Действие иконы

Действие иконы

Икона "Одигитрия". Вторая половина XVIII в. Из коллекции музея "Невьянская икона"

Первый и второй уровни понимания православной иконы – это два первых класса школы. Самое трудное начинается потом, когда не просто надо  приложить свои знания о православной иконе, надо научиться молиться перед ней, что всегда дается с трудом.

Образ, к которому  обращаешься, откликается только на искреннюю молитву, а не  знание о ней. Можно хорошо разбираться в сюжете иконы, ее цвете, но быть при этом совершенно не верующим.

Такой подход  - искусствоведческий и культурологический, а не церковный.  Тогда икона помещается в музей и является уже просто произведением искусства наравне с другими жанрами и картинами.

Православная икона, вырванная из сакрального церковногопространства, в котором и для которого она возникла, теряет свое назначение - помогать людям, которые к ней обращаются с молитвой.

В музее не поклоняются, как в храме, и не почитают, как в церкви,  ею  любуются, изучая цвет, свет, пробелы. Она становится таким же памятником искусства,  как Библия становится литературой, если она не участвует в богослужении.

Расскажу в связи с этим случай из своей жизни. Есть в городе Екатеринбург Музей Невьянской иконы. Музей уникальный, замечательный, в нем собрана удивительная коллекция старообрядческих икон, хранящие  древние, дониконовские,  традиции.  Икона та самая, древнерусская:  праздничная, радостная, яркая, в основном на красном и золотистом фоне.

Действие иконы

Икона "Семнадцатая кафизма" (которую читают при отпевании). 1832 г. Невьянск. Коллекция музея "Невьянская икона"

Душа радуется, когда смотришь на нее. Хорошо отреставрированные, незакопченные, не затемненные, светлые иконы. Спасибо Ройзману, который создал музей  на собственные  средства, и кто-то действительно будет любоваться этой коллекцией. Но вышла я из музея  печальная.

Услышала там разговор, видимо, художников, на чисто  технические темы: как отличаются пробелы ликов на разных иконах (на одной больше, на другой меньше), обсуждали еще какие-то художественные приемы как профессионалы-художники.

Посмотрела на деток,  для которых в  музее была организована  экскурсия:  показывали и рассказывали о святой древнерусской иконе, а они разбегались, хихикали и откровенно зевали.

Действие иконы

Икона "Что Тя наречем, Обрадованная". 1840 г. Невьянская школа

Все это оставляло какой-то неприятный осадок, потому что иконы здесь «не работали», а были собраны и засушены как бабочки в коллекции. Вспомнилась книга Фаулза «Коллекционер», в которой сумасшедший коллекционировал живых, держа молодых девушек в подвале. Так и здесь, хоть и не в подвале.

Не возбуждала икона молитвенного настроения, не  выполняла здесь своего предназначения и  не достигала цели. Вряд ли среди деток кто-то и знал такие слова, которые  произносила экскурсовод. Для них икона была связана с чем-то экзотическим, старушечьим, темным, с церковью, в которую, наверняка, они не заходили со времен своего крещения (знаю это по своему внуку).

На третьем уровне осмысления православной иконы  уже не мы постигаем образ, а он в ответ на наши горячие молитвы и веру  начинает что-то с нами делать, что-то менять в нас и нашей жизни. Икона начинает откликаться на наш зов. С этим связано множество чудес исцеления, но кому-то дается исцеление, а кто-то уходит ни с чем. «По вере Вашей да будет Вам».

Действие иконы

Мастерская Богатыревых. 1800–1810-е годы. Невьянск. Тип Тронной Богоматери без Младенца. Екатеринбургский музей изобразительный искусств

Именно так: по вере, по молитве, происходят чудеса. И в силу этого любая икона чудотворна, поскольку чудотворение зависит от нашей веры и нашей духовной  жизни, а не от смотрения на икону.

Кстати, одной из причин гонений на иконы в 7 веке (период иконоборчества), было именно такое идолопоклонническое отношение к иконе. Прихожане приносили в храм свои иконы, перед которыми молились, не замечая и не признавая других, священники счищали краску с икон, добавляя ее в потир, считая, что это добавляет чудодейственности крови Христовой, веря в исцеление краской.

Это вера потребительская, суеверная, вера больше в доски и краски, чем в образ и первообраз, к которому  икона отсылает и которому поклоняются, молясь перед ней. Сегодня отголоском идолопоклонничества является молитва только перед конкретным образом, когда в каких-то конкретных случаях верят только одному образу Богородицы  (например,  иконе «Знамение» в случае исцеления от пьянства), не обращаются к другим.  Как будто Богородица на разных иконах разная.

Действие иконы

Икона "Моление о чаше" (Гефсимания) с предстоящими святыми мучениками Наталией и Максимом. Невьянская икона

Вера не в молитву, не в свою духовую жизнь, а в икону  как магический предмет поклонения, делает иконопочитание идолопоклонством, так же как и простое освящение куличей и яиц на Пасху становится просто обрядом, теряющим священный смысл.

Почитание икон и молитва перед ними связаны с тем, что наша молитва  очень слабая, и мы просим святых, запечатленных на иконе,  стать нашими заступниками и молитвенниками перед Господом. Чаще всего обращаемся к образу Богородицы, Заступнице людей перед Сыном. «Заступница усердная» молится за всех скорбящих, болящих, увечных.

Чудодейственную силу проявляют разные иконы:  и Богородичные, и иконы святых,  мучеников, святителей. Вспомним -  любая икона чудотворна, потому что чудотворность  творим мы своей молитвой и жизнью.  В истории православия есть тысячи  икон, которые прославились чудотворениями, помогавшие благочестивым людям в различных нуждах, а также в избавлении от врагов и войн по вере.

Действие иконы

Чудотворная икона "Спорительница хлебов"

В основном это  Богородичные иконы: "Владимирская", "Казанская", "Смоленская", "Домостроительница", "Почаевская", "Неупиваемая чаша", "Знамение", "Нечаянная радость", "Прибавление ума" и другие.   Чудотворными могут стать иконы канонические и неканонические,  выполненные в виде настенных фресок или на досках, даже простые фотографии. Могут быть чудодейственными новоделы и старинные иконы, даже некоторые католические.

Но самое главное - надо вырасти в такую полноту духовной и молитвенной жизни, когда можешь молиться без иконы, просто закрыв глаза,и обратившись к Господу без посредника:«Господи, помоги, спаси и сохрани!». Икона – лишь помощница и путеводительница в нашей вере и на пути обожения.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged богородиц, богословие, икона, православное богослужение. Bookmark the permalink.

2 Responses to Действие иконы

  1. Да, конечно, Вы правы. Но если икона не работает в своем сакральном пространстве, а является только и прежде всего художественным произведением, то это уже что-то другое. Икона как икона, кроме художественной ценности, что не всегда присутствует в иконе, особенно в современной, тем не менее, как первообраз, всегда сохраняет свой иконный статус. Другими словами художественная изобразительность в иконе не самое важное, скорее даже наоборот: она отвлекает от первообраза, особенно когда в ней много второстепенных деталей. Невьянская икона грешит этой «красивостью» и декоративностью, что не характерно для истинно русской православной иконы. Связано это с тем, что Невьянская икона имеет украинские корни, которые близки к западным. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что любая, даже бумажная, икона может со временем по своей намоленности стать чудотворной. А какая уж в бумаге сакральность! Ан нет.

  2. Новел says:

    Икона, тем более в музее, кроме всего, является художественным произведением. Иконы создавались, и будут создаваться впредь. С этой точки зрения обсуждение художественные приемы профессионалами-художниками может быть только полезным для будущих иконописьцев и художников. Так, что нет приичины печалиться по поводу услышанного разговора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *