(Начало
Однажды профессор пожертвовал в помощь нуждающимся студентам тридцать тысяч, и тут же студенты устроили митинг против знаменитости, выкрикивая: «Почему только тридцать?» Он жертвовал большие деньги цветаевскому Музею изящных искусств:
почти все экспонаты раздела античного искусства закуплены на его деньги, а узнав о тяжелом положении с водоснабжением в Черногории, Захарьин незамедлительно отправил туда деньги для строительства водопровода, за что опять получил упрек: «А почему в Черногорию, а не в Россию?»
Незадолго до смерти Г.А.Захарьин пожертвовал полмиллиона на обустройство церковно-приходских школ в Пензе и Саратове, хотя сам был атеистом, но в ответ - опять упрек: «Почему не на городские школы?»
В сорок три года в селе Куркино (Подмосковье) Григорий Антонович решил купить тридцать десятин земли под дачу. Место - чудное: живописные окрестности, чистый воздух, голубая Сходня. Здесь он жил от снега до снега: с ранней весны, когда еще снег не сошел, и до поздней осени, когда снег уже покрывал землю.
После смерти профессора это место спас его сын Сергей, разрушивший проект местного фабриканта, решившего построить здесь плотину, которая затопила бы все луга Куркино. В обмен он предлагал крестьянам выкуп земли по 150 рублей в год.
Сергей арендовал землю за 600 рублей, заплатив за 12 лет вперед, тем самым спас заливные луга Куркино, разрешив при этом крестьянам пользоваться землей. И опять обвинения: якобы семья стяжателей арендовала у крестьян землю на «немыслимо кабальных условиях». А вся кабала заключалась в том, что Сергей потребовал:
«…не допускать крестьян села Куркина к сдаче земли под постройку для кабаков, трактиров, торговых и промышленных заведений, под кирпичные, дровяные и другие склады, под свалку нечистот».
После смерти профессора на этих землях жена и дочь построили часовню, ставшую семейной усыпальницей и гробницей самого доктора, а также его жены и сына. На средства Григория Антоновича и на землях его усадьбы была построена лучшая в России больница для туберкулезных больных, ныне названная его именем и известная как третья туберкулезная.
Жена привлекла к ее проектированию одного из лучших художников и архитекторов того времени И.Э.Грабаря. Душой всей стройки стала старшая дочь профессора Александра. Больница строилась с учетом всех клинических требований, Игорь Грабарь консультировался с лучшими врачами.
В больнице впервые в России все окна имели форточки, а стены, противоположные от палат, были украшены витражами. Операционная, устроенная в больнице, и сегодня является ее гордостью: с уникальной системой отопления и огромными витражами. Строительство было закончено в 1914 году, и уже через год в ней был открыт госпиталь для раненых солдат и офицеров.
Так за что же все-таки Григория Антоновича так ненавидели и называли не иначе как злым доктором, противопоставляя его доброму
И наконец, последнее, чем объясняют многие его чудачества, раздражительность и неуступчивый характер: с юности Григорий Антонович страдал тяжелой болезнью - невритом седалищного нерва. Болезнь сопровождалась тяжелыми приступами боли, во время которых, чтобы хоть как-то унять ее, он крушил палкой все, что попадется под руку.
А без своей палки он не мог самостоятельно пройти и десяти метров. Кроме того, он одевался весьма оригинально: от крахмала у него начиналось раздражение кожи, и потому ходил Захарьин в ненакрахмаленной простой рубашке и всегда в длинном, ниже колен, черном сюртуке, наглухо застегнутом на все пуговицы.
Болезнь не отступала ни на день, ноги сильно болели и мерзли, отчего он вынужден был даже к царю приходить в валенках. Кроме того, Григорий Антонович абсолютно не переносил шума, никакого. Поэтому во время приема больных все часы останавливали и выносили клетки с птицами.
Захарьин не воспринимал никакой критики в свой адрес, был крайне язвителен и не способен на компромиссы. Словом, белая ворона и не только в своих методах лечения, но и в житейских вопросах.
Например, он не поддержал Боткина, который в угоду церкви утверждал, что не он вылечил от заражения крови Зинаиду Юсупову, а отец Иоанн Кронштадтский. За это Григорий Антонович получил прозвище «выкреста» и безбожника. Сам «стяжатель» часто говаривал:
«Бывало, куда ни придешь, всюду кричат — «Захарьин! Захарьин!» А теперь, как послушаешь, что обо мне говорят, так и кажется, что вся Россия меня ненавидит. Хотелось бы знать мне — за что?»
Когда профессор согласился поехать к больному Александру III, то тут же вызвал шквал критики и негодований у студентов, устроивших ему бойкот. А после смерти императора черносотенцы обвинили в его в смерти опять Захарьина: якобы он отравил царя и разгромили профессорский дом.
В результате всей этой истории Григорий Антонович вынужден был подать в отставку и уйти из университета. А читал лекции профессор как никто. Об этом есть воспоминания А.П.Чехова, тоже слушавшего любимого Захарьина.
На его лекции ходили не только те, кто учился у него, но и студенты с других курсов и даже из других городов. Были случаи, когда студенты специально оставались на второй год, чтобы только слушать его замечательные лекции. И в клинику к Захарьину народ ломился со всей России и даже из-за границы, хотя он никогда и никому не делал поблажек, и не изменял своим правилам.
Даже будущий зять вынужден был идти к нему в клинику, чтобы просить руки дочери. После осмотра «больного» Захарьин сказал, что тот ему должен сто рублей, поскольку обратился к нему в нечетное число, если бы пришел завтра, в четное, то заплатил бы в два раза меньше. И конкурентов у Григория Антоновича не было, потому был лучшим диагностом того времени, прославленным даже за границей.
К нему ехали не только лечиться, но и учиться. Врачи из разных стран были наслышаны о его методе диагностики болезней внутренних органов по чувствительности кожи. Этот метод позднее был назван в его честь и в честь английского врача Геда, разработавшего аналогичный метод, независимо от Захарьина («метод зон Захарьина – Геда»).
Тина Гай
Может быть, хотя вряд ли. Замечательный доктор, о котором знают даже не врачи.
Его пример — другим наука?
Спасибо, Светлана! Я рада, что мои тексты находят отзыв в сердцах и головах. О личной жизни можно узнать подробнее из интернета. Вот несколько ссылок
В.Пикуль «Клиника доктора Захарьина» ,
http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/11/01/grigorij_antonovich_zahar_in/
http://94.25.70.110/lerm2014/show.php?id=226
О таких людях хочется знать еще больше (нюансы о личной жизни и пр.).
Тина, спасибо Вам за Ваш талант «открывать» и напоминать о великих мира сего. Ваши статьи всегда отличная пища для мозгов и души.
Спасибо, Мария. Человек замечательный — это верно. Жаль, что с ним так обошлись, но потомки его все-таки не забыли. Есть не одна больница, которая носит его имя.
Большое спасибо за статью.О таком человеке узнала!Дай Вам Бог здоровья.
В свое время он был очень известным человеком в России и Европе. К нему ездили учиться со всех концов страны. Мы со своими революциями все забыли и память потеряли вовсе, где насильно, где добровольно. Россия все-таки началась не в семнадцатом и не в девяносто первом, как сейчас модно говорить: «Новая Россия, молодая Россия» и прочую чепуху. Россия стоит более тысячи лет и не мы ее начали и не нам ее забывать. Поэтому по мере сил и возможностей достаю из большого сундука имена, которые составляли гордость России тогда, когда они жили и сейчас, когда их нет, но они оставили по себе добрую память.
Интересный человек, сколько их неуживчивых и талантливых не нашли своих биографов.
В этом мы с Вами похожи. Эти люди, как правило, очень неординарные и знающие себе цену.
Больше всего меня привлекают люди с неуживчивым характером, потому что как правило так говорят про людей, не вписывающихся в рамки общественности…
Нет, мир такой, какой есть, и вряд ли он изменяется в лучшую сторону. В худшую — тоже не уверена. Со справедливостью вообще вопрос сложный: что одному кажется справедливым и ли несправедливым, другому кажется совсем наоборот. Справедливость — это оценочное понятие, а как любая оценка она субъективная, но объективности нет и не может быть, поскольку все мы люди, а следовательно со своими оценками справедливости, добра, зла, хорошего и плохого. Так что у человека нет выбора: он всегда будет оценивать. Другое дело, что человек имеет выбор, если, конечно, он делает выбор свободно, а не под давлением общественного мнения, родителей, друзей и прочего. Вот это, думаю, самое важное — свободный выбор.
Хорошо, что все же находятся люди, которые сражаются с очевидной несправедливостью. Здесь главное не перебрать, чтобы не возникла битва справедливостей друг с другом
Если можно было бы замерить отношение «добра» и «зла», то интересно было бы узнать как оно менялось на протяжении истории человечества. Можно ли сказать, что мир становится добрее?
Так кажется и так хочется, чтобы жизнь была справедливой, выдаем желаемое за действительное.
«А кто вам сказал, что жизнь — справедливая штука?»