Вторые осенины — осенние святки

rogdestvobogorod14Рождество Богородицы - праздник, открывающий праздничный ряд нового православного года. Он, как и все остальные христианские праздники, имеет в народном сознании свои приметы и свои особенности.

Православие, пришедшее на смену язычеству, не смогло окончательно победить и после тысячелетней борьбы вынуждено было сменить тактику: перейти от прямого запрещения язычества к его «воцерковлению» и «обоживанию».

Сегодня все христианские праздники несут на себе «языческие отметины» и тесно переплелись с народными верованиями и превратились в церковно-народные.

Ранние осенние церковные праздники, начиная с Успения (28 августа) и заканчивая праздником Покрова (14 октября), по народным приметам и поверьям означали прощание с летом, переход к новому времени года - осени.

Рождество Богородицы – граница лета, осеннее равноденствие, новолетие, после которого день становится короче ночи, а календарь меняет окрас природы. Осень с 22 сентября, после осеннего равноденствия полностью вступает в свои права. Существовала народная поговорка:

«Первая Пречистая – жито засевает, Вторая – дождем поливает».

Вторые осенины соединяли в себе два начала: земное и духовное. Земное – праздник урожая, духовное – Рождение Девы Марии, Матери Иисуса Христа.rogdestvobogorod13

Праздник Рождества Богородицы - это переход от лета к осени. В этот день продолжаются по всем законам гостеприимства народные гулянья: проводы лета, праздник урожая, встреча осени.

Вторые осенины сменили Первые – Успенские. К этому дню с полей все должно было перейти в амбары: зерно, лён, овес. С огорода – в погреба: лук, картошка, свекла, репа, морковь.

Овощной урожай дал еще одно название дню – Луков или Огородин. В этот день заготавливали калину. Селяне благодарили и чествовали Землю, образом которой была Богородица.

Этот Праздник назывался также  «Пасековым» днем. Им заканчивался сбор меда, пчелы впадали в зимнюю спячку, в ульи на зиму закладывали сахар. Существовал также близкий по смыслу обряд «Похороны мух»: ловили муху или иное насекомое, закладывали его в «домину» и относили на поле и зарывали в могилу. Это знаменовало собой оцепенение насекомых на зиму.

Осень, богатая на красоту и урожай, дает еще одно удивительное название Празднику Рождества Богородицы - «Богач». С ним связаны особые обряды, напоминающие новогодние святки (вторые осенины - «други святки»), настраивающие на то, чтобы в доме всегда были доброта, тепло и достаток. Все в день Богача друг другу желали: «Будь богат как осень!». Молодежь в этот день тоже гадала.

rogdestvobogorod9

Существовал и другой обряд, связанный с этим днем: с каждой семьи брали по ложке зерна и собирали его в общий лубок. Потом с ним обходили дворы, как бы очерчивая магический круг.

Круг должен был хранить от болезней, бед, напастей и несчастий. Люди верили в действенность обряда: он придавал им психологическую уверенность, настраивая на позитив и исполнение желаний.

В России Богач постепенно начинает обретать новую жизнь. Желающие его отпраздновать выбираются в осенний лес, участвуют в особых обрядовых действиях.

Они программируют на материальное благополучие, успех в делах, удачу в достижении цели, организуется общая трапеза, в старину называемую братчиной, которая также имеет глубокие народе корни.

В самый день Рождества Богородицы народ собирал в одной из изб большую трапезу, к которой заранее готовились, запасая свежие продукты. Готовилась кутья с медом из круп нового урожая, пеклась кулебяка с рыбой, варилось пиво, закалывали барана, готовился студень. Участникам трапезы подавали испить из общей чаши свежего пива, славя Богородицу, Мать – Землю. Праздник, в зависимости от урожая, мог длиться от нескольких дней до недели.

В этот день принято было родителям и крестным обходить дома молодоженов, смотреть, как они живут, как устроились. Хозяин показывал двор, утварь, хозяйка – свое хозяйство. Молодые подносили гостям угощение. Поэтому этот день назывался «Поднесеньевым днем», в который заканчивалось бабье лето.

Все было готово к встрече осени и Рождество Богородицы отмечалось  как начало осенних святок по аналогии с зимними святками, наступавшими после Рождества Христова.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Православный календарь и народные приметы and tagged Богородица, народные праздники, фольклор. Bookmark the permalink.

2 Responses to Вторые осенины — осенние святки

  1. Татьяна! Доброго Вам времени суток!
    Да, это одна из наших целей — миссионерская, так ее можно назвать. Мы очень мало знаем о нашей культуре, вот и подумали, что не будет лишим рассказывать о праздниках и вере наших бабушек и прабабушек, прадедушек и дедушек. Да и многих наших современников, кто воспринял веру уже только в постсоветское время, и потому мало что знает о ней. А душа просит и молится, даже если мы не знаем об этом. Потому что душа по природе своей христианка.
    С уважением, Алевтина! С праздником Крестовоздвижения Вас и Ваших близких!

  2. Алевтина и Мария, спасибо! Благодаря Вам я узнаю о всех праздниках. Удачи Вам!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *