Икона «Рождество Богородицы»

bogorodica1

21 сентября отмечается первый большой праздник в новолетии (церковном году) - Рождество Богородицы. В память об этом событии написано много икон в разных иконописных школах.

Перед нами Новгородская икона конца XV века «Рождество Пресвятой Богородицы» школы Андрея Рублева. Икона очень нарядная, выполнена в ярко-красных, золотистых и блистательно белых тонах. Иконописец настраивает на  радость, воодушевление и праздничное настроение. Икона лаконична, второстепенных деталей почти нет – только суть события.

Вся она сосредоточена на Божественном  смысле праздника: радости вселенной от Рождества Богородицы, избавившей род человеческий - от проклятия смерти, Еву – от уз, а Адама – от клятвы. Радость – смысловое слово праздника. В радости объединились земля и Небо.

Земля радуется, Небо веселится, ангелы и святые души славят Рождество Девы. Богоотроковица, как лестница, утверждена на земле, глава же Ее достигает Неба. Она, как врата Господа, открывает людям двери рая; дарит Жизнь Вечную, вводя Христа во Вселенную.

bogorodica6Радостный смысл праздника передается  цветовой гаммой иконы, царствующей в  симфонии радости и торжества. Белый, красный, бордовый, золотой, синий – всё блистает и горит  царственностью, Божественностью, Вечностью и Небом. Цвета усиливают друг друга, отражаясь один в другом, создавая оду радости.

Поздняя иконография праздника Рождества Пречистой обрастала все большими и большими сюжетными подробностями, уходя в повествовательную плоскость, но на раннем изводе  сюжету отводится минимальная роль, акцент делается на смыслообразующей цветовой гамме радости.

Событие Рождества  происходит в доме, о чем говорит велум, ткань между крышами домов. Справа видны фигуры людей, подносящие роженице, святой Анне, дары, питие, еду, а также ограждающие Ее от насекомых. Верху дома (справа) изображена небольшая фигурка - радостный муж, праведный Иоаким, наблюдает за женой и только что родившейся дочерью.

bogorodica10Святая Анна как бы парит, возвышаясь  на высоком пьедестале над всеми. Она родила  уже в престарелом возрасте, прожив в супружестве 50 лет. Муж Анны – святой Иоаким - имел право по еврейским законам уйти от неплодной. Но они любили друг друга, жили мирно, праведно и в полном согласии.

Свою девочку они  вымолили, дав обет посвятить Рожденную Богу. Так же, как некогда Сарра, супруга Авраама, родила своего первенца Исаака уже в престарелом возрасте (в 90 лет), Анна родила свою дочь почти в 80. Родила не по естественным законам, а по благодати.

На иконе обилие земных, житейских мелочей, делающих  взирающих на икону причастными всемирной радости земли и Неба. Слева в углу идет подготовка купели для омовения младенца Марии - маленькой, запелёнатой в белое, фигурки. Богородица изображена одновременно сидящей на коленях (внизу слева) и возлежащей в колыбельке (внизу в центре). Ее защищают от насекомых  опахалом (внизу справа).

bogorodica11Праведная  Анна  сидит в позе, говорящей о безболезненности родов. Сидит на блистающем белизной ложе.  Белый цвет – нерукотворный свет Царства Небесного - подчеркивает, что  Зачатие и Рождество Пречистой  исполнено силой благодати Духа Святого. В белые одежды облечена и Сама Богородица, сидящая на руках повивальной бабки.   

Нетварный белый свет божественной энергии коснулся всего земного: одежды Анны, Иоакима, повитухи, помощников, помощниц, дароносительниц, стен, домов. Сама земля просвечивает белыми бликами. В песнопениях праздника поется, что Дева Мария воссияла как облако, осветив всех райским светом.

Над головами Анны и Иоакима – золотистые нимбы. Золотом светится верх иконы – Царство истины и правды, в котором происходит событие. Хитон Анны, умывальница, кувшин, колыбелька, стульчик повивальной бабки, ее рубашка, кайма ложи святой Анны и одежд всех фигур – все горит золотом, цветом цветов, равного которому нет.

bogorodica8

Обилие красного – отличительная особенность новгородской школы. Красное – цвет веры,  тепла, любви, царственности и жизнерадостности. К празднуемому событию этот цвет подходит как нельзя кстати.  На иконе красного не меньше, чем золотого: красным горит покрывало святой Анны, Богородицы,  повитухи.

Всё полно общей радости, возвещающей  радостную весть: родилась Та, из Которой воссияло Солнце правды – Иисус Христос. Родилась дверь Небесная, своим Рождеством  освободившая Адама и Еву от тли смерти, родился дом Света, обновивший естество и мир, родилась Книга слова Жизни, разрушившая клятву и подарившая нам Жизнь вечную!

bogorodica2

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Православный календарь и народные приметы and tagged Богородица, богословие иконы, икона, православные праздники, церковная жизнь. Bookmark the permalink.

2 Responses to Икона «Рождество Богородицы»

  1. Великий Новгород — север, для которого не характерны яркие краски юга, но именно там духовная жизнь выплеснулась в таких ярких иконах.

  2. Татьяна says:

    Созданная на Новгородской земле, «где краски не ярки», такая жизнеутверждающая иконопись особенно значительна и привлекательна. Спасибо Вам!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *