Похвальная Суббота. Акафист Богородице

bogorodicaВ  пятую неделю Великого Поста во всех православных храмах читается Акафист Богородице. Это – особый день в церковном календаре. Он всегда отмечается в субботу пятой седмицы Поста, выделяя ее из всех великопостных суббот.

Похвала Богородице - день, имеющий свою историю. Отличается он, прежде всего, своим богослужением. В этот день, накануне вечером в пятницу (день по церковному календарю начинается с вечера), в храмах поется особый гимн Богородице, получивший название Акафиста или неседальной песни, а суббота получила название «Похвальной» или «Акафистной».

Неседальная, потому что Акафист слушают стоя, в отличие, например, от кафизм Псалтири, которые можно слушать сидя. Но в силу того, что в православных храмах вообще не принято сидеть, то в обиходе «неседальность» потеряла свою актуальность.

Разве что в монастырях можно увидеть специальные стулья с откидывающимися сидениями, позволяющими монахам за богослужением то сидеть, то вставать, потому что монашеское богослужение очень длинное.

Но прежде хочу сказать вообще о пятой неделе. Для меня она означает практически конец Великого Поста, его завершение. Думаю, что это связано с особенностями богослужений на пятой седмице, которые как бы завершают и ставят точку, хотя еще предстоит шестая неделя.

Начинается Пост (на первой неделе) с чтения канона Критского, на пятой неделе – канон прочитывается опять, но уже сразу весь, в отличие от первой седмицы, на которой он читается в четыре приема. Так  второе чтение словно зацикливает движение по дороге Поста.

Кроме того, к канону присовокупляется житие Марии Египетской, которой посвящается завтрашнее воскресение Поста. Поэтому в силу длительности вечернего богослужения в среду, на котором второй раз читается весь Великий Канон и житие святой, оно получило название «Андреево стояние».

Но в пятую субботу народ возносит похвалу Богородице не только в память о событиях, в честь которых была сложена неседальная песнь, но и как знак благодарности Богородице за то, что помогала идти по сложному великопостному пути и обращается к Ней с просьбой помочь закончить Пост достойно.

Следующая, шестая неделя завершает Пост входом Господним в Иерусалим или по-народному - вербным воскресением. В шестую неделю заканчиваются великопостные соборования, в шестую неделю моют и убирают храмы, горницы и квартиры, в шестую неделю готовятся встретить страстную седмицу, чтобы ничто не отвлекало на земные дела.

Итак, пятая неделя подходит к концу, как и сам Великий Пост. Но несколько слов об истории возникновения Акафиста и самом Акафисте, который поется в день Похвалы Богородице. Об этом надо сказать, потому что по примеру и образцу этого Акафиста сегодня сложено уже несколько сот таких песен.

Похвальная суббота

Икона "Похвала Богородице с Акафистом"

Не все они удачны и не все наполнены таким же высоким духовно-богословским смыслом как этот, самый первый и образцовый.

В царской России даже была создана специальная комиссия, отбиравшая акафисты как пригодные или не пригодные для богослужения и чтения в храмах, настолько их было много. Но первый Акафист – это действительно жемчужина православной поэзии.

Состоит он из 24 стихов, по количеству букв греческого алфавита: каждый стих начинается с определенной буквы. К сожалению, в русском переводе эта особенность Акафиста утрачена, как утрачен и особый ритм песни, уловимый только в греческом варианте. Но именно он делает Акафист поэтическим произведением.

Вторая особенность – разделение всех стихов-строф на две чередующиеся группы: первый стих – кондак, второй – икос. Кондак – это византийский гимн, созданный Романом Сладкопевцем. Поначалу кондаки были длинными, объединявшиеся в целые поэмы. Они имели свой рефрен, повторяющийся в каждой строфе. Позднее кондаки в силу длительности были заменены канонами.

icona35

Икона "Похвала Богородице"

Первый кондак Акафиста Богородице – это своего рода вступление, которое имеет особое значение: в силу своей торжественности первый кондак поется почти на всех службах, заканчивая собой первый час.

Он же является кондаком праздника Благовещения. Эту   песнь знают почти все прихожане и подпевают ее во время богослужения в храмах. Заканчивается первый кондак Акафиста радостным приветствием архангела Гавриила

«Радуйся, Невесто Неневестная».

Но все последующие кондаки заканчиваются словами из Псалтири «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия». Тринадцатый кондак, заключительный, читается трижды. Он как бы подводит итог всему песнопению.

Икос – это строфа, восхваляющая событие или святого и несет основную содержательную нагрузку. Заканчивается икос многократными приветствиями, обращенными к воспеваемому лицу. Каждое из них начинается словом «Радуйся», а последнее приветствие

«Радуйся, Невесто Неневестная»

повторяется во всех икосах. Содержательно в икосах возвеличивается Богородица и ее подвиг Боговоплощения. Кондак и первую часть икоса, до приветственных слов, читает священник или канонарх, вторую – поет хор.

Для примера, возьмем первый икос Акафиста Богородице и покажем  видео с записью исполнения  первой части Акафиста в храме:

«Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся, и со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стояше, зовый к Ней таковая: Радуйся, Еюже рaдocть возсияет; радуйся, Еюже клятва изчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление.

Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся. Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу. Радуйся, Невесто Неневестная».

icona36

Икона "Похвала Богородице"

Весь Акафист заканчивается повторением первого Икоса и первого Кондака, но читаемых в обратном порядке. Последняя часть - молитва тому святому, которому посвящен Акафист. В данном случае – молитва Богородице.

Особенность богослужения в Субботу Похвалы в том, что Акафист читается не весь сразу, как, например, бывает на молебнах, а по частям, каждая из которых начинается первым кондаком «Взбранной Воеводе». Всего четыре части. С началом каждой части все священники выходят из алтаря на середину храма, а наиболее благочестивые прихожане становятся на коленочки.

А теперь к истории возникновения праздника. Акафист относится к  VII веку и написан диаконом Великой церкви Георгием Писидийским, как утверждает большинство. Потом был написан в честь праздника канон и благодарственные молитвы Богородице.

Похвальная суббота

Фреска Московского Кремля о войне Константинополя 860 года

Праздник был утвержден только в IX веке в честь неоднократного заступничества Пречистой за Константинополь. Сначала от персов и скифов (666 год), объединившихся для покорения византийской столицы, потом, спустя 36 лет – от сарацин-агарян, осадивших Константинополь на семь лет, и наконец, в третий раз – от тех же агарян при Льве Исавре.

Все три раза народ усиленно молился во Влахернском храме Богородицы, где находились Ее риза и пояс. Патриархи с Богородичными иконами обходили вокруг стен города и прикладывали ризу Богородицы к морю. Оно отвечало бурей и гибелью врагов.

В память о Заступнице Усердной и установлен этот праздник. Акафист Богородице – лучший из всех созданных позднее акафистов и называется Акафист акафистов.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged Богородица, богословие, Великий Пост, православное богослужение, православные праздники. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *