Праздник Благовещения – первый день нового мира

Праздник Благовещения

«Благовещение», Фра Беато Анжелико, 1430—1432, Прадо. На заднем плане — архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения

Праздник Благовещения – это не только день, когда пришла благая весть от Архангела Деве Марии.

Праздник Благовещения – это, прежде всего, тайна Боговоплощения, которая в богослужении проходит на фоне ветхозаветных пророчеств и образов Богородицы: лестницы Иакова, Купины неопалимой, Горы мысленной, руна Гедеона и т.д..

Момент Боговоплощения совпадает с моментом,когда Дева Мария слышит архангельскую Благую весть, поэтому Боговоплощение и Благовещение слиты в празднике в единое целое.

Однако разные акценты на том или на ином моменте дают себя знать в названии праздника. Так в русской православной церкви он все-таки считается Богородичным и служится в голубых одеждах, а полное название праздника звучит так:

«Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».

На западе праздник считается Господским и называется

«Благовещение  Господа Иисуса Христа».

Богословами в празднике особо подчеркивается момент унижения Сына Божия по любви к людям, Его нисхождение с Небес ради того, чтобы человек мог спастись и стать богом по благодати. Праздник Благовещения - это  первый день творения нового мира, начало искупления рода человеческого, почитаемый в народе третьим по важности после Пасхи и Рождества Христова. Его называют также Благовещенским новым годом (не зря новый год раньше начинался в марте) или второй Пасхой.

Праздник Благовещения

В церкви этот праздник относится к числу двенадцати самых важных, но продолжительность его празднования очень короткая, т.к., чаще всего Благовещение приходится на Великий Пост. Продолжительность праздника зависит от того, когда случается Благовещение: до или после Лазаревой субботы (день перед Вербным воскресением). Если до Лазаревой, то три дня (один день – перед праздником, один – сам праздник и один - отдание праздника). Если после, то два дня.

Но бывает, что Благовещение падает на Страстную седмицу или совпадает с Пасхой, тогда он все равно празднуется, но длится всего один день. Праздник, совпадающий с Пасхой, называется Кириопасхой, что в переводе означает Господственная Пасха. Это случается очень редко, один раз в несколько десятков лет. Так в XX веке это случалось только два раза в 1912 и 1991 годах.

В новом XXI веке Кириопасха тоже будет дважды в 2075 и 2086 годах, а потом уже только в XXII веке - 2159 году. Совпадение двух величайших праздников не случайно: в древности считалось, что Иисус Христос воскрес именно в день Благовещения в 31 году от РХ, по другим данным именно в этот день Он был распят.

Особого смысла, кроме уже указанного, православие такому совпадению не придает, но в народном сознании оно означает, что год, в который происходит совпадение, особый и должно произойти событие чрезвычайной важности. Так, например, Кириопасха 1991 года совпала с крушением СССР.

Праздник БлаговещенияПоскольку содержание праздника Благовещения с богословской точки зрения очень насыщенно и многозначно, в древние времена праздник  имел разные названия:

зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение ангела Марии.

Устоявшееся название праздника «Благовещение» относится приблизительно к VII веку и торжественное празднование этого дня было установлено тоже довольно поздно – в VI веке императором Византии Юстинианом. Дата празднования определена обратным отсчетом – от 25 декабря. О самом событии, которое вспоминается в этот день, написано только у

евангелиста Луки (Лк.: 1, 26-38).

Евангелист  фактически написал биографию Девы Марии, с которой, по преданию, был лично знаком и написал с Нее несколько икон, например, икону Божьей Матери Владимирскую. Согласно Евангелию от Луки, в шестой месяц от зачатия Елизаветой, сродницей Марии, Иоанна Крестителя, был послан в Назарет Архангел Гавриил. Благовестник должен был сообщить Ей о решении Предвечного совета об избрании Ее в качестве сосуда, в который должен вселиться Сын Бога Всевышнего.

Праздник БлаговещенияАрхангел, недавно узнавший о решении Совета, который держался в тайне даже от ангелов, вступает в дом Марии с опаской, размышляя в себе: «Как в Вышних непостижимый Бог от Девы может родиться? Как Он, имеющий престолом Небо, а подножием землю, может вместиться в девичью утробу?»

И он долго стоит, не решаясь поприветствовать Деву. Так о событии праздника рассказывает Богослужение. Рассказ полон нежности и радости, он построен на диалоге Девы Марии и Архангела. Удивительное Богослужение, поэтическое и трогательное!

Архангел Гавриил после некоторого раздумья исполняет волю Троического Совета и говорит Пречистой: "Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою, родиши Сына превечного от Отца". Он ждет Ее реакции, потому что теперь только от Ее ответа будет зависеть, как дальше будут развиваться события. Бог хочет добровольного согласия человека на свое спасение. Но Она испугалась и медлит, потому что знает, что зло может быть в разных обличьях, как, например, в раю в момент соблазнения Евы змием.

Видя ее ужас и смятение, он говорит спокойно и ласково: «Не удивляйся, Мария, странному моему образу, не ужасайся, потому что я Архангел. Я знаю, что некогда змей прельстил Еву, но сейчас я благовествую Тебе радость: и пребудешь нетленной, и родишь Господа».

Праздник Благовещения

Ботичелли. "Благовещение"

И Мария вновь удивляется: «Безмужняя Я есть и как рожу Сына? Кто видел бессеменное рождение?» и архангел Гавриил говорит, как это произойдет: «Нет, не так это будет, но Дух Святой осенит Тебя зиждительною силою и совершит сие. Но ты останешься Девой и в Рождестве и по Рождеству».

А Она снова не верит: «Я знаю, что Моя праматерь Ева, приняв разум змия, была изгнана от Божественной пищи, поэтому Я боюсь странного твоего приветствия и стыжусь твоего поползновения». Но архангел успокаивает Ее: «Что меня боишься, я сам больше Тебя  боюсь? Что передо мной благоговеешь, я сам больше благоговею перед Тобой?»

Так шел диалог между человеком и ангелом, исполненный естественных человеческих эмоций, сомнений, удивлений, радости, пока Отроковица не сказала архангелу: «Радости пришел ты благовестник и будет Мне по глаголу твоему, да вселится Бог в Меня».

Когда читаешь этот изумительный диалог, чувствуешь тонкую нежность и благоговение с обеих сторон, чувствуешь, как постепенно начинают они понимать друг друга, как мало-помалу проходит страх с обеих сторон. Если кто-то сможет найти Минею от 25 марта (по ст.ст.), почитайте, почувствуйте всю гамму этих чувств.

Праздник БлаговещенияНо кроме евангельского отрывка, существуют апокрифы: протоевангелие от Иоанна и Евангелие от псевдо-Матфея, в которых событие излагается несколько пространно. В них говорится, что прежде Благовещения, произошло предблаговещение у колодца.

Случилось это так:Богородица пошла с кувшином за водой к колодцу и вдруг раздался голос: «Блаженна Ты, Мария, ибо Господь уготовил жилище Себе в духе Твоем. Придет свет с неба, дабы обитать в Тебе и через Тебя засиять в целом мире".

Испугавшись, Дева Мария, бросила кувшин и убежала домой. Здесь Она села за работу - прясть завесу, которая в соответствии с этими же апокрифами, досталась Ей по жребию. И тут явился перед Ней красивый юноша, который снова повторил те же слова. И Она снова была удивлена и испугана. И только когда он Ее успокоил и объяснил, как произойдет зачатие, Она сказала со смирением:

"Я -- раба Господа, да будет Мне по слову твоему».

Так апокрифы показывают, как постепенно Мария свыкалась с этой мыслью и только хорошо ее уяснив, согласилась. Предание (евангелие от псевдо-Матфея) также сообщает, что Пречистая в момент известия, читала книгу пророка Исайи, в которой говорилось о том, что Дева зачнет в чреве своем. Эта сцена особенно часто встречается в картинах западноевропейских художников (см. заглавную картинку к тексту).

Праздник Благовещения

Икона "Устюжское Благовещение" XII век

Сказание о предблаговещении у колодца, о чтение книги и прядении завесы Иерусалимского храма нашло отражение в иконографии праздника. Существуют иконы Благовещения у колодца, Благовещения с книгой, но больше всего икон Благовещения с пряжей. Это три типа благовещенских икон.

Праздник дал начало строительству на Руси множества Благовещенских храмов и монастырей. Всем известны, например, Благовещенский Кремлевский собор в Москве, Благовещенский Кремлевский собор в Казани, срубленный в три дня по приказу Ивана Грозного в 1552 г., Благовещенский женский монастырь в г. Киржач, основанный Сергием Радонежским в 1358 г., Благовещенский женский монастырь в г. Бежецке, основанный священником-юродивым Петром Томаницким, о котором писали раньше, и т.д..

Благовещение значительно повлияло на роспись крестово-купольных храмов. Образ Благовещения можно увидеть на восточных столбах у входа в алтарную часть на границе между алтарем и основной частью храма – наосом. Слева – архангел Гавриил, справа – Богородица.

Праздник БлаговещенияСцена Благовещения  всегда присутствует на царских вратах, через которые священник выносит Святые Дары для причащения прихожан, т.к. Благовещением открывается дверь в Царство Небесное. Оно дословно означает то же, что и Евангелие – Благая весть.

В русских православных храмах Благовещение обычно изображается на самом верху створок царских врат. Богослужение и песнопения праздника  очень красивые: приветственные слова архангела Гавриила, с которыми он обратился к Деве Марии,  стали тропарем, который поется в православных храмах почти на всех вечерних службах.

В католичестве эти слова известны по песне Шуберта «Аве Мария». Кондак праздника Благовещения "Взбранной Воеводе победительная" взят из Акафиста Богородице, которым мы и заканчиваем рассказ.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged Богородица, богословие, православное богослужение, православные праздники. Bookmark the permalink.

2 Responses to Праздник Благовещения – первый день нового мира

  1. Спасибо, Валерий. Поздравляю Вас с Благовещением! Этот день для меня всегда праздник и этот год не стал исключением.

  2. Валерий Новоскольцев says:

    Разместил у себя в дневнике на Стихире.
    Спасибо, Тина!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *