Борьба за священство. Статья 2

Борьба за священство. Статья 2

Статуя Никона на памятнике 1000-летию Руси

(Начало здесь) Патриарх Никон никогда не считал, вопреки установившемуся мнению, основным своим делом проведение церковной реформы. Эта реформа была начата не им и закончена тоже не им.

Позднее патриарх Никон вообще стал отрицательно относиться и к грекам, по чьим правилам шла справа книжная и обрядовая, и к самой реформе.

Будучи в монастыре, куда Никона заточили после собора 1666 года, он служил по старообрядческим книгам и молился двумя перстами.

Церковная реформа была чаянием, идеей и программой царя Алексея Михайловича, который стремился стать православным царем не только всея Руси, но и всего восточного мира, стать вторым Константином Великим, Вселенским царем.

Для этого и нужно было унифицировать службы и богослужебные книги, привести их в соответствие с греческими.

Эту тенденцию усилило воссоединение с Украиной, в которой церковный строй был ближе к западным образцам, а русское монашество не признавало южан за православных, покидая те монастыри, в которых они поселялись.

Но единое политическое поле требовало единообразия не только политического, но и церковного.

Царь поручает провести церковную реформу своему «собянному» другу и патриарху Никону, что он и делал со всей страстью души, темперамента и  характера. Как верноподданный царя и как исполнитель царской программы.

Но главным и кровным делом Никона была не эта борьба за справу и новый обряд.
Главной была борьба за независимость церкви от светской власти, и не просто за независимость, но за контроль церкви над государством и обществом. Никон совершенно искренне считал, что ставленник Бога на земле – не царь, а патриарх и что священство также выше царства, как небо выше земли.

Борьба за священство. Статья 2

Царь Алексей Михайлович Романов

По этому праву и статусу патриарх может и обязан судить светскую власть. В этом пункте вся суть и идея Никона, вся его мысль и богословие патриарха, которая была очевидной уже при его восшествии на патриарший престол. Но история взаимоотношений царской и церковной властей началась не с Никона, и приоритеты здесь  уже были расставлены, а потому предстояла борьба не на жизнь. Никон не мог этого не понимать.

В Древней Руси, когда существовало множество раздробленных княжеств, живших каждое по своим законам, единственной консолидирующей силой и высшей властью, к которой могли апеллировать и народ, и князья, была церковь и митрополит.

Но поставлял митрополита на московскую кафедру Константинополь. Поэтому он, как лицо независимое от князей и светских властей, мог вступаться за сирых и обиженных, обличать беззакония и неправды князей, строить жизнь общества по христианским началам и судить светскую власть. Духовная власть в то время действительно была силой, с которой нельзя было не считаться.

Борьба за священство. Статья 2

Первый митрополит Московский Киприан. Поставлен Константинополем. Ставил целью - духовное возрождение Руси

Ситуация резко изменилась, когда возникло Московское княжество с постепенным усилением власти князя московского. Победив не без помощи митрополита остальных князей, московский князь перенес митрополичью кафедру в Москву и добился, чтобы митрополит стал сначала избираться из русских, а потом и поставляться в Москве, независимо от Константинополя.

Этот порядок сразу изменил отношения между духовной и светской властью: митрополиты стали выбираться из числа подданных князя, которые не переставали ими быть и после поставления. Избирался же митрополит, естественно, из числа угодных князю и ни у кого не возникало мысли, что этот порядок может быть иным.

У митрополита фактически осталось одно право – заступаться за обиженных, опальных и несчастных, да и то не все митрополиты этим правом пользовались, оглядываясь  на  князя, а позднее - на царя.

Митрополит Московский Филипп за обличение Ивана Грозного поплатился не только кафедрой, но и жизнью. После него уже никто не посягал на критику  властей. Так некогда независимое священство превратилось в «потаковника» светской власти.

Борьба за священство. Статья 2

Петр Михайлов. Святой митрополит Филипп укоряет царя Ивана Грозного

Примерив на себя царский венец, великий князь стал считать Московское княжество наследницей древней Византии ("Москва – третий Рим") и, соответственно новому статусу, Москва должна была иметь при себе патриарха. Таким образом, идея создания Московского патриархата изначально была светской и чисто политической.

Патриаршество должно было усилить и поднять статус царской власти. Для народа же и внутреннего церковного строя появление патриарха ничего не меняло: народ и раньше никак не ощущал власть митрополита, подчиняясь, прежде всего, светской власти.

Кроме того, именно царская, а не церковная, власть, по Византийским понятиям, была священной: царь – наместник Бога на земле и несть власти, аще не от Бога. И вся церковная иерархия считала, что «царская божественная власть выше и больше прочих властей» и именно ей поручено от Бога попечительство о всех делах, в том числе и о церковных.

Борьба за священство. Статья 2

Великий Государь, третий Патриарх Московский и всея Руси Филарет (Романов)

Было бы странно, если бы государь при сложившихся порядках патриарха не выбирал, отдавая это право на откуп архиерейскому собору. Государь же выбирал того, кто был ему ближе и кого любил больше. То же самое было с епископатом и архиереями: на кафедры поставлялись те, кого царь считал нужным.

Исключение было сделано только для отца первого царя дома Романовых, который управлял государственными делами на равных с сыном Михаилом Федоровичем и величался Филарет Никитич Романов Великим Государем. С его смертью опять все пошло по-старому.

С патриархом Никоном случилось все как обычно: возлюбив Никона, царь сначала избрал его архимандритом, потом митрополитом на Новгородскую кафедру, вторую после Московской,  а потом и патриархом.

Борьба за священство. Статья 2

Шестой Патриарх Московский и всея Руси Никон

Патриарх был влиятельным лицом и не только духовным, но и государственным человеком. Царь и патриарх постоянно между собой общались, ходили друг к другу, царь всегда был на патриарших службах, и не случайно поводом для отказа Никона от патриаршего престола стало то, что царь перестал бывать на патриарших службах и не пригласил его на обед с послом, чего раньше никогда не бывало.

Это был недвусмысленный сигнал. Оставаться патриархом в таких условиях было делом немыслимым. Никон все сделал верно: он понимал, что союз патриарха и государя был возможен только в условиях доверительных отношений и до тех пор, пока того пожелает царь. Ставка Никона на «любовную» карту не оправдалась.

Кроме того, и это сыграло не последнюю роль в конфликте царя и патриарха, епархии были не просто духовными, но прежде всего и в первую очередь хозяйственными единицами. Они владели огромными земельными угодьями, имели на своих территориях собственные суды, свой чиновничий епархиальный аппарат, обладали большими привилегиями.

Борьба за священство. Статья 2

Значение и роль Соборного Уложения 1649 года

Архиерейский дом был устроен по княжескому образцу и архиерей имел право не пускать на свои земли царских чиновников. Епархии собирали со своего духовенства налоги и подати, фактически поставив их в один ряд с другими тягловыми сословиями.

Другими словами, архиерейский дом был частным владением, которое жило не по церковным канонам, а по законам частной собственности. Фактически это было государство в государстве, обладающее теми же правами, что и светская власть, с тем же чиновничьим аппаратом.

Поэтому целью Алексея Михайловича было -  ограничить церковную власть в части ее собственнических интересов и государственных притязаний, в частности, в области судебной власти. На это и было направлено «Уложение» 1649 года. Но усиление светской власти в вопросах привилегий и собственности было воспринято духовенством враждебно.

Именно  с этого момента Никон поставил своей целью переломить наметившуюся тенденцию на секуляризацию, при этом не только сохранить прежние церковные привилегии, но и поставить под контроль церкви общество и государство. Поставить вопреки всему: вопреки всей истории развития отношений между церковью и государством, вопреки здравому смыслу и вопреки объективному развитию государства. (Окончание следует)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged богословие, дом Романовых, православное богослужение. Bookmark the permalink.

2 Responses to Борьба за священство. Статья 2

  1. Конечно, шла борьба за власть, а не за священство. Никон жаждал власти, а не духовности. А какой был монах! Приближение к власти развращает, даже приближение, не говоря уже о том, чтобы находиться там.

  2. и те и другие жаждали власти…, о чем может быть разговор…, они достойны друг друга!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *