Троица Андрея Рублева

troica_rubleva2Ни одна икона не вызывает у специалистов и искусствоведов столько внимания, столько разных толкований и интерпретаций, как Троица Андрея Рублева, а некоторые из них и вовсе не считают ее иконой. А что же это? Вот и разберемся. Троица Андрея Рублева имеет своим основанием библейскую историю о том, как к Аврааму пришли три Ангела, принеся весть, что скоро у 99-летнего старца родится сын.

Услышав это, девяностолетняя жена Авраама Сарра тихо засмеялась, подумав про себя: «У меня, замотаревшей, да сын?!» Тем не менее, через год у супружеской пары действительно родился сын, которого назвали Исаак, что в переводе означает «Смех». Авраам тут же велит своим слугам испечь хлебы и заколоть упитанного тельца, устроив гостям трапезу, ставшую прообразом Евхаристии.

Иконы и фрески с этим сюжетом писались со II века  и назывались они «Гостеприимство Авраама», позднее ставшее «Святой Троицей» с добавлением – Ветхозаветной Троицей. Но эти изображения  лишь иллюстрировали  событие явления трех ангелов Аврааму, не неся догматического смысла.

Андрей Рублев берет за основу эти иконы, но интерпретирует событие совершенно по-новому, по-евангельски, по-новозаветному, убирая  предстоящих Ангелам Авраама и Сарру и детали с закланием тельца и приготовлением хлебов. Русский иконописец  оставляет только Ангелов, которые превращаются в символическое изображение Триединого Бога, ипостаси Которого располагаются слева направо согласно Символу Веры.

troica_rubleva3Икона создавалась преподобным, когда ему уже было за шестьдесят, жизнь подходила к концу. В стране в это время господствуют монголо-татары, идут междоусобные войны, льется кровь, царит хаос. И в это время ученик Сергия Радонежского, настоятель Троицкого монастыря Никон, не желая, чтобы вновь построенный храм в честь Троицы стоял не расписанным и без иконостаса, приглашает к себе самого знаменитого иконописца того времени преподобного Андрея Рублева.

Именно он должен написать икону «Троицы» и расписать храм в похвалу  Сергию Радонежскому, скончавшемуся семнадцать лет назад. Преподобный Сергий положил  жизнь на то, чтобы братия основанного им Троицкого монастыря  жила в мире и любви друг с другом, а на русской земле наступили  тишина и мир. И это - ключ к пониманию Троицы Андрея Рублева, сумевшего передать эту идею в цвете и линиях.

Все русские иконописцы решали религиозные темы эстетически-художественными средствами: не выходя за пределы иконописного канона с содержательной точки зрения, делали акцент на форме, линии, цвете и композиции. Именно формальная сторона позволяла превращать иконопись в индивидуальное мастерство, отличавшее одного иконописца от другого.

Троица Андрея Рублева – это  художественный шедевр, в котором простая композиция с тремя неподвижными Ангелами, чуть грустными и меланхоличными, являет собой невыразимую словами Тайну Святой Троицы. Связанность и слитность трех Ипостасей при одновременной их разделенности составляет суть и содержание образа.

troica_rubleva4

Фреска "Гостеприимство Авраама". Храм Сан Витале. Равенна.

Это уже не три ветхозаветных ангела-три вестника, похожих друг на друга как три капли воды, это – символическое изображение Троичного догмата, выработанного на Первом Вселенском Соборе, положившим конец арианским спорам, расколовшим  церковь на западную и восточную. Поэтому не случайно память об Первом соборе отмечается в седьмую неделю по Пасхе, предваряющую  неделю Троицы.

Структурную основу образа составляет круг, который образуется силуэтами левого и правого ангелов. Круг с древних времен является  символом Вечности, единства и совершенства. С главным кругом рифмуются плавные круговые  линии  нимбов, голов, причесок, подбородков, крыльев Ангелов, что создает единство всей композиции.

В центре круга – евхаристическая чаша с жертвой, которая повторяется трижды, постепенно увеличиваясь в размерах: первый раз мы видим ее на трапезе, второй раз - она образуется внутренними линиями  силуэтов левого и правого ангелов, и наконец, третий раз – внешними силуэтами тех же Ангелов.

Так Андрей Рублев художественными средствами   подчеркивает идею добровольной жертвы Бога-Сына, о которой идет речь в беседе, превращающейся в Предвечный Совет, принимающий решение о спасении человека через жертву второй Ипостаси.

troica_rublevaПлавности и волнообразности линий противостоят прямые линии восьмиугольника, в который вписан круг, а также резкие прямые и изломанные складки одежды всех трех ангелов. Восьмиугольник появляется не случайно, поскольку цифра восемь в православии – это образ будущего века, который наступил после Воскресения Христова и число дней в православной неделе не семь, а восемь: воскресение – это первый и он же восьмой день.

Плавные линии придают мелодичность и музыкальность всей композиции, а чередование округлых волн с резкими прямыми линиями задают ритм и подобны стихотворным строчкам. Соединение музыкальности со стихотворными ритмами создают полифонию образа.

Особую выразительность иконе придает ее цветовой колорит. Рублев мыслил силуэтами и цветовыми пятнами. Преподобный хотел, чтобы образы схватывались глазом как единое целое даже на большом расстоянии. Он любил яркие краски, но главным в его колорите была все-таки не цветовая насыщенность, а гармония, которой объединены взаимоотношение Ангелов.

Мягкие и легкие оттенки розово-сиреневых тонов левого Ангела,  цвета зеленеющей ржи – правого и золотисто-желтые крылья объединяет голубой  цвет, который в Троице – основной. Он меняет оттенки от ярко-синего  до бледно-голубого. Голубой – это цвет тайны, цвет небес, любимый цвет Андрея Рублева.

troica_rubleva1Яркий голубец  гиматия среднего Ангела  отражается менее ярко в одеждах правого Ангела и еще бледнее – в одеянии левого. И совсем нежно-голубой  ложится на нижнюю часть крыльев всех трех Ангелов. Икона не только цветоносна, но и светоносна. Лучи Божественного света пронизывают фон, лики, одежду, преображая фигуры Ангелов.

Икона имеет два плана: первый – это фигуры трех Ангелов – Единого в Трех Лицах Бога,  второй - фоно, на котором над каждым Ангелом выписанего символ. Над левым - палаты, означающие домостроительство Бога-Отца; над средним - дерево, символ Распятия и одновременно - Древа жизни. Наконец, над третьим Ангелом – гора, с которой всегда ассоциируется Дух Святой.

На горе произошло Преображение и там же  произошло Вознесение, на горе Господь  произнес Нагорную проповедь и молиться  Он уходил тоже в горы. Восхождение по ступенькам на вершину горы на иконе означает духовное возрастание человека. Андрею Рублеву чужд дух трагичности, его печаль светла, потому что в его мире все пронизано любовью: всё – вокруг нее и для нее. Бог есть Любовь и это реальность, которая превыше всего и которую невозможно не почувствовать в  гениальном творении - "Троице" Андрея Рублева.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged Андрей Рублев, Библия, богословие, богословие иконы, икона, Иконописцы, русские имена, русские художники, Цветная Триодь. Bookmark the permalink.

12 Responses to Троица Андрея Рублева

  1. Этот праздник действительно очень ароматный, вспоминаешь о Троице и сразу — запах травы и берез.

  2. Лаура says:

    Для меня это тоже любимый праздник как и Пасха, и соединение в храме аромата зелени с благоуханием благовоний что-то настолько чудесное… И еще вот буквально на днях осознала что в значении праздника Святой Троицы вся невероятная благостная полнота всего сущего, всего мироздания, всей вселенной и каждой отдельной Человеческой Души.. Это то, что и есть глубинный и очень цельный смысл осознанной жизни каждого человека, созданного по замыслу Творца во исполнение Его Намерений Любви…

  3. Лаура, только-только Вас сейчас вспоминала. Почему-то блог показывает, что время ответа на Ваш комментарий истек. А я только сейчас заметила его. Я тоже от всей души поздравляю Вас с этим чудесным праздником. Я очень его люблю. Вчера от всей души помолилась в храме.

  4. Лаура says:

    С чудесными праздниками Пресвятой Троицы и Святого Духа, Тина, и все читатели!

  5. Посмотрела отрывок из «Андрея Рублева» и словно чистой водицы напилась (в отрывке есть такой кадр, но он у меня всплыл только сейчас). Замечательный спор Феофана и Андрея. Феофан, мне кажется, в Вашей интерпретации видения объективности, воздействует «напрямую» — жестко, шоковым путем, а Андрей Рублев — «смягчающий буфер». Они разные. Когда я только-только начинала воцерковляться, мне был ближе Феофан Грек, и сейчас, посмотрев отрывок, поняла, что половина моей души по-прежнему с Феофаном, но Феофана трудно выдержать долго. Я имею в виду не только его огненные иконы, но и житие по Феофану. Понимание Андрея Рублева пришло позднее, и сейчас моя душа раздвоена: мне нравятся иконы и того, и другого. На грани…

    С мандалой — очень интересно. Прежде чем принять православие, я тыкалась в разные углы и тогда мне были интересны разные духовные практики, в том числе и буддийские, особенно вот это: уничтожать завершенное, о чем Вы пишите. Есть в православных житиях святых что-то похожее на этот буддийский принцип. Старец просил ученика воткнуть палку ив песок и поливать ее, пока она не зацветет. Или садить капусту кочерыжкой вверх, или рыть яму, а потом ее закапывать. Миф о Сизифе. Это очень по-восточному, где важен процесс, а не результат. Для западного человека это выглядит бессмыслицей, потому что он ориентирован на результат. Но человеку другой культуры понятно, что процесс всегда важнее, именно он творит человека, а не результат. То, что свершилось — уже мертво. То, что еще только-только формируется, что находится в пути и не обрело окончательной формы — только это и живо.

    Интересно, что и Феофан Грек, и Андрей Рублев были исихастами, но какие разные результаты…

  6. Игорь says:

    О Троице можно говорить и говорить.

    Действительно, мистическое воздействие «Троицы» нельзя не отметить. Прошивает даже сквозь поздние записи, включая оклад. Неведомым образом «сквозит»…(Так действует на зрителя и «Черный квадрат» — вернее его сокрытые красочные слои-конструкции, — но действо иное. Неблагодатное…)
    Подсознание видит.
    Троица написана, скорее, как мандала. Все отмечают движение и превращение энергий.
    Цвета гармонируют с линиями.
    Становится не по себе.
    Глаз привычно ищет живое, обыденное. Душа же встревожена…
    Есть на YT интересный «тест на шизофрению» см: https://www.youtube.com/watch?v=d9QVOsZ5fnY
    Вопрос там однозначен: есть ли в сознании человека некий… «смягчающий буфер»? – тогда оно достраивает парадоксальную ситуацию до привычного штампа, — и всё спокойно, обыденно.
    Или же воздействие идет «напрямую» — жестко, шоковым путем.
    Чрез «одержимость объективностью».
    Путем ужаса…(Зарождается безумие! Зреет крушение. Здесь Босх и иже с ним).

    В Евангелиях лишь бесы безошибочно узнавали Христа. Ученики путались, терялись…постоянно метались в сомнениях…
    Ещё один замечательный, ключевой фрагмент из «Андрея Рублева»:
    https://www.youtube.com/watch?v=0M2I30ufV_4
    Причастие?
    Присутствие Б_га во «случайном, встречном взгляде…в мимолетном, животворящем…»
    -!!!
    Значит, есть Третий Путь восприятия Реальности? – чрез Благодать!
    Возвращаемся к Троице. К неисповедимости Путей Г_сподних.
    Три Пути Творения………………

    До каких духовных прозрений поднялся Андрей Рублев – сложно представить.

    P.S. Последние кадры “Анд.Рублев». Звенигородский чин. Дождь, омывающий чистую доску, где был явлен лик Спасителя.
    \ Когда построение мандалы завершалось, буддийские монахи безжалостно рушили её и предавали потоку вод…событие свершилось.\

  7. Да, Солоухина читала. Старообрядцев люблю. За их стойкость и верность своим идеалам, своей вере. Даже если они в чем-то и были не правы, но жизнь все-таки показала, что в раскол ушли лучшие. И это самая большая трагедия.
    _________________________________
    По поводу ошибок: я часто пропускаю, не замечая их. Поэтому всегда благодарна, когда указывают на мои ошибки. Если Вы их увидели, то, пжл, сообщите.

  8. Сергей says:

    Помнится нас учили писать в расчете на среднего человека. Не слишком заумно, но и не очень просто. Хотя простота сильна по-своему. Умный человек услышит в ней музыку слова, глупый — не станет читать. Для меня всё очевидно, если я читаю, значит мне интересно. При этом опускаю ошибки и несогласованности. В данном случае мне важна информация, так что не надо себя критиковать, у вас все получается отлично.
    Надеюсь, вы читали Солоухина «Черные доски», «Письма из Русского музея». Именно от него я впервые узнал так много об иконах. И немного пришлось полазить по интернету, когда писал рассказ о старооскольском иконописце времен раскола.

  9. Глазами Авраама, рыцаря веры, как его назвал Кьеркегор. Это верно. На меня эта икона оказывает мистическое действие. И потому я стараюсь на нее смотреть реже, хотя дома она стоит уже лет двадцать вместе со Звенигородским чином.

  10. Игорь says:

    Троица

    Чудом можно считать и само дошедшее до наших дней послание из 15века.
    Сквозь войны, смуты, пожары…под слоями (не менее шести!) позднейших правок, перерисовок, слоев олифы жил авторский слой.
    Благословение обитало под спудом.
    ХХ век начался.
    1904 год.
    После удаления всех напластований, в глаза зрителей ударило
    Яркое солнце сияющих красок. Мистическая синева ляпис-лазури. Нежнейшие полутона цветов вечного райского полдня. На иконах не бывает теней!
    И, конечно, «обратная перспектива», когда линия горизонта находится за спиной зрителя.
    Всё «вывернуто», канонически искажено, но и тем более реально!
    До «головной боли» реально,…так что веришь.

    «Мифы говорят с психикой на своем языке – эмоционально, ярко, чувственно, образно»
    Психолог Дж. Хиллман
    Они исходят из коллективного бессознательного. Они вне логики, вне здравого смысла даже. Но созвучны психике отдельного человека.
    Здесь историческое событие, претекающее в миф. В Вечность.

    Преподобный Андрей Рублев показал Троицу глазами Авраама, приглашая вступить в сонаследие Благословения.
    Уверовать бы!

  11. Спасибо, Таша. Я действительно стараюсь сделать текст понятным большинству, потому что когда читаешь профессионалов,то они, используя свои специфические термины, очень непонятны многим. Но у меня тоже не особо получается, но стараюсь.

  12. Таша says:

    Доброе утро, Тина! Как мне нравится Ваш стиль повествования — будто беседуешь с Вами! Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *