Китайская философия: Хань Сянцзы

daosskij_panteon

Хань Сянцзы

Хань Сянцзы - представитель китайской философии, которая имеет многовековые традиции. Основными ее направлениями были конфуцианство и даосизм.

Между ними всегда шла борьба: как в западной философии шла борьба между рационалистами и иррационалистами,

позитивистами и интуитивистами, объективистами и субъективистами, так и в восточной  философии шла борьба - между даосами и конфуцианцами.

Два учения сталкивались не только на полях сражений философии, но и в одной семье.

Так легенда о Хань Сянцзы, входящем в даосский пантеон восьми бессмертных, гласит, что он принадлежал семье известного учёного и поэта, который хотел, чтобы он стал ученым мужем и сделал карьеру чиновника.

Но прежде несколько слов о восьми бессмертных,  сложившиеся в даосский пантеон народной молвой. Этой великолепной восьмерке посвящено множество легенд, книг и картин. В христианстве священным числом является тройка, в Китае - восьмерка. Пантеон святых даосов состоит из семи мужчин и одной женщины.

Сегодня - рассказ об одном из них - китайском философе-даосе Хань Сянцзы. В сказании о его рождении говорится, что он прошел путь нескольких перерождений. И, в конце концов, воплотился из мальчика-журавля, который съел золотое зернышко киновари. Потом он превратился в золотой персик, помещенный в чрево своей матери.

daosskij_panteon1

Даосский пантеон Бессмертных святых. С флейтой и журавлями - Хань Санцзы

Она вынашивала мальчика десять месяцев и родила очень необычного младенца с  длинными мочками ушей, который все время плакал. Плакал до тех пор, пока не услышал звук барабана учителя даосов Люя, ждавшего воплощения мальчика-журавля. Он и сделал из родившегося чудо-младенца мудреца-даоса, попавшего в пантеон бессмертных.

Еще будучи подростком  Учитель Люй посвятил Хань Сянцзы в секреты даосизма и юноша стал пробовать практиковаться в даосской алхимии. Легенда рассказывает, что однажды Учитель привел его к Древу Мира. Хань Сянцзы упал с дерева и умер, но тут же воскрес. После воскресения юноша стал совершать чудеса. Постепенно складывалось множество легенд и сказаний о нем как о волшебнике и чудотворце.

Хань Сянцзы часто изображают с флейтой или букетом цветов,  рядом с ним - изображение журавля. Это отличительные знаки философа:  он  хорошо играл на флейте и являлся покровителем музыкантов. Из семи бессмертных мужчин даосского пантеона он больше всего напоминает девушку, его образ рисуется женственным и мягким.

daosskij_panteon2

Даосский пантеон. Слева с флейтой - Хань Сянцзы

Философ-даос  родился в эпоху Тан (VIII-IX век). Его дядя Хань Юя был крупным чиновником и надеялся, что мальчик пойдет по его стопам. Но Хань Сянцзы отказался делать карьеру благочестивого мужа. Он любил уединение, тишину. Ему были чужды тщеславие и помпезность императорского двора и знати.

Почти все легенды и сказания о философе посвящены его противостоянию конфуцианству в лице дяди. Даосский святой хорошо владел словом, всегда выходил победителем из словесных поединков, а его философию можно почувствовать по многочисленным афоризмам и высказываниям, оставшимся после него.

daosskij_panteon3

Из правил жизни философа

Хвастовство — признак неуверенности. Грубость — признак бессилия. Надежда на пользу от их проявления — признак глупости.

Человек сам решает, бесконечно мучить себя своей обидой, или сделать так, чтобы она растворилась с пользой.

Трусость — ещё не признак ума, а бесстрашие — уже признак его отсутствия.

Те, кто не помнят поражений, не узнают побед.

Если ты думаешь, что справедливость победила, попробуй убедить в этом побеждённых.

Семья — не единственное место, где надо быть порядочным, но первое.

daosskij_panteon4

Хань Сянцзы

Чтобы делать зло, необязательно быть злым. Чтобы делать добро — обязательно.

Не жди, когда тебе скажут правду — жди, когда проговорятся.

Знать, чего боится враг — это уже полпобеды, а знать, чего он не боится, но должен был бы бояться, — это полная победа.

Не огорчайся, когда тебя перестали замечать друзья. Огорчайся, когда перестали замечать враги.

Глупо быть лидером гонки к краю пропасти, если за спиной нет крыльев.

Дурак — это человек, который не умеет делать глупости, но делает.

Умный — это человек, который умеет делать глупости, но не делает.

Мудрый — это человек, который умеет делать глупости и делает.

А кто не умеет делать глупости и не делает, тот ничего не умеет и ничего не делает.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged Восток - дело тонкое, философы. Bookmark the permalink.

2 Responses to Китайская философия: Хань Сянцзы

  1. Почему к сожалению? Да, Андрей, Вы правы. Все мудрые мысли — это только книжная мудрость, а историю делают люди, которые идут к мудрости с разной скоростью, как и к истине. Чаще всего она не достигается никогда. В это ее достоинство и недостаток одновременно.

  2. Андрей says:

    К сожалению, истина короткой быть не может! Она как жизнь: проста, но бесконечна и разнообразна, то одни формы принимает, то другие.
    Мы утверждаем незыблемое и не раз уже определённое, но и потом доказываем это многократно!
    Да и ладно в спорах, а то ведь по жизни, по живому.
    И такая картина предстаёт перед взором: не разум правит миром, а интересы и желания!
    Посмотрите на нынешнюю ситуацию на т. н. международной арене?
    То есть разумное недостаточно для понимания и жизни?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *