По ту сторону. Тример.

По ту сторонуПо ту сторону жизни или просто смерть. Под таким знаком проходят первые три дня Великого Поста, наступившие сегодня, как, впрочем, и вся первая неделя, называющаяся «черной» или Тодоровой.

«По ту сторону жизни» - так можно сказать про нее, очень точно и понятно. Все дни недели расписаны по названиям: первый день - чистый, второй - черный, третий – сумасшедший, четвертый – непоседа, а суббота празднуется в некоторых  странах как  Пасха Конская.

Особое наименование получили первые три дня – «тримеренето» или просто «тример» (от греческих слов: триа - три и мера – день). В первые три дня Великого Поста человек словно умирает для жизни. Под этим же знаком проходит вся первая седмица - Тодорова.

Тодорова – по имени святого великомученика, спасшего город от пищи, оскверненной по приказу царствующего в то время Юлиана (IV век) жертвенной кровью. Великомученик Феодор (Тодор) Тирон явился патриарху города с вестью об осквернении продуктов, продававшихся на рынке, сказав, что во избежание осквернения нужно сказать всем христианам о свершившемся нечестии.

На вопрос патриарха, чем же тогда питаться, Феодор ответил, что питаться надо сваренным коливом – вареным просо или пшеницей. Так и вошла в историю эта неделя Поста как Теодорова (Феодорова), а в христианских святках Феодор остался спасителем, замученным и заживо сожженным в печи еще во времена первохристианские, но поминовение святого приходится на субботу первой недели Поста.

По ту сторону. Чудо святого Феодора

В народных традициях тример занимает очень большое место, особенно в южнославянских странах. Считалось, что от исполнения или неисполнения строгого поста в эти три дня зависит посмертная судьба человека: при исполнении поста человека ждет рай и благополучие, нарушившего пост - пустой кувшин из-под воды, ад и вечные мучения от жажды.

Поскольку тример связывался с потусторонней жизнью, люди старались дать в это время кому-нибудь денег для покупки кувшина или другой вещи, которая ему вернется в загробном мире или же для его перевозки в загробный мир после смерти. Вспомним нашу русскую традицию во время похорон класть деньги в гроб или просто отдавать их родственникам. Эта традиция имеет те же корни.

Строго поститься, без еды и воды, принято было каждому в одиночку, никому не сообщая, и только по окончании тримера можно было сказать родным и близким о его соблюдении или о том, что не выдержал строгости трехдневного поста.

По окончании поста постящийся готовил своего рода поминальную трапезу - обильное постное угощение. Он приглашал на нее всех знакомых и родных, т.к. считалось, что чем больше придет народа на поминки, тем лучше будет его загробная жизнь.

todorovanedelja

Так устраивая поминальную трапезу по себе еще живому, человек словно репетировал свою смерть и поминки. Параллели с действительными поминками очевидны: они цитируют друг друга почти дословно. Сам Великий пост тоже был своего рода временем по ту сторону жизни. Наступало межвременье, разделяющее времена года и становящееся временем личного испытания, из которого не все могли выйти живыми.

В связи с этим вспоминается древняя монашеская традиция, о которой упоминается в житии Марии Египетской. Все монахи уходили поститься на всю четыредесятницу в пустыню, беря с собой только немного хлеба. Никто не должен был знать, как кто постился, и было неизвестно, все ли вернутся после окончания Поста в монастырь.

Возвращались монахи накануне вербного воскресения. Отсюда и прощеное воскресенье накануне Поста, и русская поговорка «Всяк заговеется, не всяк разговеется», и поверья, связанные с Великим Постом как со смертью, и болгарский обычай петь «Христос воскресе» для тех, кто не сможет уже встретить Пасху.

Первые три дня Поста (на Руси – два дня) были особенно строгими и опасными. Это своего рода эпицентр «плохого» времени: пройдя его живым можно было рассчитывать на особую милость в ином мире. Не прошедшие тример, постящиеся, но умершие в первые три дня считались в народе особо опасными и нечистыми покойниками, чей пост был не угоден Господу. Это была «нечистая» смерть.

todorovanedelja1

Тодорова неделя в Болгарии

И тогда погребальный обряд сокращался до минимального: покойника не вносили в храм, выносили из дома не через дверь, а через пролом в стене, поминальная трапеза сокращалась, хоронили их не на кладбище в отдельной могиле, а в общей погребальной яме, в память о них раздавалось только сырое жито, а не блины. Считалось также, что посмертная жизнь покойника, умершего в тример, превращает его в оборотня, демона, вампира, «Сухого Тодора», пугающего людей в Тодорову неделю.

«Сухой Тодор», оборотень или вампир, согласно народным поверьям, мог быть в течение всей  недели  невидимым, ездить на белой лошади (белая смерть), топтать всякого, кто попадался ему под руку, нападать на тех, кто нарушал запреты недели, представать в образе хромого с палкой и т.п.. Словом, тодоровцы-демоны был олицетворением смерти и ужаса.

На Руси первая неделя тоже была строгой, но уже с другими традициями. В первый день Тодоровой недели – чистый понедельник – принято было ходить в баню, смывать грехи Масленицы. До и после бани полоскали рот водкой, чтобы очистить его от масленичной еды. Поэтому у чистого понедельника было еще и другое название – полоскозуб.

Всю еду, которая оставалась от Масленицы, скармливали животным. Женщины убирали и мыли посуду, оставшуюся от праздника. Для Великого Поста предназначалась другая посуда, старая, так же, как весь Пост полагалось носить старую одежду.

Молодежь прощалась с Масленицей, этот день назывался "тужилкой" -  тужили по праздничному гулянью: ребята устраивали кулачные бои, выбивая друг из друга скоромные лепешки,

По ту сторону. Лубок

девчата каталась с гор, примечая, как далеко кто укатится: чем дольше, тем длиннее будет лен. Но гулянья разрешались только до бани.

На третий день Поста на Руси тоже собирали большой стол и приглашали к трапезе как можно больше народа, отмечая окончание своего рода тримера. В первую пятницу Поста в храмах в честь Феодора Тирона освящается коливо, чему бываю свидетельницей каждый год. Очень трогательная традиция.

В субботу в Болгарии проходит очень красивый праздник - Конская Пасха: коней наряжают, натирают благовониями, расчесывают и заплетают в косы гриву и хвосты, выпекают особый хлеб в виде подковы. Считается, что святой Тодор в этот день мчится на коне к Богу просить о скорейшем наступлении лета. Существовало также поверье: если девушка вымоет в этот день волосы, то они будут блестящими и густыми, как грива коня.

По ту сторону. Лошадь в Тодорову субботу

На всю первую неделю распространялись запреты: нельзя рано вставать и поздно ложиться, надо дольше спать, чтобы быстрее прошел Пост; нельзя разводить огонь вне и в доме, потому что Тодоровцы не переносят света; нельзя стирать и выплескивать воду на улицу, чтобы не поскользнулись демоны; нельзя делать работы с кручением, плетением, шитьем и т.д..

Словом, по количеству поверий, ассоциациям со смертью и запретам Тодорова неделя не сравнится ни с одной другой неделей Поста. В том числе и поэтому считалось важным поговеть в эти дни, исповедаться, очиститься и вступить уже во вторую и последующие недели Поста готовым к подвигам.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Православный календарь и народные приметы and tagged богословие, Великий Пост, народные праздники, фольклор. Bookmark the permalink.

2 Responses to По ту сторону. Тример.

  1. Это народная мудрость, Юра. Никто не призывает следовать этому, хотя я лично этому следую. Хоть на дворе и 21 век.

  2. yuriyapril says:

    какие — то детские игры…, можно — нельзя… и все это человеку 21 века от людей первого…, дикость какая — то… Или нет других забот?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *