Радуница. Пасха мертвых. Часть 2

Радуница. Пасха мертвых. Часть 2Радуница не единственный поминальный день в Пасхальный период. Она – только один из многих, который отмечается, прежде всего, русскими.

Но на Украине, в Болгарии и на Балканах – другие традиции и другие поминальные дни в пасхальный период.

Поэтому весенние "задушки" и походы на кладбища совершаются и в Лазареву субботу, и в Вербное воскресенье, и в страстной четверг, и в Радуницу, не говоря уже о Пасхе и Троицыной субботе.

А поскольку, например, та же Москва (или Питер) многонациональный мегаполис, то на кладбища текут рекой, начиная с Вербного воскресения, у кого какая традиция. Ведущие радиостанции «Маяк» говорят, что это неправильно. Неправда.

Народ не ошибается. Потому что важно поминание по народной традиции, а она у всех разная. В русской традиции больше всего приходят на кладбища в Радуницу. И сегодня, в этот день, в очередной раз порадовалась, что так много людей на кладбище.

Праздник, настоящий народный праздник, хоть и день рабочий. Без всякой организации и официоза. Люди знают: надо сходить, убрать могилки, помянуть предков и близких. И все было тихо, мирно и с радостью. Играла музыка, люди помогали друг другу, шли целыми семьями. И погода была летней, и настроение было радостным.

Радуница. Пасха мертвых. Часть 2

Весенние поминальные праздники у славян (Радуница, Семик, Троицкие русалии) берут начало от древней греко-римской традиции и весь весенний период посвящен предкам. Конкретное же их поминание зависит от местной традиции: в Пасхальный или в Троицын период.

Церковь открывает весенний поминальный период мясопустной родительской субботой, которая приходится на последнюю субботу перед воскресеньем Страшного суда и следующей за ним Масленицей.

Пик поминовения предков приходится на Пасху и Троицу. Поэтому их часто объединяют в единый Пасхально-Троицкий поминальный цикл, который длится семь недель, являясь своеобразной лестницей вниз от Великого Пасхального дня.

Радуница. Пасха мертвых. Часть 2

Все семь недель этого периода расписаны в особой богослужебной книге – «Цветной Триоди», которая начинается с Пасхи и заканчивается Пятидесятницей (Троицей), а по объему и значимости равна "Постной Триоди", включающей все службы подготовительных недель и самого Великого Поста.

Но народные поминальные дни не совпадают с церковными, лишь частично пересекаясь. Связано это с народными мифами, согласно которым предки возвращаются на землю в один из дней, предшествующих Пасхе или в Светлую седмицу, пребывают на ней вплоть до Троицы, Духова дня и даже Петровского поста, уходя обратно в загробный мир: в эти дни врата неба закрывались.

Радуница. Пасха мертвых. Часть 2

Начало возвращения предков на землю и их встреча у разных народов происходит в разные дни: например, у Балканских народов - в Вербное воскресенье, Страстной Четверг, в Пасху или в Марков день (25 апреля/8 мая). В эти дни люди ходят на кладбища встречать души предков.

Женщины раздают на кладбищах просфорочки и лепешки, оставляют коливо на могилках и дома устраивают поминальные столы. Этот же миф распространен у гагаузов, в Бессарабии, в Сербии и у греков. У хорватов принято встречать души предков в Вербное воскресенье. Посещая кладбища, они втыкают в могилки освященные оливковые веточки и молятся.

В Боснии принято посещать могилы в день святого апостола Марка – 8 мая по новому стилю, на Балканах - в Лазареву субботу. В этот день девочки разносят по соседям поминальные хлебцы - психудии (от слова «психэ» - душа) и принято пускать специальный хлеб по воде. На могилках в эти дни жгут свечи, кладут крашенные яйца, украшают кресты и памятники цветами, кладут на могилки освященные вербочки.

Радуница. Пасха мертвых. Часть 2

Считается, что вернувшись на землю, души предков обитают в цветах и травах, кружатся в воздухе и жужжат. Поэтому на православных кладбищах придается особое внимание цветам. Нигде в других  традициях, например, в католичестве, цветы на могилах не оставляют.

Ритуальное поминовение и встреча  предков сопровождается тем, что мертвых не только кормят, но и «поят»: льют воду на могилки, поливают их вином, раздают кувшины для воды на кладбищах. Известна также традиция разведения на кладбищах поминальных костров у изголовья каждой могилки. Это называется «греть покойников», а также зажигает покойникам свет, чтобы они его видели по выходе из могил. То же самое у некоторых народов принято делать во дворах.

У русского народа считалось, что предки приходят на землю в Страстной четверг, поэтому именно он считался поминальным днем. Отсюда было принято в Страстной четверг топить для мертвых баню и готовить для них снедь, оставляя ее для них тоже в бане.

Радуница. Пасха мертвых. Часть 2

Другими словами, все обычаи и традиции в дни прихода душ предков связаны с облегчением их входа и дальнейшим пребыванием на земле. Случается это и в другие дни, а не только  в предпасхальный период, например, в день Пасхи или в Пасхальный четверг, с чем и связано посещение кладбищ именно в эти дни.

Мифы о приходе душ умерших в предпасхальные и Пасхальные дни связаны с апокрифом «Хождение Богородицы по мукам», в котором рассказывается, как Богородица спускалась в ад и, видя мучения грешников и жалея их говорила, что отпускает их и освобождает от мучений от страстного четверга до Пятидесятницы (Троицы), чтобы они прославляли Троицу.

Апокриф породил в России большую фольклорную традицию и духовные стихи на эту тему. Существует такая же фольклорная традиция и у других славянских народов. И есть явная перекличка этих сказаний у разных народов, потому что они возникли на основе общего апокрифа о хождении по мукам Богородицы.

Радуница. Пасха мертвых. Часть 2

Светлая седмица была временем  посещения душ предков домов родных и близких. В связи с этим у многих народов существует "Пасха мертвых" или  "Навский («нав» – мертвый) Великий день", который приходится на Пасхальный четверг. От него и вплоть до проводов мертвых в первых три дня (начиная с воскресенья) следующей недели души предков пребывают в домах и в церкви.

Праздник прощания с мертвыми называется в западно-славянской части "Проводами", а в восточно-славянской части – "Радуницей" или на современный лад – "Радоницей". Иногда этот день называется "Радуницей на Проводах", соединяющей оба слова.

Таким образом, подчеркнем, что в народной традиции существует два праздника, связанных с поминанием предков. Первый - "Встреча предков" или «Пасха мертвых», которая приходится на предпасхальный или Пасхальный период.

Радуница. Пасха мертвых. Часть 2

Это первых два дня Светлой седмицы или Пасхальный четверг - "Навский Великий день".  А второй – "Проводы мертвых", которые проходят в три дня, начиная с Фомина воскресенья и заканчивая Радуницей.

Смешение этих двух праздников и дает тот разнобой в посещении кладбищ, который мы наблюдаем сегодня. Кто-то приходит только встречать души предков, кто-то только их провожать, а кто-то делает и то, и другое, хотя ни первые, ни вторые, ни третьи могут и не знать, почему они именно в эти дни посещают кладбище, потому что мифология праздников фактически утрачена.

radonica15

Но остались хорошие обычаи: поправлять могилки, красить кресты и оградки, высаживать цветы, менять рушники на крестах (где принято их оставлять), жечь свечи, молиться, оставлять еду для усопших и поливать могилки водой или вином. И так будет всегда.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Православный календарь и народные приметы and tagged Богородица, народные праздники, Пасха, фольклор, Цветная Триодь, церковная жизнь. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *