Сентябрь как повод для размышлений о календаре

kalenda6

Икона "Новолетие". Иисус учит в синагоге

Сентябрь - начало церковного нового года, точнее – новолетия. В русской истории, с ее смешением космического, сакрального и имперского, церковного, языческого и политического,

резкими сменами и перезагрузками, так сложилось, что в течение года трижды случается новый год, только все они отличаются друг от друга календарно, содержательно и по исходной точке исчисления.

Один из них исчисляется по солнечному календарю, второй – по лунному, третий – по гражданско-государственному.

Начало года в сентябре – повод поразмышлять вообще о календаре, в котором по умолчанию сокрыты сакральные, космические и политические смыслы.

Каждый календарь возникает не случайно, а имеет свои принципы и свое содержание. Календарь и исчисление времени издавна были полем для политических манипуляций.

Сильные мира сего считали себя вправе «управлять временем», укорачивая или удлиняя его по своему усмотрению. Так было в Греции - при Александре Великом, в Риме - при власти жрецов и императоров. Так было и в Византии при христианских императорах.

На Византии и закончилось формирование календаря, которым и пользуется сегодня весь христианский мир, расширяя его действие и на нехристианские страны. Та корректировка, которую произвел папа Григорий XIII в 1582 г., не была принципиальной и преследовала те же христианские цели:

kalendar1

Немецкая марка, посвященна 400-летию установления Григорианского календаря

 

привести в соответствие время пасхалий и космического времени. И, хотя и называются два календаря в обиходе по-разному - юлианским и григорианским, однако ни то, ни другое название не имеют отношение ни к Юлию Цезарю, ни к папе Григорию, потому что не вскрывают принципов, на которых сформирован календарь христианских стран.

Принципы эти были проговорены и положены в основание сегодняшнего календаря Константином Великим, который не только основал Царьград и Византию, но и создал христианскую систему исчисления временной и сакральной хронологии.

В 312 году он провозгласил воскресенье праздничным выходным днем и заменил языческие олимпийские четырехлетние циклы пятнадцатилетними индиктионами, что на современном языке называется налоговым циклом. Тогда 1 сентября каждого нового индикта полагалось выплачивать государству налоги. Сегодня налоговый год длится с первого января по тридцать первое декабря, тогда он длился 15 лет.

В 325 году Константин продолжил временную реформу, установив принципы исчисления времени христианской Пасхи: по лунному календарю, но вслед за весенним равноденствием и так, чтобы она следовала за иудейской Пасхой, потому что Новый Завет следует за Ветхим.

kalenda32

Мозаика Константин Великий

 

Таким образом, Константин Великий своей календарной реформой соединил три потока времени: космическое, исчисляемой по солнечному календарю (юлианскому), сакральное или литургическое, исчисляемое по лунному календарю и весеннему равноденствию, и политическое, исчисляемое по налоговым периодам.

Сейчас этот календарь называется церковно-юлианским, хотя Юлий Цезарь к нему имеет очень косвенное отношение, поскольку не имел отношения ни к его созданию, ни к христианской церкви. Кроме того, Константиновский календарь не ограничивался только церковными реалиями.

Сегодня мартовское начало летоисчисления принято называть Константиновским (литургическим), сентябрьское – Византийским (имперским). А вместе они являют единство царства и священства, создавая симфонию, так часто ныне поминаемую для оправдания в современных реалиях того, что уже не имеет под собой основания.

Царство правит мирскими делами, священство заботится о духовной составляющей, однако не имеющей нормативно-юридического закрепления, в отличие от светских законов. Литургическое, сакральное время, начинается в этой системе координат 1 марта, к которому привязывается Великий Пост и Пасха, это - «эра от сотворения мира».

kalenda7

 

Они открывают весенне-летний период, богатый не только сакральным содержанием, но и многими народными поверьями и приметами. Царское время начинается 1 сентября, в день сбора налогов или начала индиктионов, но сентябрь также богат библейскими событиями.

Оба начала, и мартовское, и сентябрьское, имеют теологическое обоснование: с 1 марта начинается летоисчисление от сотворения мира, случившееся в 5508 году до Рождества Христова.

С 1 сентября начинается летоисчисление от сотворения Адама или «эра от сотворения человеческой истории». Этот день, как установили многолетние исследования, приходится на пятницу. Согласно Библии Бог творил шесть дней, на седьмой день Он почил в тишине и покое, назвав день покоя субботой. Сентябрь – седьмой месяц, если считать от 1 марта, а цифра семь считается сакральной, означающей полноту времен.

В этом месяце после потопа на горе Арарат остановился Ноев ковчег; в этом месяце Моисей принес с горы Синай новые скрижали с декалогом; в этом месяце первосвященник входил в самую сокровенную часть храма, единственный раз в году, а народ приносил жертву всесожжения за свои грехи; в этом месяце был освящен храм, построенный царем Соломоном.

kalenda8

Микеланджелло. Сотворение Адама.

В этом месяце начинался отсчет юбилейного периода в Иудее, включавшего семь раз по семь лет; в этом месяце Иисус вошел в синагогу и начал проповедовать, открыв книгу Исайи. В этот день начинали платить государству налоги.

Праздник новолетия и индикта, 1 сентября, был учрежден в 325 году на первом Вселенском соборе, и считается днем победы над Максенцием и днем свободы для христианства.

Теперь о России. В результате всех перемещений и политической истории страны начало календарного года менялось: сначала оно приходилось на 1 марта, потом на 1 сентября и, наконец, на 1 января.

В древней Руси был свой календарь, начинающийся 1 марта. После крещения Руси был принят мартовский, Константиновский, календарь, который отличался от византийского только датой начала года.

kalenda3

Празднование славянского новолетия

Мартовский новый год открывал космический и одновременно литургический год, выходящий за временные рамки, каждый раз меняющий свои даты, своим перемещением делая акцент не на временном, а на вечном. И это было очень важно.

Мартовский новый год для народа так и остался неотменяемым: к нему до сих пор привязаны многие народные и языческие праздники. Первое марта стали называть новым годом, принятым в древней Руси, хотя это не совсем так, потому что славянский новый год приходился на день осеннего равноденствия - 21 сентября.

Сентябрьское новолетие, которое было на Руси установлено с 1492 года, отмечало время от сотворения мира и человека. В тот год отмечалось 7000 лет. Это перенесение начала года преследовало цель объединить гражданский и церковный год, которые должны были начинаться с одной даты: с 1 сентября от сотворения мира.

Для его определения необходимо было к нашему текущему году прибавить 5508 лет. Первого (четырнадцатого) сентября 2013 года церковь отметила 7521 год с начала творения мира. Но после переноса русский народ с трудом привыкал к нововведению и по-прежнему отмечал первое марта как начало нового года.

kalenda4

Наконец, указом Петра I от 1699 года начало года было перенесено и поставлено в соответствие с европейским летоисчислением: от Рождества Христова (по юлианскому календарю). Год 1699 был самым коротким и длился всего четыре месяца. Тысяча семисотый год начинался с первого января. Это был уже чисто светский календарь, не привязанный ни к началу мира, ни к сотворению человека.

Но церковь и сегодня продолжает отмечать 1 сентября как новолетие от сотворения мира. Оно проходит тихо, без коммерческого разгула Крисмаса, обозначая библейскую границу начала мира.

С приходом власти большевиков дата начала гражданского года в России была еще раз откорректирована, но уже по григорианскому календарю: 1918 год начался 14 февраля.

Церковь отказалась переходить на григорианский календарь, хотя такая попытка была, но она не нашла внутри-церковной поддержки. Так в России возникла разница между гражданским и церковным календарями в 13 дней и 5508 лет.

Но все три даты – первое января, первое марта и первое сентября, так или иначе, привязаны к христианским событиям и не выходят за рамки Константиновского христианского календаря, утвержденного в 325 году, но меняется точка отсчета: от сотворения мира, от сотворения Адама, от Рождества Христова.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Православный календарь и народные приметы and tagged Времена года, народные праздники, православные праздники. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *