Дебора и Барак

debora2

Г.Доре. Дебора взывает к народу

Дебора – из тех женщин, которую вполне заслуженно считают одной  из первых феминисток. Она жила в 12-11 веке до нашей эры и прославилась как предводительница и вдохновительница победы израильского народа над ханаанскими завоевателями.

Библейские герои все очень интересны, но особенно интересны героические женщины, если учесть, что в древнем Израиле женщина не считалась вполне человеком, а рассматривалась скорее как соблазнительница. Благословлялись только те женщины, что жили в шатрах, т.е. скромные  хранительницы семейного очага.

Дебора - совершенно иная. Она - судья и пророчица, одна из семи, почитаемых в Ветхом Завете. В их числе Сарра, жена Авраама, Мариам, сестра Моисея, Эсфирь и другие.

О Деборе рассказывается, что она  изготавливала фитили для Святилища и называлась пламенной, но пламенной она была не только поэтому. По своим личным качествам Дебора сродни мужественному воину: пылкая и страстная, властная, высокомерная и горделивая, заносчивая и ревностная. Таким набором чисто мужских качеств больше ни одна женщина ни в Ветхом, ни в Новом Завете не обладала.

К тому же она была богатой женщиной,  получающей средства к существованию от земель,  находившихся  между двумя городами Рамой и Вефилем. У нее были пальмы, оливковые посадки, богатые маслом,  посевные поля с бобовыми и зерновыми. Словом, Дебора не нуждалась ни в чем, в том числе и в том, чтобы рядом был мужчина.

debora10

Дебора. Горельеф на арке Храма Христа Спасителя, г. Москва

К тому же она была наделена особым даром – пророческим - и все сыны и мужи израильские приходили к ней на суд. До нее ни один судья не обладал таким даром и во всем Израиле не было ни одного мужчины, достойного быть судьей.

В противоположность властной и горделивой Деборе предстает скромный и не стремящийся к славе Барак. То ли законный муж Деборы, живущий отдельно от нее на севере Израиля, то ли брат, то ли просто благочестивый муж, который жил и сражался еще при Иисусе Навине при завоевании Земли Обетованной.

К этому времени новое поколение евреев уже давно забыло и о Законе, и о своих предках, и о своих корнях и каждый делал то, что считал справедливым. Каждое  колено жило само по себе, единого народа не было, а судьи если и появлялись, то только в каком-то одном колене.

debora12

Барак на горельефе над аркой Храма Христа Спасителя, г. Москва

В результате народ становился легкой добычей и если при завоевании Земли Обетованной хананеи прятались от евреев в крепостях, то через некоторое время уже евреи прятались от них и ходили тайными тропами, чтобы их не заметили и не убили.

В это время царь ханаанский Иавин с огромным войском (триста тысяч пехоты, десять тысяч всадников и три тысячи боевых колесниц) во главе с Сисарой завоевал земли израильские и двадцать лет притеснял евреев бранью и руганью, а они платили ему дань.

Когда все дошло до предела, тогда сыны израильские пришли к Деборе и просили, чтобы она вымолила у Бога помощь в борьбе с ханаанами. Поэтому Дебора в победной Песне назвала себя матерью народа, поскольку своим воззванием к борьбе против врага вновь родила евреев как народ.

После явленного ей пророчества, что победа будет за Израилем и что войско должен возглавить Барак, она направила к нему послов (сама она никогда ни к кому не ходила), потребовав, чтобы тот собрал, как повелел Господь Бог,  десять тысяч мужей из двух колен – Наффалимова и Завулонова – и пошел с ними против огромного войска Сисары, пообещав, что против врагов будет бороться Он сам.

debora6

Гора Фавор, у подножия которой произошла битва

Барак согласился, но … при условии, что вместе с войском пойдет и Дебора. Барак скромно и смиренно ответил, что если случится победа, то меньше всего в этом будет его заслуга. Выиграть битву малым плохо вооруженным войском в количестве десяти тысяч  против трехсоттысячной армии с девяти сотнями колесниц и десятью тысячами конных невозможно. Он считал, что его посылают на  верную смерть.

Дебора согласилась на его условие, сказав: «Хорошо, но в таком случае победа не будет принадлежать Бараку, как случилось бы, если бы он пошел на войну самостоятельно. Победу он разделит с женщиной  и окончательную точку в войне тоже поставит женщина».

Дебора идет вместе с собранными десятью тысячами мужей и еще несколькими воинами из других колен, которых она лично смогла убедить идти на войну. Встали евреи на вершине горы Фавор, той самой, на которой произошло Преображение Иисуса Христа.

У подножия горы протекала река Киссон, которая в жаркую погоду превращалась в мелкий ручей, а в дожди становилась полноводной, наполняя водой земляные ямы и рытвины, превращавшие местность в болотистую.

debora5

William Brassey Hole (English, 1846-1917) Иаиль и Сисара

Сисара, полководец ханаан, узнав о том, что войска израильские собрались на Фаворе,  вышел к подножию горы со всем своим войском, хотя мог бы обойтись и значительно меньшим числом, но, как говорят толкователи, это было сделано по внушению свыше, чтобы сразу погубить все его войско.

Барак, увидев такую военную мощь, испугался и отказался спускаться с горы, если бы не  команда Деборы:  немедленно вступить  в бой, потому что именно в этот день Бог будет с ними. Как только войско спустилось с горы и воины вступили врукопашную с врагом, начался дождь и подул сильный ветер.

Но дул он со спины евреев и в лицо воинам Сисары, мешая им стрелять из лука. Дождь быстро превратил Киссон в бурную реку, а местность в болото. Тяжелая техника застряла и оказалась бесполезной, кони тоже не могли быстро двигаться. В результате войско было разбито, тела уносило водой, а техника досталась Бараку.

debora1

Alessandro Turchi (Italian, 1578-1649) Иаиль и Сисара. 1600 г.

Сисара бросился бежать, спасая свою жизнь. Вдалеке он увидел шатер Хевера, сына Израиля, который  имел с ханаанами договор о ненападении.  В то время в шатре была только одна жена Хевера - Иаиль.  Она  впустила Сисару. Он попросил у нее воды. Вместо воды она напоила его теплым молоком, обладающим действием снотворного, укрыла его одеялом и он уснул.

Как только он уснул, она взяла шатровый кол в одну  руку, молот в другую и вбила кол в висок Сисары, который прошел сквозь голову и врезался в землю.  Сисара сразу умер. Так сбылось пророчество Деборы, что слава окончательной победы над Сисарой достанется женщине.

Когда Барак прибежал к шатру, Иаиль сказала: «Войди, я покажу мужа, за которым ты гонишься». И увидел Барак Сисару, пригвожденного к земле. Вскоре царь Ханаанский, которого Барак преследовал после битвы, был тоже уничтожен. И на сорок лет воцарился на земле Израиля мир. И вышли евреи  снова из своих крепостей на открытые пространства и перестали ходить тайными тропами и бояться ханаан.

debora3

Julius Schnorr von Carolsfeld. Иаиль показывает Бараку мертвого Сисару. 1851-60 гг.

Победе посвящена Песнь Деборы, которая является одной из самых древних и трогательных  образцов еврейской поэзии. В Песне в поэтических образах раскрываются детали войны, а  заслуга победы отдается Богу, а не людям.  Дебора раскрывает здесь некоторые детали битвы, например, как некоторые племена отказались вступить в бой с ханаанами.

Объясняет она и немотивированный, казалось бы, поступок Иаили: между ее семьей и ханаанами был договор о ненападении, но она его почему-то так жестоко убила. В Песне завуалированно говорится об изнасиловании Иаили: «Меж ног ее стал на колени, пал, лег меж ног ее стал на колени, пал, где стал на колени, там пал сраженный».

debora9

Дебора. Оратория Генделя

В конце Песни Деборы рассказывается, как мать Сисары ждет-не дождется своего  сына, но он все не возвращается. Она думает, что он забавляется с пленными девушками, но в колдовстве узнает, что сын ее погиб и лежит с окровавленной головой на земле.

Подвигу Деборы и Иаили посвящено много произведений искусства, особенно много картин посвящено Иаили - десятки картин. Деборе и Бараку - редкие единицы.  Но Деборе посвящена оратория Генделя, в которой эта героическая женщина  предстает как мужественная  и трагическая.

Некоторые толкователи считают, что после своего возвеличивания в Песне, Дебору оставил  дар пророчества. Что с ней случилось потом,  неизвестно.  Неизвестна и могила Деборы, в отличие от сохранившейся до наших дней  гробницы, в которой произошло захоронение Барака.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged Библия, богословие, Еврейская страничка, женщины. Bookmark the permalink.

11 Responses to Дебора и Барак

  1. Это не притча, и не сказка, а библейская история, которая случилась на самом деле.

  2. Виктор says:

    Читаю хорошую книгу про муравьёв. Прислал тот самый Фёдор Бакшт, о котором я писал и рассказы которого выдавал. Так вот самые большие феминистки — это «муравьихи». Видно подглядели этот факт женщины разных народов. Чего не бывает? А вот кто в поле работал больше в СССР — это хороший выпад… против кого только. СССР или российских мужиков? Мы в поле не особо любили пускать девушек, женщин. Одни проблемы.
    Вообще сказка есть сказка, так я к этой притче и отнёсся. Но всё равно спасибо! Расскажу при случае ребятам, кто всякое прошёл.

  3. nadilel says:

    Я бы сказала, что это скорее реакция общества мужчин, на уравнение их прав с женщиной.

  4. Наверное, соглашусь. С феминизмом Деборы я погрешила. Феминизм — это реакция на засилье в обществе мужчин, как я полагаю.

  5. Да я и сама отношусь ко всяким отклонениям так же, как и Вы, Юрий. Они тоже не вызывают во мне ничего хорошего. Разве что эмансипацию женщин (но не до феминизма) все-таки принимаю. М.б., потому что сама в какой-то степени (но только в какой-то) к ним отношусь.

  6. nadilel says:

    Дебора не феминистка…она просто бизнесвумен 12 в.до н.э. Будучи самостоятельно разбираясь в хозяйстве и рынке того времени, она оказалась смелее и тем самым снискала к себе уважение, тем более, что «крышу», в виде какого-никакого мужа, она благоразумно согранила. Не сложно быть и прорицательницей ( сейчас их пруд-пруди ;))))
    Такие женщины всегда были, есть и будут, у всех народов, как пример мужественности и ума. Жанна Д Арк или Бхутто, или та же Ганди и пр. (хорошие они или плохие — не нам судить)
    Феминизм — это естественный и неминуемый процесс, как революции, как войны, эпидемии и пр. неизбежности…

  7. yuriyapril says:

    Наше предназначение, все — таки не нами запроектировано, хотя эволюция конечно привнесла очень многое…
    Противоположности притягиваются не только в физике, это имеет место и в человеческих отношениях, поэтому : ни феминистки ни эмансипэ…, и прочие гомо…, лесби…, не вызывают во мне ответного чувства…, и на себя я бы ни за что подобное не примерил…
    А вот издеваться над этим никогда бы не стал…, природа слишком многообразна и избыточна, не нам что — либо исправлять в ней…, думаю следует относиться спокойно…
    Кажется это говорил Гейне: » Следовать моде — глупо, а не следовать смешно! «

  8. Меня в этой истории поражает то, что Иаили, так кровожадно и жестоко убившей, художники уделяют так много внимания. А Дебора осталась в стороне.Наверное, Вы правы: потому что она не стала жертвой и никого не убивала. Сегодня всю ночь мне снилась Дебора. Так вошла в ее образ.

  9. Почему-то думала, что Вы не откликнетесь на этот пост. Поэтому рада, что получила на него комментарий именно от Вас. Честно говоря, кровожадность Иаили меня напугала, даже если он над ней надругался. Вашему Бараку памятник действительно не поставят. Вам особенно видна его политика, все плюсы и минусы. Я лично к нему никак не отношусь, он какой-то неопределенный: ни рыба, ни мясо. Феминизм, как мне кажется, это негативная реакция на мужское засилье. Интересно, эмансипированная женщина и феминистка — это одно и то же, или разное? Мужчинам, как мне думается, не может нравится ни первая, ни вторая.

  10. yuriyapril says:

    Спасибо за развернутый, интересный рассказ…. женщины действительно бывают героическими, особенно еврейки и русские…( в отличие от русских мужчин…, в ссср шпалы ставили исключительно женщины, да и в литейном цехе я многих видел.., не говоря уже о работе в поле.!)
    Вы их как — то связали с феминистками…, а вот этих девиц — не уважаю, даже не могу объяснить почему такое отношение к ним…
    Нееет…., нашему Бараку памятник не поставят…, — потому как не заслужил, ну и такой же робкий…, как и ветхозаветный !
    Иаиль….! что придумает женщина, не придумает ни один мужик ! И это действительно так…, бойтесь разгневанную женщину, такое придумает…, в страшном сне не приснится!!!!
    В целом спасибо, немного напугали…, поделом нам…

  11. nadilel says:

    Спасибо Тина…очень интересный образ, который не так часто вдохновлял творческие натуры… наверно то, что Дебора осталась с «чистыми» руками и не стала жертвой, делает ее не такой интересной для масс, жаждущих зрелищ… Она как Понтий Пилат, осталась в тени

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *