Святая Екатерина-2. Имя. Житие. Иконография

ekaterina31

Святая Екатерина. Современная православная икона

Начало здесь

Святая Екатерина – один из самых любимых образов западных мастеров живописи. Не отстает от них и богатая иконографическая галерея великомученицы, почитаемой как в восточной, так и в западной церкви.

Последним объясняется интерпретация образа Екатерины в диапазоне от строго лаконичного византийского до картинно-житейского воплощения на западе.

Иконографический образ святой сложился довольно рано - к XI веку - и имел набор символов, по которым можно было отличить святую, даже если не было надписи.

На изображениях святая всегда в царственных лоратных одеждах с богатыми украшениями на рукавах и лорах (поясах-ремнях), являвшимися обязательным атрибутом византийских царственных особ в дни торжеств.

На голове – корона, знак царственного происхождения. Она возложена на распущенные волосы, подчеркивающие девственность святой. В правой руке  Крест, символ защиты веры, знак мученичества и победы над врагом. Левая рука - с открытой ладонью в молитвенном жесте поднята для принятия Божьей благодати.

Классический образ святой - икона «Великомученица Екатерина» с двенадцатью житийными клеймами из Синайского монастыря, относящаяся к началу XIII века. Икона была главной святыней монастыря и находилась непосредственно перед мощами св. Екатерины.

ekaterina

Святая Екатерина. Икона из Синайского монастыря. XIII век

Икона ярко освещалась лампадами и подсвечниками, стоящими перед образом. Света было так много, что было понятно: святая должна была восприниматься как источник света. От мощей исходило благоухание, они постоянно мироточили. Основной пафос иконы, который передает иконописец, святая - столп непоколебимой веры и света.

В среднике иконы - вытянутый силуэт, вписанный в длинный прямоугольник. Двенадцать клейм с сюжетами из жизни святой располагаются на периферии, являясь рамкой и не отвлекая внимание от центрального образа.

Зауженные и вытянутые формы клейм, удлиненная фигура святой, обилие свободного пространства вокруг фигуры подчеркивают вертикальную ориентацию и направленность святой к Вечному и Небесному.

Пластика великомученицы практически отсутствует, здесь нет богатых драпировок, подчеркивающих ее фигуру. Наоборот, она максимально скрыта. Основную роль в образе играет цвет: яркий, лаконичный, гладкий, без переливов и пробелов.

В одежде святой доминирует темно-синий и красный, цвета Неба и мученичества, Вечности и царственности. В таких цветах изображаются только Спаситель и Богородица,. Обилие красного и синего в клеймах усиливает акцент мученичества и Вечной жизни. Маленькие ножки и небольшие руки создают эффект зыбкого покачивания фигуры как пламени свечи на золотистом фоне иконы.

Двенадцать клейм иконы делятся на четыре группы. Их открывает верхний ряд, состоящий из трех сюжетов (слева направо): первый – явление Екатерине ангела перед диспутом с философами и потом – в темнице.

Второй - явление Екатерины перед императором, совершающим языческое жертвоприношение как главный жрец; третий – приведение Екатерины на допрос к императору.

ekaterina34

Левый ряд клейм Синайской иконы св. Екатерины

ekaterina33

Правый ряд клейм Синайской иконы св. Екатерины

Везде св. Екатерина узнаваема по царственной и богато украшенной драгоценными камнями лоратной одежде в сине-красных цветах, короне на голове и нимбом золотистых цветов.

Ее одежда мало отличается от императорской, что подчеркивает ее царственность.

Правый ряд клейм (сверху вниз) показывает, как разворачивались отношения святой с философами и риторами.

Первое клеймо – Екатерина вступает в диспут; второе – философы склоняются перед победительницей и третье –  сожжение философов в печи.

Левый ряд показывает сцены пыток святой и обращение ею в христианство императрицы Августы и военачальника Порфирия.

Верхнее клеймо  левого ряда – избиение св. Екатерины; второе – поклонение императрицы Екатерине в темнице; третье – разговор с Порфирием (в центре) в присутствии императора.

Нижний ряд житийных сцен рассказывает о последних днях великомученицы. Слева – пытки святой на колесе; в середине – ее последний спор с императором и заступничество императрицы; в последней - сцена казни святой и императрицы Августы, хотя произошла она накануне смерти Екатерины.

ekaterina35

Нижний ряд клейм Синайской иконы св. Екатерины

Клейма расположены не последовательно в соответствии с житием. Так явление ангела было не до, а после разговора с императором, но иконописец хочет подчеркнуть параллель с Богородицей и двенадцатью основными праздниками, которые начинаются с Благовещения Богородице.

Кроме того, здесь выбраны те моменты жития св. Екатерины, выделяющие ее достоинства и мужество, которые в совокупности составляют единый цикл похвалы великомученице.

Одно из житий св. Екатерины рассказывает, что перед смертью, видя сколько женщин оплакивают ее и сопереживают, святая стала молиться и благодарить Господа за дарованную ей силу и терпение, а также просила, чтобы Он услышал всех, кто молился за нее, и даровал им все земные блага.

Еще просила она Иисуса, чтобы всем, кто помянет ее имя в час исхода души от тела, отпустить грехи. Поэтому св. Екатерина и считается молитвенницей за народ и заступницей при исходе души.

На этот сюжет написана одна из самых известных русских икон с 18 житийными клеймами, где святая со свитком и в молитвенном жесте обращается ко Господу. Перед ней на коленях стоит народ, за спиной - воин с мечом, готовый исполнить приказ императора. Эта икона особенно почиталась в народной среде и часто ее можно было видеть в домах.

ekaterina14

Моление вмц. Екатерины о народе, с житием. Икона. 30-40-е гг. XVI в.

Спустя четыре века появился другой образ великомученицы. Элементы нового образа накапливались постепенно, появляясь сначала в разных картинах западноевропейских художников, но собраны были воедино в новом иконографическом типе критскими мастерами.

Среди них наиболее известна икона 1612 года, выполненная Иеремией Палладасом, и получившая название «Великомученица Екатерина на троне». Икона выполнена уже в католических традициях, далеко отстоящих от византийско-православной лаконичности.

Она больше похожа на картину: святая восседает на троне как царица, ее плащ богато расшит красочными узорами с орлами и подбит горностаевым мехом, что является отличительным признаком королевских особ.

Волосы уже не распущены, а убраны по моде того времени в сеточку, на голове - королевская корона, значительно отличающаяся по форме и украшениям от византийской, символизирующая не только царственность, но и мученичество.

ekaterina29

Мастер Виктор. Св. Екатерина на троне. Вторая половина 17 в. Крит. Византийский музей

Святая развернута влево в сторону Распятия на длинном древке, которое она держит в левой руке. Оно тоже символизирует мученичество. Рука опирается на колесо - орудие ее пыток. Хитон святой ярко-красного цвета мучеников.

Хитон перехвачен лентами-лорами, уложенными в виде креста и украшенными разноцветными камнями, как полагается византийским царям и императорам. Ее сапожки и подушечка напоминают Богородичные, подчеркивающие связь святой Екатерины с Девой Марией.

В правой руке Екатерина держит пальмовую ветвь – символ смерти. На заднем плане слева ангелы, полагающие тело святой на горе Синай, справа гора с молящейся за великомученицу Богородицей ("Знамение"). Икона светится золотом Царства Небесного.

В иконографии этого типа акценты сделаны на множестве деталей из земной жизни великомученицы, на разных символах смерти и мучений, которые в православной иконе выведены в клейма. О земном рассказывают и окружающие ее книги, подчеркивающие ученость св. Екатерины.

ekaterina38

Святая Екатерина на троне.

Христианскую мудрость олицетворяет раскрытое Писание, лежащее перед ней на аналое справа, а книги древних философов, поэтов, врачей и некоторые приборы (циркуль, глобус, чернильница) символизируют светскую мудрость Екатерины.

Эта иконография получила очень широкое распространение и ее чаще всего можно встретить в росписях и иконах святой в последующие века (XVII-XVIII). Известны также образы Екатерины, напоминающие великомученицу на троне, но только выполненные в рост, но тоже с колесом и пальмовой ветвью, символами мучений и смерти.

Наконец, в XVIII веке складывается последний иконографический тип святой «Мистическое обручение великомученицы Екатерины». Он сложился под влиянием западноевропейской живописи и склонности католичества к визионерству и видениям. Этот иконографический тип меньше всего напоминает икону. Он ближе к религиозной живописи с ее красивостью и множеством деталей интерьера.

ekaterina37

Святая Екатерина. Вторая четверть XVIII века

На картине в верхнем левом углу изображена Богородица с Младенцем Иисусом на коленях, одевающим кольцо на правую руку Екатерины в знак небесного обручения Екатерины Себе в невесту. В левой она держит пальмовую ветвь, олицетворяющую смерть и свиток со своей предсмертной молитвой. Есть иконы этого типа, где святая опирается на колесо, орудие своих будущих мучений.

На иконе великомученица выглядит царевной, словно сошедшей со страниц книг народных сказок: расписной яркими  зелеными цветами хитон, красный королевский плащ на меху из горностая, богатая корона, а на заднем плане - Синайский монастырь, в котором покоятся мощи святой.

ekaterina39

Святая Екатерина. Православная икона

В православии икона святой вмц. Екатерины выполняется по строгим канонам иконописи. Она изображается с крестом в правой руке и поднятой кверху открытой ладонью левой или со свитком предсмертной молитвы.

Голова покрыта белым платом в знак чистоты и целомудрия. Ее венчает корона, украшенная камнями, но простая по форме. Одежда выполнена в классических сине-красных цветах древних образов святой Екатерины.

На иконе отсутствуют многочисленные детали, которыми изобилуют католические иконы: они вынесены на периферию в житийные клейма. Икона лаконична, проста, насыщенна символическими цветами, лик святой покоен и сосредоточен.

И последнее. В западном мире святая Екатерина считается покровительницей учащихся, в православии - помощницей при родовспоможении, целительницей и молитвенницей при исходе души.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged икона. Bookmark the permalink.

2 Responses to Святая Екатерина-2. Имя. Житие. Иконография

  1. Всегда радуюсь, когда кто-то узнает из моих текстов что-то новое. Значит, я копнула немножко глубже, чем обычно.

  2. Ирина says:

    Тина! Всегда интересно читать Ваши рассказы-описания икон. Понемногу и я учусь это делать. Молюсь мученице Екатерине о благополучии в семейной жизни детей, а вот о том, что она является молитвенницей при исходе души, не знала. Очень нравится Ваш метод сопоставления икон по времени их написания, а также принадлежности к православию или католицизму. Это расширяет представления о католических иконах. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *