Галина Васильевна сложила руки на животе, прямо под кружевным воротником, и продиктовала:
- Карл Маркс родился 5-го мая 1818 года в немецком городе Трире…
- А какую национальность писать? - быстро спросил Сенюшкин.
- Что? - не поняла Галина Васильевна
- Ну, имя, дату, место рождения записали, а как же национальность?
Галина Васильевна покраснела, но сделала вид, что не заметила вопроса, и продолжила:
- … в семье адвоката…
- Так какую национальность писать? - не унимался Сенюшкин.
Галина Васильевна покраснела еще больше и могла бы уже посоревноваться в яркости со свеклой. Все ждали. Галина Васильевна продолжала молчать, и видно было, что она мучительно размышляет над ответом. Назвать Маркса немцем Галина Васильевна не могла, поскольку и сама таковым его не признавала.
Ответить "еврей" было нельзя по двум причинам. Во-первых, слишком сильно затянулась пауза. Если так долго пришлось молчать, значит, было, что скрывать, значит в том, что Маркс был евреем, крылось что-то постыдное, а ничего постыдного в этом вроде бы не было. Конечно, быть евреем хуже, чем быть немцем, но и не стыдиться же этого! В конце концов, хорошо, что Маркс не был чукчей.
Во-вторых, произнести слово "еврей" во всеуслышание - это было просто неприлично, все равно что сказать при всем классе слово "жопа". И сказать такое о ком! О самом Марксе! Щеки у Галины Васильевны надулись, и на лице явно прочитывалась обида на Маркса: "Надо же, великий человек, и такая национальность!" В классе начали хихикать.
- Так какую национальность писать? - спросил Сенюшкин в третий раз.
Галина Васильевна выдохнула и произнесла скороговоркой:
- Где родился, ту национальность и пиши.
- Пишу. Карл Маркс, национальность - Трир, - немедленно откликнулся Сенюшкин под общий хохот.
А я подумала, как чудесно звучала бы эта национальность в марксовской биографии. "Карл Маркс, трир по национальности, родился в Германии…" или "Карл Маркс родился в семье немецких триров…" Простенько, элегантно и до того непонятно, что не вызывает никаких вопросов. И не торчит из текста красным указующим перстом: вот, мол, он кто на самом деле, хоть и родился в Германии.
Говорят, Галина Васильевна после того, как мы закончили школу, перешла на преподавание истории средних веков и никакой другой. А я до сих пор в компании слово "еврей" произношу с усилием. Даже слово "жопа" дается мне легче. По крайней мере, на "жопу" почти никто не обижается.
Спасибо!!!
Какой у Вас замечательный сайт, Тина. Всего Вам самого доброго. Спасибо Вам.
Учителя у нас все знают… Плюс апломб. Это уже профессиональная болезнь.
Насчёт прибалтов — у меня была одноклассница — литовка, со странной фамилией Плевокас. Странная потому, что фамилия мужская. Сколько она не говорила, что фамилия должна быть Плевокайте (девическая форма, женская — Плевокене), учителя упорно говорили — раз отец Плевокас, значит и ты тоже. Девочка смирилась и 10 лет отзывалась на мужскую фамилию…
Я считаю, что это от Бога. Если бы евреи так не верили и так не хранили бы Библию, не следовали бы ее законам, пусть мелочным и не всегда понятным не еврею, но они сохраняли свою идентичность на протяжении тысячелетий, не вырождаясь. И хотя Бог их карал неоднократно (лучше сказал научал) и называл жестоковыйными, убивал порой тысячами, но остальные учились постепенно и непрестанно. Через преодоление, через боль и терпение. Зато они научились выживать как ни одна другая нация, научились адаптироваться к любой социальности и это достойно уважения. Хотя при этом были и потери.
Обычный этнос рождался , рос, умирал…, и все это занимало около 1,5 — 2 тысяч лет…, а вот евреи, ну ни как не вписались…, это огорчало Гумилева, поскольку разрушало его стройную теорию…
Что — то есть в этой пассионарности…!
Да, мне кажется, что Одесса больше всех пострадала от девяностых (так со стороны, по крайней мере, кажется): кто в Израиль, кто в Америку, кто Москву…
Веселый Вы человек!!! Я очень рада за Вас, но праздники меня всегда утомляли: обилие народа — это не для меня. Надо как-то соответствовать, а я не умею и не знаю, как. Поэтому чаще всего молчу. Говорю только в интимной обстановке с близкими мне людьми. Тем более, что пью и ем мало, что многих как-то задевает.
А поститься надо, пусть и недолго. Хотя в последний год меня стало это утомлять, если еще помнить, что мои посты начались двадцать лет назад, то понятно, что иногда хочется все бросить, но уже не могу: совесть мучает. Так что уж лучше поститься. чем потом мучиться совестью.
Посмотрела Ваши ролики — очень нравятся!!! У Вас отменный музыкальный и художественный вкус. Даже как-то неожиданно для меня, хотя знала, что Вы музыкант, и книголюб, но видимо это было абстрактное знание, а здесь — воочию!
Тина, дорогая, я отмечаю ВСЕ праздники, когда…, и куда…, меня приглашают…, где дают выпить и закусить!
Я очень люблю праздновать — это практически мое любимое дело — праздновать жизнь !!!
Про пост , это вы хорошо, мне бы сбросить парочку килограммов не мешало бы…, но слаб человек…, хотя форму держу уже долгое время…
Жаль Тина, что вы уже никогда не увидите настоящей Одессы — 60 — 70 годов! Сейчас там — даже не бледное подобие…, правда Марик Ротштейн, мой дружок — остался…
Иных уж нет…, а те далече…
Все подбираюсь к этой теме, никак не хватает духа начать, хотя надо отдавать долги усопшим. Он умер от рассеянного склероза. Наверное, и я внесла лепту в его преждевременную смерть. И это мне не дает покоя.
Юрий, в тексте про Мэлло какая-то девушка оставила Вам комментарий, правда, непонятный. Она «с Вами согласна». В чем — не указала.
Странно! Я Гумилева мало читала, больше о том, что связано с историей России, как уживались русские с тюркскими племенами. То, что евреи у него никуда не вписались — странно, хотя все может быть. Еврейский вопрос многим не дает покоя. И тем он интересен. Кто только о нем не писал!
Юрий, конечно, в Одессе я не была, но когда-то в гостинице в одну из бесконечных московских командировок (было время), жила с одесситкой. Она почему-то рассказывала только о наркоманах, которые не дают ей прохода. А вообще очень хочется побывать. На ФБ Елена Рышкова (поэтесса) на своей страничке иногда публикует тексты про архитектуру Одессы, очень интересно рассказывается.
Про цимис (цимес — в Википедии) нашла. Слюнки потекли, но там надо жирное мясо, мясо только в Рождество (? января) буду есть и то только курочку. Я редко употребляю мясо, тем более жирное. Но нашла рецепт и без мяса. Надо попробовать! Спасибо, но ждать мне еще аж до 7 января. Сейчас идет, в том числе у меня, рождественский пост.
Так как Вы отмечаете Рождество, Вы не ответили: по какому календарю я имею в виду.
Тина, вы обещали написать о вашей любви к еврею…,тогда я напишу о своей любви к афроамериканке, …идет…, у меня на работе есть одна — ну просто конфетка — белозубая, черты лица — европейские, а все остальное — восхитительное, слов нет!
Когда Николай Гумилев писал «этногенез и биосферу земли» то для всех народов расписал все красиво, только евреи у него никуда не вписывались…
Тина, вы должны срочно узнать , что такое цимис — это таой цимис!!!, но не от меня, можно из энциклопедии…
А в Одессе вы конечно не были…, большой пробел в биографии…
Эта история — из советских времен. Конечно, Галина Васильевна зря паузу затянула, но для учителей существовали табу на некоторые слова, которые в советское время не принято было произносить вслух или, по крайней мере, опасно («Как бы чего не вышло»), если особенно вспомнить дело против врачей-евреев и другие гонения на космополитов-евреев. И бытовой антисемитизм нельзя сбрасывать со счетов. Люди даже не знают, почему такое отношение к евреям. Я с евреями в жизни всегда была рядом, как-то так случалось. В школе училась с евреем Вербой, очень толковый был мальчик и его очень уважали. В университете жила в одной комнате с двумя еврейками (Левиной и Персидской). Жили очень дружно, они потом меня взяли в свою комнату третьей, когда переселялись из пяти в трехместную комнату. Потом в жизни у меня случилась большая любовь, тоже с евреем. Так что я их достаточно близко и хорошо знаю, все их достоинства и недостатки. Для меня не существует национальность как что-то значимое, хотя безусловно она накладывает свой отпечаток на характер и привычки, особенно если в семье как-то культивировался национализм (сейчас в Татарии, где я живу, национализм зашкаливает, хотя принято считать, что эта республика образцово-показательная с точки зрения лояльности к русским). И с немцами в университете мне пришлось встретиться (Мария Герман). Очень приятные воспоминания остались. Она, наверное, тоже уехала в Германию, точно не знаю. Так что у всех есть такой опыт общения и с евреями, и с другими национальностями. Вот с прибалтами только никогда не сталкивалась и даже ни разу не была ни в одной из республик.
С пастбо, что боделились своими мыслями. Редко кто решается открыто заговорить об этих проблемах, мешают стереотипы.
А когда я был на срочной службе, у нас было очень много ребят с Урала, со Свердловска и Северного Казахстана — почти все, приехавшие оттуда — были немцы с немецкими именами и фамилиями ! У нас служили только толковые ребята-часть техническая. Думаю, их специально собирали к нам. Отличные парни! Почти все свалили буквально через 2-3 года после развала. И они, и офицеры очень спокойно относились к своей национальности. Вот с литовцами чуть были проблемы, но понимание причин пришло ко мне совсем недавно… Но это другая история….
А вот к еврейскому вопросу…. Зря затянула паузу Галина Васильевна… Сама виновата… В любой национальности есть очень разные люди ! Мой товарищ -еврей и по фамилии и по отчеству — закончил Питерскую мореходку и 17 лет оттарабанил в разных морях и на самых разных посудинах. В том числе лет пять где-то на Курилах. Казалось бы совсем не национальное занятие для настоящего еврея! Вот только к 50 летию стал исправляться — сидит, ремонтирует мобилки…
Не смешно
мама — гейша, папа — рикша, а сын — Мойша
Юрий, ко мне, тоже ветром Интернета? Я рада. Мне инетересно с Вами общаться
Нет…, исключительном ветром Интернета занесло…
Кстати, Цветаева писала: «Жизнь — это место, где жить нельзя:еврейский квартал» и «Поэты — жиды!» Т.е призванные, в Вашей категории. Все призванные — евреи?
Хорошо сказано! Это Ваше авторство? Или …?
Грузин – это звание, еврей – это призвание, цыган – это профессия, русский – это судьба…
Согласна с Вами: евреи — загадка истории и природы. И к ним везде настороженное отношение во многом и поэтому.
Не понимаю, о чем Вы. Такого слова «цимис» и не слышала. А рассказ больше не о евреях, а о той жуткой ситуации вокруг еврейского вопроса, что была в СССР.
Думаю, что среди евреев (да и не только среди евреев) есть такие. которые так сжились со страной пребывания , в частности, с Россией, что они больше даже в душе своей русские, чем многие сами русские. Примеров — множество: Левитан, Пастернак, Жванецкий, наконец, Мандельштам, Бродский ( в меньшей степени) и т.д. Так может хотя бы для вполне цивилизованных людей можно вычеркнуть так называемый «еврейский вопрос».
Кстати, когда я приехал на работу после окончания университета в Полтавскую обсерваторию, то первое испытание было для меня летучее собрание сотрудников,, на котором начали спрашивать6 почему вы поменяли национальность и фамилию? Мой ответ, что я ничего не менял встретили с недоверием. На мой вопрос, отчего они решили, что я поменял национальность и фамилию, был ответ: «А вы говорите по-еврейски.!» Я ответил, что не знаю еврейского языка, а мне в ответ : «А вы сказали «цимис». Мне было трудно доказать, что в Одессе многие на вкусную пищу говорят «цимис» и никого это не удивляет. А в Татарстане может что-то не так?
Так евреи это и не национальность совсем! Какая-то этническая группа, а лучше сказать тайна!)))
Китайцы евреями бывают, да и негры тоже. Те же Поль Робсон с Амстронгом ведь евреи были!
Так что…загадка это истории и природы!
Этническая группа? Но почему такая сплоченная? Цыгане не такие?
Или у них плохо получается?
Этнос вообще интересное явление!
Выглядят — да, но ментальность? Та знакомая, моя сокурсница, о которой пишу в комментарии, она была ну никак не немецкой наружности. Черная, с пробивающимися усиками над верхней губой. Я бы скорее отнесла к армянке, или к другой южной национальности. Среди евреев тоже попадаются очень даже европеизированные лица. Не сразу и определишь национальность, особенно если смешанные браки.
Это рассказ, Виктор.
А я знаю китайцев — не знающих китайского, японцев — не знающих японского, иранцев — не знающих фарси, евреев — не знающих ни идиш , ни хибру, индийцев — не знающих — хинди, ассирийцев — не знающих ассирийского и даже русских, с трудом говорящих по — русски!
Однако все выглядят как им и положено!
Это притча или анекдот? У меня и здесь всё не так: национальность, если разбираться, то долго. Говорю не задумываясь русский, как в паспорте.
Да, Любовь. Такая метаморфоза с Вами произошла. А корейски язык знаете, интересуетесь Кореей. Или все-таки уже стали по ментальности русской?
Когда училась в университете, то на курсе у нас была Мария Герман. Когда я узнала, что она немка, посмеялась: «Какая же ты немка? Ты совсем как русская.» Вы знаете, она обиделась сильно. Потом рассказывала, как ее семья оказалась в Сибири (их выслали), как они там выживали. Но смогли сохранить свой язык и свои традиции. Но с нами она никогда не демонстрировала свою немецкость. Не знаю, осталась ли она в России или уехала как многие немцы в Германию. Думаю, что уехала.
..да уж….понимаю …помню, в начальной школе, учительница, на уроке, спросила о моей национальности (фамилия моя Ли)….как мне хотелось быть русской…Это немного позже я поняла — какая прелесть, что я кореянка!:)))