Триодь Постная. Постимся постом приятным…

Триодь.Триодь Постная это путеводитель по пространству Великого Поста. Своеобразная карта маршрута, по которому должен пройти верующий христианин, совершая своего рода паломничество в Мекку - восхождение к вершине «Пасха».

Триодь Постную можно назвать и по-другому: это литературный памятник истории, в котором отражаются изменения, происходившие как в истории христианства, так и происходящие с душой человека на пути к духовной вершине.

Те, кто слабо ориентируется в сложном, веками выстраиваемом маршруте Великого Поста, в котором есть своя логика и закономерность, не всегда могут увидеть их своим невооруженным взглядом. Поэтому перед началом поста дается много разъяснений, правил и истории, помогающих пройти путь до конца, с пониманием и осмысленно.

Весь маршрут Великого Поста Триодь разбивает на равномерные отрезки – седмицы. Их всего шесть. И каждые шесть дней делаются остановки, седьмой – воскресение (неделя), он же дает начало и название следующему отрезку пути. Дни отдыха – шестой и седьмой дни, суббота и воскресенье - не входят в счет Великого Поста, хотя некоторые ограничения в поведении распространяются и на них.

Триодь

Надо сказать, что изначально Великий пост не распространялся на христиан. Он был обязателен только для тех, кто собирался стать членом христианской общины, т.е. принять Святое Крещение или Просвещение. Поскольку в первые века христианства существовало всего несколько дней, в которые совершалось таинство Крещения, то подготовка к нему велась тщательно.

Собственно, все великопостное богослужение - это путь подготовки оглашаемых к принятию Крещения, что находит отражение, частности, в Великопостных Чтениях Ветхого Завета и Псалтири. Евангелие в церкви в  дни Поста не читается. Его чтение начинается в Страстную седмицу.

Триодь. Чтение Великого Канона Патриархом

Христиане в  дни Поста должны были помогать оглашаемым пройти путь Просвещения: рассказывать о христианстве, помогать понять Евангелие, Таинства Церкви и т.д. И так случилось, что из солидарности с ними, чтобы не смущать готовящихся своими послаблениями, было решено поститься всем вместе: и крещеным, и тем, кто только готовился к Крещению.

Так Великий Пост стал общим путем для всех, желающих не только, а сегодня уже и не столько, пройти Крещение, сколько покаяться, исповедаться, очиститься и встретить Пасху обновленными. Кстати, покаяние изначально несло в себе смысл второго Крещения. Так что к христианам Пост имеет такое же отношение, как и к оглашаемым в те времена – все мы нуждаемся во втором Крещении-покаянии.

Но вернемся к остановкам в пути. Триодь называет шесть остановок на пути к вершине - по количеству воскресений (недель) Поста: неделя Торжества Православия, Григория Паламы, Крестопоклонная, св. Иоанна Лествичника, Мариина неделя и Вербная. Соответственно, седмицы, наступающие после каждого воскресения (недели), получают названия:

седмицы Православия, Григория Паламы, Крестопоклонной, Иоанна Лествичника, Марии Египетской и  Ваий.

Триодь. Календарь Великого Поста

Страстная седмица – уже не относится к Великому Посту. Она является Пасхальным постом, раньше обязательным для каждого крещеного. В эти дни Иисус Христос начинает движение навстречу людям, уже готовым понять и принять Его. В Страстную седмицу вспоминаются последние притчи Господа, последние наставления ученикам, предательство Иуды, заключение Нового Завета с учениками и установление Таинства Причастия. Вспоминается Его молитва в Гефсиманском саду, отречение Петра и бегство всех учеников Иисуса с места казни.
Поскольку эти дни самые важные, самые трагические и самые печальные, то

каждый день Страстной седмицы называется Великим:  Великий понедельник, Великий Вторник, Великая Среда, Великий Четверг, Великая пятница и Великая суббота.

Завершается Страстная седмица седьмым днём - Воскресением Христовым, Пасхой.

Триодь. Страстная седьмица

Для более удобного прохождения Великого Поста Триодь предлагает поучения, записанные в специальном сборнике –

«Синаксари Постной и Цветной Триоди».

Составил сборник патриарх Константинополя Никифор (XIV век). Раньше Синаксарь Триоди читалась в качестве  поучения, но сегодня традиция чтения в храмах ушла, а жаль. Синаксарь Триоди помогает понять, о чем идет речь в богослужебных песнопениях, канонах, рассказывает о святых, которым посвящены каноны и песни, их происхождение, установление, почему совершаются именно так, а не иначе.
Сборник начинается с поучений и комментариев на подготовительные дни:

неделю о мытаре и фарисее, блудном сыне и страшном суде,

Триодь. Подготовительные недели Великого Поста

а заканчивается чтениями на события Страстной Седмицы  по каждому Великому дню. Если кто-то хочет уяснить содержание и смысл Великого Поста, то лучшего пособия не найти.

Всем постящимся рекомендуется прочитать в Великий Пост все четыре Евангелия, побывать в храмах на службах, особенно в будние дни, исповедаться и причаститься в течение Поста три раза: в первую седмицу, в крестопоклонную и в Великий Четверг - день воспоминания об установлении Господом Таинства Причастия.

Существует еще одна особенность Великого Поста, литургическая: песнопения заменяются долгими чтениями, каждодневная литургия откладывается, а для болящих два раза в неделю (в среду и пятницу)

служится Литургия Преждеосвященных даров. По субботам служится Литургия Иоанна Златоуста, а в воскресение - Литургия Василия Великого,

которая  считалась праздничной.

Существуют и другие тонкости, например, первая неделя Поста - самая строгая, так же, как и Страстная. Она должна помочь войти в пространство Поста. В первую неделю

читается Великий канон Андрея Критского,

ставший символом Великого Поста. Особенности и правила проведения в Великий Пост можно найти во многих источниках. Но главное - желание встретить Пасху с  великой радостью, духовно обновленным и просветленным.

Тина Гай.

 

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged богословие, Великий Пост, Пасха, страстная седмица. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *