«Пепельная среда» Томаса Элиота

tomas_eliot9Томас Элиот написал много стихотворений и поэм, посвященных христианским праздникам: «Паломничество волхвов», «Песнь для Симеона», «Похвала Рождественской ёлке», «Пепельная среда» и другие. Последняя из перечисленных в этом ряду поэма написана Томасом Элиотом через три года после принятия в 1927 году англиканства и является самой личной и по праву считается одной из вершин его поэтического творчества.

Поясним: Пепельная среда открывает Великий пост у католиков (в 2017 г. – первого марта, у православных - 27 февраля). В этот день в католических храмах священники «помазывают» верующих, чертя пеплом крест на лбу кающихся и произносят слова из книги Бытия: «…прах ты и в прах возвратишься».

Элиот вкладывает в этот ритуал новый смысл: пепельный крест – это знак воцерковления и одновременно приобщения к Вечности, своего рода отличительный знак Каина. Поэма рассказывает историю преодоления духовного кризиса и достижения благодати.

В ней показывается, что только через искреннее покаяние, испытания, страдания и отказ от земных благ возможно очищение души, возможен её переход на новый уровень. Поэма во многом автобиографичная, рассказывает о собственном опыте вхождения поэта в новую веру.

tomas_eliot11«Пепельная среда» написана в духе «Божественной комедии» и «Новой жизни» Данте, которого Томас Элиот читал накануне написания поэмы. В поэме лирический герой, глубоко верующий человек, которого одолевает страх смерти, рассказывает об отчаянии и постепенном, очень медленном, духовном возрождении.

Путь этот очень сложен и похож на тяжелое восхождение вверх по крутой лестнице. Выход из этого чистилища, чрезвычайно труден, т.к. восхождение требует отказа от всего земного, от старых привязанностей и старых привычек. Но каждый подъем, каждая ступенька вверх напоминает о прежней жизни, искушает, лишает покоя:

…сердце из глуби былого нетерпеливо
Рвется к былой сирени, к былым голосам прилива
И расслабленный дух распаляется в споре
За надломленный лютик и запах былого моря…
(Здесь и далее поэма в переводе А.Сергеева)

tomas_eliot10Ощущение восхождения создает не только сам рассказ героя, который тоже важен, но и язык, который строится на сведении к минимуму внешней поэтичности. Поэт отказывается от гладкого стиха, сознательно вносит в поэму дисгармонию, делает чтение затрудненным, вводит в поэму много новых тем и максимально приближает язык к прозе. Именно такой мыслил поэзию Элиот:

«Творить поэзию, которая была бы поэтичной по существу своему, без всякой внешней поэтичности, поэзию, обнаженную до костей, настолько прозрачную, чтобы при чтении мы обращали внимание не на самые стихи, а лишь на то, на что они указывают. Стать выше поэзии, как Бетховен в своих поздних произведениях стремился стать выше музыки».

«Пепельная среда» воплощает это представление Элиота о поэзии. Ритмика текста, параллелизмы, отсутствие пунктуации всё указывает не на сам стих, а на то, что они создают с помощью стиха и текст становятся похожим на чтение псалма.

Многочисленные повторы усиливают настроение и напряжение, создают лейтмотив покаяния, где ключевыми являются слова «Потому что я не надеюсь вернуться опять». Наличие свободного стиха в сочетании с правильным гладким указывают на двойственность, характерную для героя, который мечется между прошлой жизнью и новой, полной неопределенности и неизвестности.

tomas_eliot12Именно такой язык наиболее точно передает основную идею поэмы: покаяние и возрождение к новой жизни. В этом у Томаса Элиота были предшественники - английские поэты-метафизики, к числу которых относится, прежде всего, Джон Донн. Ему Иосиф Бродский в самом начале своего поэтического пути посвятил замечательное стихотворение «Джон Донн», удостоенное похвалы самой Анны Ахматовой.

Да и вся поэзия Бродского тоже следует той же традиции поэтов-метафизиков. Не случайно у Бродского так много религиозных стихов. Вспомним хотя бы его грандиозный Рождественский цикл, не говоря уже о «Сретении» и других стихах.

«Пепельная среда» Томаса Элиота наполнена словами из молитв, библейской символикой, библейскими сюжетами, отсылками к образам «Божественной комедии», даже цветовая гамма соответствует церковной: синий, зеленый и лиловый символизируют веру, надежду и покаяние. Поэтому она так сложна для чтения, особенно для русского читателя, привыкшего к совсем другой поэзии и мало знакомого с библейской и церковной традициями.

tomas_eliot1Поэма состоит из шести частей. В ее основе движение от отчаяния, самоуничижения и самоотречения к покаянию, смирению и надежде. В первой части герой отказывается от всякой  надежды и признается, смиряясь, что уже ни на что не способен.

Ибо я не надеюсь вернуться опять
Ибо я не надеюсь
Ибо я не надеюсь вернуться
Дарованьем и жаром чужим не согреюсь
................................................

Ибо я не надеюсь увидеть опять
Как сияет неверною славой минута
Ибо даже не жду
Ибо знаю, что я не узнаю
Быстротечную вечную власть абсолюта

Он расписывается в своей беспомощности, сравнивая себя с дряхлым орлом, не способным распрямить крылья. Он надеется только на милость Божию и обращается к Нему, чтобы Тот молился и за него, за всех грешных, чтобы Он даровал покой, внимание и безразличье. И сам молится, чтобы забыть всё, что с ним было до того, забыть всё земное и прежнее:

И молю, чтобы Бог проявил свою милость
И молю, чтобы я позабыл
Все, над чем слишком долго душа моя билась
Чтобы слишком понять
Ибо я не надеюсь вернуться опять
И твержу это, чтобы
Завершенное не начиналось опять
Чтобы к нам судия проявил свою милость

Ибо крылья мои не сподобятся боле
В небо взвиться, как птичьи
………….

Молись за нас, грешных, ныне и в час нашей смерти
Молись за нас ныне, и в час нашей смерти.

Во второй части появляется Дева и три белых леопарда, которые едят тело и кости рассказчика, но смерть воспринимается им как благо, как путь к возрождению: кости снова обрастут мясом и он воскреснет. Это известный библейский отрывок из пророчества Иезекииля о воскресении иссохших костей.

Пусть белизна костей искупает забвение.
Нет в них жизни. Как я забыт
И хотел быть забытым, так сам забуду
И тем обрету благодать и цель.

tomas_eliot13В третьей части исповедующийся герой оборачивается назад и видит себя прежнего, прежнее манит обратно, но он сопротивляется и обращается к Богу, чтобы Тот помог ему не вернуться назад, дал силы двигаться дальше по пути возрождения.

На второй площадке у поворота,
Оглянувшись, я увидал, что кто-то,
Подобный мне,
В зловонной сырости нижнего пролета
Корчится, дьяволом припертый к стене,
Меж ложью паденья и ложью полета.
……………..

Тише, тише; сила превыше
Отчаянья и надежды, падения и полета
Уводит выше нового поворота.

Господи, я недостоин
Господи, я недостоин

но скажи только слово.

tomas_eliot14В четвертой части у него возникает видение Жены, одетой в цвета Девы Марии, которая бредет по саду. С ней связан образ тихого дуновения ветра и мотив духовной музыки. Сразу вспоминаем пророка Илию, который узнал, что Бог не в громе и не в буре, а в тихом дуновении ветра.

Заступница говорила о пустяках, одновременно зная и не зная земные скорби, бредет между сном и пробуждением и говорит о каких-то пустяках, но именно в них и есть истинный голос Бытия.

Безмолвная сестра под покрывалом
Между стволами тиса, возле бога с бездыханной
Свирелью, сотворила знаменье и промолчала
Но родники забили и запели птицы
Дай искупленье времени и сновиденью
Основу неуслышанному и несказанному слову
Покуда ветер не пробудит ветви тиса
И после нашего изгнанья

В пятой части герой рассуждает о силе Слова без слова, о молчащем слове и мы слышим речь Спасителя, обращенную к своему народу.

Если утраченное слово утрачено
Если истраченное слово истрачено
Если неуслышанное, несказанное
Слово не сказано и не услышано, все же
Есть слово несказанное, Слово неуслышанное,
Есть Слово без слова. Слово
В мире и ради мира;
И свет во тьме светит, и ложью
Встал против Слова немирный мир
Чья ось вращения и основа -
Все то же безмолвное Слово.

Народ мой! Тебе ли я сделал зло?

Поэма заканчивается обращением героя к Заступнице научить молчанию, а с другой, обращением к Богу, чтобы его голос был с Ним.

Благословенная сестра, святая мать
Допусти нас к неподдельным себе
Вместе с ложью
Научи нас любви и безразличию
Научи нас смирению
Даже среди этих гор
Нашего спокойствия в воле Его
И даже среди этих гор
Сестра, мать
Дух моря, и дух реки,
Допусти мне не быть отлучённым

И позволь мне с плачем прийти к Тебе
(Перевод В. Бурика)

tomas_eliot15Поэма «Пепельная среда» Томаса Элиота очень точно передает то, что происходит с верующим во время Великого поста, как он через слёзы покаяния, обретение помощи Заступницы, приходит просвещенным и очищенным к Спасителю.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged английская поэзия, Библия, Великий Пост, Любимые писатели и поэты, Любимые поэты и писатели, православные праздники. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *