Петр и Феврония

petr-i-fevronija

Князь Петр и княгиня Феврония

Петр и Феврония, благоверные святые князья, память которых совершается 8 июля, стали именем праздника любви и верности. Он установлен в 2008 году по инициативе Светланы Медведевой. Она же предложила сделать символом праздника ромашку. Однако это светская сторона праздника, которая постепенно обрастает всеми атрибутами официоза.

Но в древности все было не так. Князья на Руси стали почитаться в народе первыми (вспомним Бориса и Глеба), но особенно это стало очевидным в монгольские времена – XII-XIII век. Однако к концу XV века эта тенденция прервалась. Князей, и вообще мирян,  перестали причислять к лику святых, канонизировать стали  священнослужителей и монахов.

petr-i-fevronija5

Александр Простев. Святые благоверные князья Петр и Феврония

В монгольские времена князья были единственными защитниками народа, олицетворением подвига любви и служения своей родине. Но сведений о большинстве князей до нашего времени не сохранилось, а если и дошли, то в очень кратком и неполном виде. Петр и Феврония относятся к числу тех князей, о ком сведения, хотя и очень краткие, но все-таки дошли.

О Петре и Февронии известно то, что они княжили в Муроме в течение четверти века – с 1203 по 1228 год. Их житие не рассказывает ни о детстве супругов, ни о том, кто их родители. Упоминается только, что Петр – второй сын князя Юрия Владимировича Муромского и что он вступил на престол в 1203 году.

petr-i-fevronija6

А.Простев. Святой князь Петр

Феврония – дочь крестьянина-бортника из Рязанской деревни. Полюбив друг друга, князь Петр и ставшая его женой Феврония оставались  верными друг другу до последних дней своей жизни и умерли вместе – восьмого июля. Этот день сегодня стал всероссийским  днем  любви и супружеской верности.

petr-i-fevronija7

Художник Ольга "Святая Феврония"

Служба, посвященная святым, прославляет их как чудотворцев, называя Петра блаженным,  Февронию премудрой, а вместе – пресветлой двоицей, милостью и молитвами Богу угодившими и по смерти своей неразлучно пребывающими в едином гробу.

Петр прославляется как храбрый воин, победивший змея, а Феврония как мудрая, смиренная и хранящая благоверие. «Сирот и  вдовиц заступницы, и в бедах необоримые помощницы, и всех притекающих к вам пристанище небурное, и нелестное утешение сущих в грехах, сохраняйте отечество наше», - так молятся благоверным на службе.

petr-i-fevronija8

А.Простев. Князь Петр и княгиня Феврония

В их житии нет аскетических подвигов, Петр и Феврония полны человеческой доброты и смирения. Их благочестие проявляется прежде всего в любви, нищелюбии,  заботе о слабых и сиротах – вот главные их добродетели. Они готовы пожертвовать властью ради ближнего своего, что и отразилось в сказочной легенде о святом князе Петре и его жене княжне Февронии.

День  памяти о русских святых Петре и Февронии и их канонизация произошла по решению Московского собора 1547 года, а краткое житие  включено Димитрием Ростовским в сборник житийных сказаний. Но еще до прославления Петра и Февронии в шестнадцатом веке, в Муроме ходили народные сказания и легенды о благоверных святых, что нашло отражение в посвященной им службе.

petr-i-fevronija9

Икона "Сятые благоверные князь Петр и княгиня Феврония"

Черты благочестивой пары постепенно обрастали сказочными подробностями, вылившимися в «Повесть о Петре и Февронии», ставшей одной из самых любимых в народе сказаний. Однако митрополит  Московский Макарий не стал включать ее в свой сборник жития святых, поскольку она имел явные черты народных сказок, которые не могли претендовать на строгое житие: то, что  привлекало народ, не могло устроить церковные требования. Повесть переписывали от руки бесконечное количество раз, передавая ее из рук в руки.

Но сегодня в соответствии с новыми реалиями повесть не столько прославление любви к своей малой родине и русской земле, не прославление подвига социального служения благоверных народу и выражение заповеди любви, сколько гимн семейной любви и верности, где женская мудрость и смирение - высшая добродетель жены, а мужская храбрость и преданность  – честь и достоинство мужчины.

petr-i-fevronija10

А.Простев. Князь строит храмы. Княгиня заботится о старости

Сама повесть действительно читается как народная сказка, в которой рассказывается как Петр, не будучи еще властителем Мурома, вступил в неравный бой со змием, который насиловал жену брата Павла, представая в глазах постороннего в его облике. Во время убийства змея на Петра попала его кровь и он заболел проказой. Никто не мог вылечить юношу, а ему становилось все хуже и хуже.

Однажды кто-то сказал, что есть такие целители в земле Рязанской. Отправившись туда со своей свитой, он узнал о бедной девушке Февронии, мудрой, прозорливой и смиренной, которая согласилась вылечить его, если князь придет к ней.  Но при одном условии – он должен взять ее в жены. Но, понимая, что князь вряд ли возьмет в жены себе не ровню, она пошла на хитрость.

petr-i-fevronija11

А.Простев. Встреча Князя Петра и Февроньи

Как Феврония и предполагала, князь не сдержал своего слова, не женился на ней и уехал к себе на родину, но одна только оспинка, которую оставила девушка, чтобы князь не смог отказаться от своих слов, вернула его к ней обратно, потому что тело снова покрылось проказой. Она его простила, они поженились и уже вместе вернулись в Муром.

petr-i-fevronija12

Художник Ольга "Венчание Петра и Февронии"

Брат Павел вскоре умер и Петр вступил в права престолонаследия. Но здесь поднялись на Февронию жены бояр, не желавшие видеть в  лице простолюдинки первую леди. Они настроили против нее  своих мужей, которые потребовали от Петра отказаться от жены или уехать вместе с ней из города. Петр, встав перед выбором – власть или семья, выбрал семью. Феврония тоже просила у бояр только одного – своего мужа. Вместе они уехали из Мурома.

petr-i-fevronija13

Что Бог соединил, то человек да не разлучит: нашептывание бояр против Февронии

Но после их высылки, в городе началась  борьба за власть, многие пошли с копьями и ружьями друг на друга, тогда оставшиеся мужи срочно выехали к Петру просить его вернуться и править городом, как и прежде. Князь вернулся и еще долго правил, пока не наступило время покинуть этот мир. Тогда они оба решили принять постриг  с новыми именами Ефросинья и Давид, а через какое-то время вместе преставились.

petr-i-fevronija14

А.Простев "Осенние листья"

Чувствуя приближение смерти, супруги сделали себе совместный гроб, в котором была тонкая перегородка между их телами. Но жители решили по своему: поскольку Петр и Феврония были монахами, то они решили  похоронить их отдельно. Однако на утро после похорон их обнаружили вместе в том гробу, который себе сделали супруги еще при жизни.

petr-i-fevronija15

И умерли они в один день и час

Так их мощи  лежат и сегодня вместе - в женском монастыре г. Мурома. В честь святых поставлено множество памятников: Муроме, Ижевске, Омске, Архангельске, Абакане и в других городах, а восьмое июля объявлен всероссийским днем любви.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged православные праздники, русские имена, семья и дети. Bookmark the permalink.

14 Responses to Петр и Феврония

  1. Возможно. Здесь каждый вправе додумывать, поскольку это — сказание, легенда, а не документальная история.

  2. не думаю, что Февронья диктовала условия из самолюбивого намерения стать княгиней. При ее мудрости и вере она скорее понимала, что такой брак — для нее крест не из легких. Но возможно что в молитвах ей было дано пророческое видение неизбежности такого союза.

  3. Про детей Петра и Февронии я нигде не встречала, хотя комментаторы говорят, что у них были дети. Но то, что некоторые белые священники живут с матушками как брат с сестрой — это довольно часто случается в истории православия. В настоящей жизни, думаю, все-таки скорее редкость и исключение.

  4. София says:

    Да, православный брак не считает обязательным продолжение рода для венчанных супругов. Пример тому Иоанн Кронштадский, который сознательно обрек свою жену на бездетность. Как я поняла, и на сохранение невинности. Хотя она не была готова к этому и очень страдала. Эта страница жития святого тоже остается для меня не понятной.
    Кстати, и у Петра с Февронией были дети, но легенда это опускает, как несущественное.

  5. Конечно, день св. Валентина ближе, потому что он соединил любящие сердца, а Петр и Феврония соединились на других основаниях. Поэтому тоже сомневаюсь, что они будут альтернативой дню влюбленных. Я со всем согласна, кроме одного: брак православный не предполагает однозначно рождение детей. Достаточно того, что он освящает двух соединяющихся в одно людей. А будут дети или нет — это уже вопрос дополнительный, но не обязательный.

  6. София says:

    Спасибо, что продолжили свой комментарий. И я, благодаря этому, углубилась в тему, хотя изначально и не думала об этом, т.к. имела определенное мнение, которое, собственно, и изложила в первом комментарии. Но посмотреть на историю с других позиций оказалось интересно. Почитала вновь разные источники, прослушала лекцию цикла «Академия» на канале «Культура». Да, раньше браки часто были принудительными. И отношение к браку было другим. И институт брака и семьи реально существовал. Девочки и мальчики с раннего возраста воспитывались по-разному, им прививались разные привычки и навыки, которые должны были подготовить их к важнейшей миссии — созданию собственной семьи и воспитанию детей. Родители подбирали детям пару, исходя из собственных понятий о продолжении рода, о сохранении устоев, о поддержании традиций, развитии благосостояния. И несмотря на многолетнюю подготовку к такому браку, наверно, в прежние времена, в отличие от нынешних, свадьба гораздо чаще была безрадостным событием. И требовалось немало потрудиться во всех смыслах и направлениях, чтобы в браке родилась любовь. Но такое чувство должно было быть более надежным и заслуженным. Мне понравилось одно из толкований легенды о Петре и Февронии о том, что ей, как более мудрой, бог сниспослал указание свыше, что Петр ее судьба, и она должна добиться их воссоединения. Этим можно объяснить то неприглядное на мой взгляд начало истории, которое я никак хотела воспринять, как благое. И все же не знаю, удастся ли в наше время для нашей молодежи внедрить вместо уже усвоенного Дня святого Валентина новый День Петра и Февронии, как праздник любви и согласия. Ведь в наше время, когда семейные ценности утрачиваются, любовь или хотя бы сексуальное влечение остается пока основной причиной или поводом для заключения брака. А брак все-таки еще предполагает появление детей. Иначе при теперешнем уровне контрацепции, можно дойти до … Но, не будем о совсем грустном. Так вот, нынешней молодежи гораздо понятнее св. Валентин, потому что известно, что он соединял любящие сердца. А Петр и Феврония, если не упростить легенду, врядли станут понятны и символичны для современных девушек и юношей.

    .

  7. Хорошо, что Вы снова зашли. Я думала на досуге о Вашем вопросе, уже после того, как отправила Вам комментарий. И поняла, почему возникают расхождения между церковной трактовкой их союза и нашим современным взглядом на их любовь. Мне кажется, дело в том, что любовь в браке, с точки зрения церкви, есть результат долгой совместной супружеской жизни, совместного преодоления трудностей. Брак начинается не с любви, любовью он заканчивается. В нашем же понятии, сегодня, любовь должна быть уже в начале брака, а в конце она часто исчезает и все кончается разводом, но это уже мало кого волнует. Главное, чтобы любовь случилась, а то, что за началом следует целая жизнь, которая требует труда, терпимости и уважения друг к другу, об это как-то и не думается, когда любишь. Брак и любовь — вещи разные. В данном случае, действительно брак начался с недомолвок и обмана, вынужденный брак, брак по расчету. Но зато закончился он по законам церковным — любовью и верностью. Любовь вообще-то в церковной иерархии находится на вершине, но с нее никто не начинает, до нее доходят путем искушений и испытаний. Но люди сегодня живут в другом мире, секулярном и постхристианском, где ценности совсем иные.

  8. София says:

    Спасибо. Да, пожалуй, стоит посмотреть на историю с других позиций. Тем более, что к союзу Петра и Февронии, как к образцу супружеской верности претензий никаких нет. Хотя любовь никто не отменял и в древние времена. И все-таки жаль, что в нашей истории не нашлось святых, которые пришли к нерушимому союзу до гроба через неземную Любовь…

  9. Да, меня тоже в этой истории смущает начало. Один хочет вылечиться и жить, другая — выйти замуж. В начале их истории лежит сделка: я тебя вылечу, но за это ты должен на мне жениться. Впрочем, брак в старые времена строился все-таки не на любви. Жених и невеста могли вообще не видеть лицо друг друга. Брак совершается на небесах. Мы стараемся смотреть на эту историю с точки зрения современности, где в основе брака лежит любовь и чувства. Мне кажется, что история Петра и Февронии — отражение реалий того времени, но сегодня, когда брак переживает кризис, его пытаются укрепить и такими сказочными историями. Но, думаю, это мало срабатывает в реальной жизни. Красивая сказка, но сказка никому вреда не приносит.

  10. София says:

    Добрый день, Тина. Меня все время смущает в этой истории: какая же это любовь, если она началась с шантажа и обмана… Оба взяли грех на душу. Быть может в последствии они и прожили достойную жизнь, но нам ведь предлагается почитать их союз, как идеал любви и верности. Хотелось бы узнать Ваше мнение.

  11. Спасибо, Нина, огромное! На этот текст очень мало комментариев, хотя история Петра и Февронии мне тоже очень нравится. А то, что 8 июля считается днем семьи, любви и верности в России, вообще мало кто знает. А о дне св. Валентина очень даже знают.

  12. Да, здесь лучше помолчать. Согласна, что этот день было популяризировать, но коммерсанты подсуетились, вот и получили сами не понимая что

  13. Виктор says:

    Вот этот День и нужно было так популяризовать в России, чтобы его очень хорошо знали от мала до велика. А то придумали День святого Валентина… Сами толком ничего не знают, а в верхах сидят те, кто ничего в жизни и не создал и им до «фени» создавать. Ну по поводу последнего у меня много народилось нехороших мыслей про наших властителей, но не буду говорить.

  14. Потрясающий пост! Спасибо! Затронул до глубины души!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *