Иконография Богородицы и Симеоново проречение

Иконография Богородицы.
Иконография Богородицы
очень широкая. Ни один образ не пользуется такой любовью и почитанием в народе, как Богородица.

В иконографии Богородицы значительное  место занимают и  иконы, написанные по мотивам пророчества Симеона: Мария, видя страдания Иисуса Христа, испытала такую боль, которая была по силе и боли равнозначна удару кинжала в сердце, о котором говорил старец.

Пророчество Симеона, как одно из самых эмоционально насыщенных предсказаний, сюжетно и по смыслу нашло свое выражение в целой галерее икон: с разными названиями и легендами, разными датами их прославления и разными историями их происхождения, но все они показывают исполнение предсказанного Симеоном:

 "Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35).

Многие образы на сюжет слов св. Симеона настолько похожи, что их часто путают, называя одну и ту же икону разными именами (то «Семистрельной», то «Умягчением злых сердец», то «Симоновым проречением»), не особо утруждаясь обращением к тонкостям иконографии. Мы тоже не претендуем на всеохватность галереи икон с похожими сюжетами, но хотя бы для себя расставим некоторые точки над i.

Почти все сходятся во мнении, что достоверно трудно установить источник происхождения икон, получивших разные названия, но имеющих один сюжет: предсказание Богородице о Ее судьбе старцем Симеоном.

Икона Умягчение злых сердецЧаще всего говорят о католических корнях иконы, или восходящих к юго-западной части древней Руси, области, близкой к католичеству, что видно, например, на иконе «Васильковская», о которой - ниже.

Вообще, надо сказать, что история, когда православная икона имеет католическое происхождение, достаточно редкое явление. Икон такого типа можно пересчитать по пальцам. Но, кажется случай с «Симоновым проречением» как раз такой. Иконография Богородицы на сюжет исполнения пророчества  очень широкая:

«Умягчение злых сердец», «Симеоново проречение», «Семистрельная», «Страстная», «И Тебе самой душу пройдет оружие», «Скорбящая Богородица» и другие.

Но только одной из них составлена служба в день св. Симона, 16 февраля:

«Празднование Пресвятей Богородице ради Ее иконы, именуемыя Умягчение злых сердец или Симеоново проречение».  

И эта икона непосредственно связана с праздником Сретения. В остальных случаях памятные дни икон на сюжет пророчества Симеона отнесены дальше - либо  к страстной седмице и пасхальным дням или еще дальше. Несмотря на иконографическое сходство и путаницу в названиях,  иконы  все-таки можно различить между собой. Так «Семистрельная» - это другая икона,

чем «Умягчение злых сердец». 

Иконография Богородицы. Икона СемистрельнаяВ вышеупомянутой иконе мы видим по три стрелы слева и справа и одну, направленную острием к сердцу, снизу. В "Семистрельной" - другое расположение стрел: три стрелы справа и четыре слева, в некоторых вариантах  – четыре справа и три слева. Но надписание одно - «Семистрельная». Празднование иконы «Семистрельная» приходится на 26 (13) августа.

К  типу "Семистрельной" относится также икона жиздринская, которая называется

«Страстная» или «И Тебе самой душу пройдет оружие».

Ее память также отмечается 26 (13) августа. Отличие «Страстной» от «Семистрельной» в том, что на коленях Богородицы лежит умирающий Иисус.

Иконография Богородицы. Икона Страстная

Иконография Богородицы на сюжет прорицания Симеона существуют и другие иконы. Наиболее старинная из них «Васильковская», которая тоже имеет свои варианты.

Сказание об иконе говорит, что однажды слепой Василий был брошен в лесу своей дочерью. Заблудившись, он прилег и заснул. В тонком сне явилась ему Богородица, повелевшая раскопать меж листьев, на которых он лежит, ямку. В ней он найдет воду. Богородица повелела Василию обмыть этой водой глаза, и он прозреет.

Василий так и сделал. И тотчас прозрел. Прозрев, он увидел в кустах икону с тем самым образом Пречистой, в котором Она явилась ему во сне. С тех пор он служил Богородице до конца дней своих: на месте водного источника он ископал колодец, поставил над ним палатку, а позднее на месте обретения иконы выстроил деревянную церковь с названием «Святая вода».

Иконография Богородицы. Васильковская икона Божьей МатериИконографический образ этой иконы очень отличается от предыдущих: здесь уже не семь стрел, а один меч, вонзенный в середину груди. Икона явно тяготеет к католическому типу: на голове корона; плат накинут на голову по образу западноевропейских Мадонн, волосы выбиваются из-под платка, лик и взгляд устремлены куда-то вдаль, в будущее, нимба над головой почти не видно. Лик не выглядит аскетическим: полноватое, округлой формы лицо выражают не скорбь, как, например, на иконе "Семистрельная", а скорее мечтательность.

Разновидностью «Васильковской» иконы является целая галерея других икон. Например, очень интересными и больше похожими на религиозную живопись являются иконы «Мать Скорбящая» или «Богородица Скорбящая» (Mater Dolorosa). Чаще всего такие иконы встречаются в западной Европе.

Иконография Богородицы. Mater DolorosaИконография Богородицы на  сюжет пророчества Симеона,  восходящая к православной школе иконописи, расширяет сюжетную линию до последних дней Спасителя.  Очень интересна икона, которая называется

«Плач при Кресте».

На ней, кроме скорбящей Богородицы с вонзенным в Ее грудь мечом, изображены орудия казни Иисуса: плеть, терновый венец, гвозди, клещи, тридцать сребренников, за которые был продан Иисус Иудой. Иногда изображается рука, которая ударила Иисуса по щеке на допросе.

Справа на иконе - Крест, орудие распятия Иисуса, за Крестом – город Иерусалим,  слева – столб, самое необычное сооружение иконы.

Изображение столбов восходит к византийской традиции: на столбах изображались небожители: цари и императоры. Но на иконе «Плач при Кресте» на столбе изображен петух, который, по Евангелию, утром дня казни Иисуса трижды пропел. После этого, по предсказанию Иисуса Христа,  Петр отрекся от Учителя.

Иконография Богородицы. Икона Плач при крестеОколо столба изображена лестница, с помощью которой поднимали Иисуса Христа на Крест и снимали Его Тело; а также шест, на котором Ему подавали губку, чтобы смочить губы специальным напитком. Все это – Скорбящая Матерь, меч, вонзенный в Ее грудь, предметы истязаний и казни Спасителя - должно было напоминать молящемуся о страстях Господних.

Поскольку иконы с сюжетом Распятия и Страстей связаны с Великим Постом и потом с Пасхой, то дни празднования этих икон следуют непосредственно за этими днями.

Многообразие иконографии Богородицы  с сюжетом на слова старца Симеона говорит о том, что и сюжет, и слова очень близки каждому человеку. У всех случаются тяжелые моменты в жизни, и каждый стремится утишить свою боль. Обращаясь к этим иконам многие получают  сердечное облегчение.

Тина Гай.

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged Богородица, богословие иконы, икона, православные праздники. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *