В жизни человека тоже есть середина, известная как кризис среднего возраста. Середина - всегда в известном смысле кризис.
Преполовение в христианстве отмечается особым образом только дважды: в предпасхальный и постпасхальный периоды.
Середина предпасхальных семи недель строгого поста отмечается
Порядок и строгая симметрия, к которой тяготеет православие, требовали установления такого праздника.
Этот день можно назвать и Преполовением Пятидесятницы (Троицы) и Преполовением Пасхи. Но праздник появился не сразу, а только в конце IV века, что отражает постепенность развития христианской праздничной традиции. Название праздник получил от слова, которое используется в Евангелии от Иоанна.
Евангелие рассказывает, как Иисус в третий год своего общественного служения втайне от сводных братьев, которые насмехались над Ним, не веря в Его Божественность, пришел в Иерусалим в преполовение великого еврейского праздника – праздника поставления Кущей. Войдя в синагогу, Он в беседе с книжниками и фарисеями впервые открывает Свою Божественность, Посланничество и Мессианство:
«Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня».
И в последний день праздника возглашает:
«Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». И евангелист уточняет «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него…» .
Надо сказать, что у евреев было три великих праздника. Пасха - в воспоминание о переходе через Красное море после бегства из Египта. Пятидесятница, установленный в честь дарования в пятидесятый день пребывания в пустыне десяти заповедей - Декалога.
Третий – поставление Кущей – установлен в честь сорокалетнего блуждания в пустыне и возведения скинии или палатки, устройство которой было дано Моисею самим Богом. Она была первым походным храмом евреев.
Но Преполовение точнее было бы назвать праздником Живой воды. В названии праздника эхом звучит слово «вода» - "переплывание" и "полынья". И в народе среда четвертой недели по Пасхе всегда связывалась с водой. Считалось, например, что в этот день Иисус Христос переплыл море, и потому Преполовение открывает купальный сезон, который длится вплоть до Ильина дня – второго августа.
На празднике Кущей тема воды, о которой возгласил Спаситель, возникла не случайно. Дело в том, что еврейский праздник Кущей сопровождался особым ритуалом. В один из дней праздника первосвященник шел к
Священник набирает воду из Силоамского источника в золотой сосуд и, возвратясь в храм, смешивает ее под звуки труб и кимвалов с вином. Потом он каждое утро возливает ее на западную часть жертвенника со словами
пророка Исайи: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения».
Иносказательно речь шла о времени прихода Мессии. Возлияние воды напоминало и о том, как Моисей из камня извел воду, когда евреи умирали в пустыне от жажды. Вода – прообраз благодати, гора, из которой потекла вода, прообраз Мессии, т.е. самого Христа. Поэтому Иисус и выбрал этот праздник, чтобы открыть Себя как Источник жизни и как Мессию.
Силоамский источник тоже имеет свою иносказательность. Вода в него поступает из подземного источника тихо и незаметно. Силоамская вода – прообраз не шумного водопада, а тихого и смиренного источника, который постепенно, но неизменно наполняет купель водою. Этот источник - образ Самого Иисуса Христа, смиренного и кроткого сердцем.
Поэтому праздник Преполовения неизменно связан с освящением воды. Священники крестным ходом вместе с народом идут на источники для их освящения. В народе этот праздник открывает период празднования Русалий, которые длятся вплоть до праздника Ивана Купалы – Рождества Иоанна Предтечи. Преполовение – это встреча Русалий, а день так и называется Русальная среда.
Преполовение празднуется восемь дней и заканчивается празднованием в среду следующей, пятой, недели по Пасхе – недели самарянки. Рассказ о встрече самарянки с Иисусом Христом у колодца Иакова тоже связан с водой. Так три седмицы постпасхального периода – четвертая, пятая и шестая – так или иначе связаны с водной стихией, олицетворяющей Духа Святого, который изобильно будет изливаться на всех.
Тема Святого Духа начинает звучать с двадцать пятого дня и звучит параллельно с пасхальными мотивами вплоть до самого праздника Вознесения и Троицы или Пятидесятницы. Богослужение праздника Преполовения очень мощное. В нем звучит яркая и обличающая речь Иисуса в Его беседе с фарисеями.
Он снова и снова говорит им о том, что не надо судить только по внешнему обличию и по лицу, а проникать вглубь событий, понимать, что за Его словами и Делами стоит Тот, Кого евреи так долго ждали – Мессию. Иисус обвиняет евреев, что они не признали в Нем Царя и Бога, дотошно требуя от Самого Царя исполнения мелочей – соблюдения субботы и всех предписаний, которые они выдумали. Слова Иисуса полны горечи, негодования и восклицаний:
«Если словам не веруете, делам веруйте! Что прельщаетесь, отметая Святого, о Котором написал Моисей!?»
«Если Мессии подобает прийти, иудеи, то ныне пришел Мессия - Христос. Что прельщаетесь, отметая праведного, о Котором написал в Законе Моисей!?»
«Если Мессии подобает прийти, то Мессия - Христос есть, беззаконные, что не верите Ему! Вот пришел и свидетельствует тем, что делает: воду в вино претворил, расслабленного словом восставил».
«Не знаете писаний, прельщаетесь все вы, беззаконные евреи: потому что воистину пришел Христос, и всех просветил, и среди вас показал многие знамения и чудеса, и всуе отрицаетесь истинной Жизни».
«Дела сотворил многие, и ради какого из них хотите камнями побить Меня?» - взывает к иудеям Христос в Преполовение, Он хочет докричаться до их сердец, открывая Свою Славу перед иудейским собранием и предъявляя свое Родство с Отцом, но все напрасно…
Тина Гай
Сергей, я рада, что Вы узнали для себя что-то интересное и новое.
спасибо