что я свободна от религиозного фанатизма и мне ничего не мешает ознакомиться с мудрыми мыслями мусульманина,
ЕСЛИ ОНИ ЕСТЬ, простите.
Из вашего комментария узнала, что в последние годы своей жизни он находился в депрессивном расположении духа.
Не странно ли ? Человек всю жизнь посвятивший изучению и постижению духовных сфер вдруг впадает в депрессию ? Ведь люди, отдавшие всего себя Богу, обычно к концу жизни преисполняются покоя, невозмутимости, какого то непостижимого света, да так, что мощи потом не телют. А тут депрессия. Кажется ваш мудрец не туда завернул и концу жизни понял это, да заднего хода у него не было !!!
если из мусульманства изьять — суфизм, который «как бы» родился на его почве,
но ничего с ним близко не имеет, то его( мусульманство) можно смело исключить из того, что может принадлежать человечеству…, поскольку мусульманство — есть варварство человечества, и интересно лишь как исторический аспект и ужасно — как психоогический выверт человеческой натуры!
Однако, Тина любит как фиософские, так и художественные выверты человечества, они кормят её одинокое и тоскующе сердце…
Страдание — пища её ума… Аминь…
Я рассказываю о философах, тех, которые определили интеллектуальный пейзаж философской мысли XX века. Я понимаю, откуда Ваше неприятие такого философского взгляда. И я говорила вовсе не для вас («мы» — очень интересное отождествление себя со всем миром!!!), а для тех, кому интересна философская мысль, независимо от того, нравится она кому-то или нет. Рене Генон — не христианин, и не православный, но от этого он не перестает быть мне интересным своими социологическими представлениями и своими размышлениями.
Тина, я в шоке от ваших двух постов. Большего сумбура и представить невозможно.
Что за » восточные учения ? » Это понятие очень растяжимое !!!
И что за противопоставления якобы Востока и Запада ?
Вам не кажется, что читая между строк мы видим противопоставление другого характера ?
Когда я читаю такие смешения понятий, наваливается страшная усталость.
Не буду всё разбирать по пунктам, только приведу одну цитату.
«Западная цивилизация предстает в истории как настоящая аномалия: из всех более или менее нам известных, эта цивилизация является единственной, развивавшейся в чисто материальном направлении, и это чудовищное развитие, начало которого совпадает с тем, что принято называть Ренессансом, фатально сопровождалось, как это и должно было быть, соответствующей интеллектуальной регрессией».
Ну не смешно ли говорить о интеллектуальной регрессии Запада ?
Другое дело, что речь зашла бы о моральном упадке, но нет, говориться
именно об упадке интеллектуальном.
Судя по тому, что Рене принял мусульманство, надо полагать, что он—
человек семи пядей во лбу, сумел разобраться во всех религиях и
» нашёл» самую правильную религию. И вот вы решили нас просветить.
Что вы хотели нам сказать, милая Тина ?
Это точно.
Ну если еще не изчез «прогнивший» Запад и «процветающий» Восток, то выбор есть у всех…;)
Да, у Вас есть выбор, но у многих женщин его все-таки скорее нет, чем да.
Как хорошо, что мне довелось родиться во времена, когда женщине позволено быть грамотной, а еще и иметь выбор — где жить, на востоке или на западе…;)