Икона Покрова Пресвятой Богородицы

 Икона Покрова Пресвятой БогородицыСм. видеовариант

Перед нами новгородская икона Покрова конца 15 века, ставшая образцом для икон праздника в 16 и последующих веках. (Чтобы увеличить изображение щёлкните левой кнопкой мыши по рисунку)

Она несет в себе не только сюжет явления Богородицы Андрею Юродивому, но историю формирования иконографии праздника в течение нескольких веков.

В частности, в центральной нижней части иконы мы видим образ монаха, поэта и певчего Влахернского храма Романа, которого в ранних изводах Новгородских икон Покрова не было.

Это не случайно: святой Роман стоит на амвоне перед иконостасом со свитком, на котором написаны слова:

"Дева днесь Пресущественнаго раждает...".

Это начала кондака, который Роман написал к Рождеству Христову. Он же автор Акафиста Приснодеве Марии, по образцу которого создаются все акафисты, вплоть до наших дней.

Жил Роман в пятом веке, но день его памяти совпадает с днем Покрова -14 октября, потому что имя его тесно связано с именем Пречистой. Сказание о нем повествует, что пел он очень плохо, братия монастыря смеялась над ним, и он очень страдал от этого.

 Икона Покрова Пресвятой БогородицыПеред праздником Рождества Христова, к которому он написал канон и должен был его исполнять, он очень волновался и горячо молился Богородице, чтобы Она даровала ему голос и талант к церковному песнопению. Во сне ему явилась Сама Пречистая, сказав, чтобы он проглотил свиток с кондаком и у него появится ангельский голос. Так он и сделал.

На другой день Роман так исполнил кондак, что вся братия была в изумлении и восторге. Этот восторг, удивление и преклонение перед талантом Романа изображены в наклоненных головах певчих, окружающих амвон, во взорах монахов (слева), устремленных на него, во взглядах стоящих слева от амвона народа. Святой стоит с благословляющим жестом правой руки.

С тех пор его имя всегда упоминается не иначе как с эпитетом «Сладкопевец». Некоторые считают, что праздник Покрова приурочен к празднованию дня памяти Романа Сладкопевца, как автора Акафиста Богородице. В более поздних изводах* иконы Покрова в нижнем правом углу иногда изображается сновидение Романа.

Но центром композиции всей иконы является не Сладкопевец, а Богородица. Она изображена в позе Оранты, молящейся на воздухе за всех христиан, которым угрожает реальная опасность.

 Икона Покрова Пресвятой БогородицыТакую композицию мы можем сегодня видеть в Софийском соборе г. Киева. Пресвятая словно парит в воздухе в апсиде** алтаря. И поскольку иконостас собора однорядный, то перед молящимися предстает величественная и торжественная икона Покрова, воплощенная в самой архитектуре храма и иконостаса.

Храм на нашей иконе - однокупольный с двухскатной крышей, как это было в базилике города Влахерна, где произошло чудное видение. Внутри храма - тоже купол, закрепленный на четырех столбах, под которым стоит Пресвятая Дева Мария. Это алтарь, в который прошла Богородица от западных врат храма.

Покров над головой Пречистой и молящимися держат два ангела. Покров Богородицы ярко-красного цвета, подобный молнии, как сказано в житии Андрея Юродивого. Такого же цвета Ее маленькие башмачки. Гиматий Девы Марии более насыщенный - темно-вишневого цвета, как и купол внутреннего убранства храма.

Цвет подчеркивает царственное достоинство Приснодевы, Ее любовь и тепло к людям, материнскую жертвенность. Гиматий Богородицы - с тремя звездочками: на левом плече, правом и на голове. Звездочки означают, что Она была Девой до Рождества, осталась Девой в Рождестве и сохранила девство по Рождестве. Она – Приснодева, Вечная Дева.

Хитон Богородицы темно-синего цвета, цвета молитвенного настроения, бессмертия и божественности. Красный и темно-синие цвета подчеркиваются и в цветовой гамме храма: его куполов (синих) и врат (красных).

Кроме Богородицы и Романа сладкопевца, центральных фигур иконы, внизу справа мы видим Андрея Юродивого с учеником Епифанием. Это персонажи, с которыми неразрывно связан праздник Покрова. Андрей показывает Епифанию на молящуюся в алтаре Пречистую. Епифаний подтверждает, что он тоже видит чудное явление.

Справа перед алтарем стоит император Лев VI , в чье царствование произошло чудо. Слева, напротив императора, стоит патриарх Тарасий, живший раньше события, изображенного на иконе, но защищавший в свое время почитание икон с изображением Богородицы.

Наконец, выше всех остальных и ближе всех к Предстательнице - сонм святых, сопровождавших Пречистую: это возглавляющие шествие Иоанн Предтеча (справа) в молитвенном жесте обращающийся к Деве Марии, за ним стоят апостолы: Иоанн Богослов, выше его - апостолы Павел и Петр. В красном одеянии с нимбами - мученики Димитрий Солунский и Георгий Победоносец.

Слева за патриархом Тарасием тоже стоят мученики, пастыри, святители и пророки, прославленные в лике святых, на что указывают их нимбы.

Цветовая гамма иконы торжественно-царственная, золотистая, сине-белая, указывающая, что события происходят в мире ином - Царстве вечности. Белые блики вечности во множестве ложатся на одежды, лики святых, народа, ангелов, Андрея и Епифания, крыши и купола храма. Сама Пречистая, в окружении святых и молящихся, находится как бы в чаше, в углублении, напоминающим конху*** апсиды храма, покрывая всех Своим омофором.****

ПРИМЕЧАНИЕ:
*извод иконы - список  иконы,
**апсид алтаря -полуцилиндрический выступ в месте расположения алтаря,
***конха апсиды - место внутри алтаря в аписде, где размещается список с иконы Спасителя или Богородицы,
****омофор - плат Богородицы.

Смотрите видеовариант статьи

Тина Гай.

Интересно? Поделитесь информацией!

 Икона Покрова Пресвятой Богородицы
 Икона Покрова Пресвятой Богородицы
 Икона Покрова Пресвятой Богородицы
 Икона Покрова Пресвятой Богородицы
 Икона Покрова Пресвятой Богородицы
 Икона Покрова Пресвятой Богородицы



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, поэтому люди записывают лучшее из услышанного, а запоминают лучшее из записанного. О человеке всегда можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged икона. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий