Касьянов день

kasjanovden3В последний день зимы високосного года  отмечается очень странный Касьянов день. Зима в этом году оказалась длиннее обычного: тяжелый год и тяжелый день зимы, отягощенный в народно-христианской мифологии недобрыми легендами и  поверьями.

В православно-церковном календаре - это день святого преподобного Иоанна по прозвищу Кассиан Римлянин.  Основатель западного монашества святой Иоанн написал  правила для общежительных монастырей и дал советы для отрекающихся от мира.

В двенадцати постановлениях он подробно описывает, какой должна быть у монахов одежда, как следует молиться ночью и как днем, как читать  Псалтирь, а самое важное – как преодолевать восемь главных страстей: от чревоугодия и блуда до  тщеславия и гордыни.

Святой Кассиан не только  изложил учение о монашестве, но и основал в родном Марселе мужской и женский монастыри. Однако, на русской земле с именем этого святого произошла странная метаморфоза, не имеющая к подвижнику никакого отношения.

В результате долгих веков христианизации язычества в России святой Кассиан стал наследником  одного из языческих богов  славянского пантеона Киевского капища – Стрибога: бога ветров и стражника потустороннего мира, о котором

в «Слове о полку Игореве» говорится: «Се вѣтри, Стрибожи внуци, вѣютъ съ моря стрѣлами на храбрыя плъкы Игоревы».

Такой метаморфозе способствовал чисто природный фактор: за последним  днем зимы следует весна, другое время, другая жизнь, другие боги: Старый бог (Стрибог) умирает, рождается новый. Не случайно с первого марта в древней Руси начинался Новый год, открывавший земледельческий период.

Время перехода от старого к новому, связан, как и любой переход, с хаосом, неразберихой, отмиранием предыдущего и нарождением нового. Стрибог-Кассиан - это двуликий Янус, закрывающий одну дверь и открывающий другую, несущий в себе одновременно жизнь и смерть, добр и зло.

kasjanovden4Злое предстает в образе героя русских народных сказок  Кощея Бессмертного, чей день отмечается как раз сегодня. Черный Кощей - покровитель всех злых сил и хозяин потустороннего мира. С другой стороны, злое начало этого дня возводится к слову Стрибог, который с праславянского языка означает стричь, уничтожать, истреблять.

С  верхне-немецкого оно означает спорить, воевать, а с литовского – быть жестоким и жёстким.  Но если обратиться к древне-иранскому языку, то Стрибог прочитывается как  божество, делающее добро и несущее благо. Так постепенно день 29 февраля превратился в народном сознании в Касьянов день, приняв на себя, по сходному звучанию, все значения русского слова «косой».

Косой в русской демонологии - олицетворение  нечистого духа, дьявола, черта. Он и внешне и внутренне  лжив, перекошен, уродлив, неправеден, неистинен и обладает смертоносными характеристиками. По народно-языческой мифологии Касьян - это повелитель ветров.

kasjanovden5

Стрибог

В Вологде, например, есть легенда, что Касьян может наслать на людей ветры, а на скотину – мор, т.к. держит все ветры за двадцатью замками и на двадцати цепях, с которых ветер срывается раз в четыре года - в Касьянов день. По виду Касьян покрыт черной шерстью, живет в пещере или лежит в яме, засыпанной землей.

У других народов тоже существуют подобные легенды о Ветре, живущем в пещере или под землей. Вход туда стережет слепой старец или одноглазая ведьма. Касьян по сути своей - уничтожитель и разрушитель, который может погубить человека и скот не только  ветром, но и недобрым взглядом.

Его веки постоянно закрыты, т.к. они тяжелы и достигают колен, и потому он не может поднять их. И только раз в четыре года вся нечисть, собравшись вместе, поднимает его тяжелые веки граблями. Тогда он может взглянуть на  мир и горе тому, на кого упадет его взгляд. В таком описании Касьян не кто иной как Вий, известный герой Гоголя, погубивший своим смертоносным взглядом несчастного Хома.

kasjanovdenПо народным поверьям и Касьян, и Вий, и Кощей Бессмертный – один персонаж под разными именами. Он - хозяин всей нечисти и страж ада, которого Бог отпускает отдохнуть в наш мир раз в четыре года. Как святому Петру вручены ключи от рая, так святому Кассиану, согласно народному поверью, принадлежат ключи от ада.

Подтверждением связи Касьяна с потусторонним миром  является то, что святого Иоанна Римлянина поминают в церковных службах не только 29 февраля, но еще три раза в году: в четверг масленичной, пасхальной и семицкой недели. Особенно важно его поминовение в семицкую неделю, когда по православной традиции принято хоронить всех, умерших не своей смертью: замерзших, утонувших или неопознанных.

Касьян, как бог смерти и стражник ада, принимает в свои руки души умерших и завершает круг человеческой жизни, готовя душу к рождению в новую жизнь. Он стоит на границе миров, разрушая старую жизнь и рождая новую.

kasjanovden6Характеристика Касьяна как пограничника и разрушителя, делает 29 февраля похожим на дни Рождественских святок. В те дни тоже открываются двери между мирами и нечистая сила, проникая в наш мир, делает его  опасным и хаотичным. Касьянов день  в народном календаре - самый опасный день года и рожденные в этот день по народному поверью отмечены недобрым смертельным знаком.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Православный календарь и народные приметы and tagged Времена года, народные праздники, православные праздники, русский мир. Bookmark the permalink.

6 Responses to Касьянов день

  1. Да, у правителей раньше была большая власть, в том числе и власть менять календарь: переносить Новый год (в России трижды) — тоже было в их власти. Так что вполне, вполне было бы по-царски.

  2. nadilel says:

    В Японии, раньше, скрывали факт, если девочка родилась в год Огненной Лошади, записывали ее рождение на год раньше или позже… Я думаю, если б какой-нибудь правитель, родился бы 29 февраля, то он точно бы сделал этот день исключительным (не без божьей помощи конечно ;)) )

  3. Человечество — не знаю, а вот наши современники — точно не обременены знанием истории, а уж что говорить о народных традициях. И увы, Вы правы: «знание истории и мифологии остается только уделом специалистов». А они пишут свои тексты таким специфическим языком, что читать их простому человеку и понимать при этом просто невозможно, требуется переводчик и толкователь. Это слабость даже самых хороших трудов. А популяризацией русской истории, а тем более фольклора, занимаются немногие. Вот и возникает разрыв.

  4. Людвиг says:

    Похоже, что развитие человечества происходит без того, чтобы люди знали историю, то есть они непрерывно наступают на грабли :) Такое впечатление, что во всем мире люди знают свою же историю еще меньше, чем мы знаем свою. Коммунистам нужно отдать должное — издавали книги миллионными тиражами. Хотя они и подправляли историю, но все таки поднимали уровень образованности.
    Приходится, видимо, принять как должное, что знание истории и мифологии остается только уделом специалистов?

  5. Нет, показывает: осуждает, как и любое проявление язычества. Но кроме религии и церкви, есть еще этнография, фольклор и народные сказания. Для меня это очень интересная тема. Мы практически не знаем не только свою историю, или мало ее знаем, а свои этнические корни и мифологию знаем еще хуже. Мифологию греков знаем лучше, чем свою, славянскую.

  6. Людвиг says:

    В православно-церковном календаре отмечается день святого преподобного Иоанна, а церковь никак не показывает своего отношения к существованию дьявольского Касьяна?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *