Страстной цикл А.С.Пушкина. Подражание…

strastnoj_cikl13(Начало здесь) Последний лирический цикл Александра Сергеевича Пушкина объединяет не только Великий пост, но и то, что все входящие в него стихотворения - подражание иностранным авторам, а также все  они - о власти: мирской, сатанинской или Божественной.

Подражание Пушкина означало возвращение к древней средневековой традиции, в которой имитация ценилась выше, чем авторские тексты, тем более уместной, когда речь шла о Священных текстах и событиях, которым посвящаются дни Великого Поста.

Особенно тесно связаны три первых стихотворения рассматриваемого пушкинского цикла: «Отцы-пустынники…», «Подражание италиянскому» и «Мирская власть», составляющие своеобразный триптих, объединенный сквозной пасхальной темой и последними днями жизни Иисуса.

«Отцы-пустынники…» связаны со Страстной средой (окончанием чтения молитвы Ефрема Сирина), «Подражание италиянскому» - со Страстным Четвергом (предательством  и самоубийством Иуды),  «Мирская власть» - со Страстной пятницей (распятием и смертью Христа).

«Подражание италиянскому» - это история трагического финала Иуды: в среду продавшего Учителя за тридцать сребреников, в четверг – предавшего Его поцелуем, а утром в пятницу – удавившегося на дереве, которое под его тяжестью обломилось и сбросило тело на землю.

strastnoj_cikl14

Д.Тиссо. Смерть Иуды

Пушкин использует для собственного прочтения предательства Иуды сонет итальянского поэта конца XVIII-начала XIXвека  Ф.Джанни, знавший его французский перевод. Но поэт только отталкивается от исходного текста, вкладывая в него собственный смысл.

Как с древа сорвался предатель ученик,
Диявол прилетел, к лицу его приник,
Дхнул жизнь в него, взвился с своей добычей смрадной
И бросил труп живой в гортань геенны гладной...
Там бесы, радуясь и плеща, на рога
Прияли с хохотом всемирного врага
И шумно понесли к проклятому владыке,
И сатана, привстав, с веселием на лике
Лобзанием своим насквозь прожег уста,
В предательскую ночь лобзавшие Христа.
(22.06.1836)

Стихотворение начинается с того, что ломается ветка, на которой повесился Иуда, о чем рассказано в «Деяниях апостолов», символически означающее, что предательство Иуды сравнимо с отпадением от виноградной лозы, которой уподоблялся Иисус:

«А з есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15; 1-2).

Александр Сергеевич в десяти строчках раскрывает свою философию добра и  зла, построенную на их противоположности и непримиримости: в противоположность Божественной Троице он создает адскую из бесов, дьявола и сатаны, выстраиваемые в иерархию.

Мелкие бесы – низшая ступень, пакостники и «шутники», мелкие лакеи сатаны, терзающие человека физически, предвестники грядущей настоящей трагедии - духовной. Дьявол – более высокая ступень, он представляет духовную сторону падения, оживляющий духа злобы. Владыка иерархии и ее творец – падший ангел  – красавец сатана, Люцифер, в своей гордыне вознамерившийся стать равным Богу.

strastnoj_cikl15Пушкин рисует  драму столкновения сатанинской власти с Божественной, противопоставляя преданности Богу предательство, молитвенным устам Ефрема Сирина – уста сатанинские; плавности, текучести и мягкости молитвы - резкие, режущие ухо твердые звуки зла.

Дуализм пронизывает все стихотворение, до самых его мелочей: самоубийство, оживление и низвержение Иуды в ад – зеркальное отражение Распятия, смерти и Воскресения Иисуса; поцелуй – знак предательства, а не любви; оживление Иуды - оживление в смерть, а не в жизнь; дерево - символ греха, а не спасения и награда за предательство - наказание смертью.

Адская Троица позволяет разыграть финал Иуды в три шага, как в три шага разыгрывается трагедия последних дней  Иисуса. Сначала мертвый труп предателя попадает дьяволу, который «дхнул» в него жизнь и сбросил живой труп в преисподнюю, где, радуясь, его принимают на рога бесы.

Вдоволь навеселившись, они волокут его к своему проклятому Богом владыке – сатане, который в награду дарит Иуде свой поцелуй, прожигающий уста Иуды и окончательно его уничтожающий. Предательский поцелуй возвращается Иуде, утверждая закон возвращения зла к его творящему, как правило, в том же обличьи.

Начавшись с Иуды, стихотворение  заканчивается Христом: зло творит добро и благо вопреки своей воле. Поцелуй сатаны в конечном итоге исполняет волю Бога: предательство оборачивается Победой добра, утверждающего Божественную власть.

Строй и язык  стихотворения повторяют дуализм добра и зла: правильные и священные слова в устах сатаны приобретают противоположный смысл, утрачивая свою сакральность: Владыко дней моих в «Отцах-пустынниках…» в "Подражании..." становится проклятым владыкой, веселое лицо сатаны названо ликом, как лица святых, а неудобоваримое слово «дхнул» противоположно Божественному вдыханию жизни в Адама.

strastnoj_cikl16

Рембрандт. Возвращение Иудой тридцати сребреников

Звуки в "Подражании..." вовсе не мягкие итальянские, а неблагозвучные согласные, нагромождающиеся друг на друга: в, к, л, р, с, д, смр, глд. Это язык сатаны, на котором говорят предатели последнего  круга дантовского  Ада, скрыто присутствующий  восемь раз в разных словах: смрАД, глАД, рАДуясь,влАДыка и т.д..

Все это наполняет название стихотворения "Подражание италиянскому..." глубинным смыслом: Сатана  не способен на истинное творение, он способен только на подражание Богу, создавая псевдо-мистерии и облекая  свой плагиат в Божественную оболочку.

И последнее. Пушкин встраивает в текст о предательстве и сатанинском зле не только ад, но и согласие на него. Сатана вкладывает в сердце Иуды предательство, от которого тот может отказаться, но он принимает его.  Поэтому в тексте сокрыто не только слово АД, но и его перевёртыш – ДА: ИуДА и преДАтель.

(Продолжение здесь)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged богословие, Великий Пост, Любимые писатели и поэты, церковная жизнь. Bookmark the permalink.

2 Responses to Страстной цикл А.С.Пушкина. Подражание…

  1. Без комментариев.

  2. nadilel says:

    Никогда не верила, что Иуда предал Христа… Не мог Иисус так ошибиться в ученике своем, любимом. Они оба знали на что идут и каждый «играл» свою роль. Иуда не целовал Иисуса, он просто говорил ему на ухо то, что не должны слышать другие… Иуда не повесился бы, еслиб был предателем, он не мог пережить смерть учителя и стал единственным, кто ушел вместе с ним… Все это зависть остальных учеников, что не смогли переварить особенное доверие Иисуса к Иуде.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *