Воскресение Христово. Иконография

voskreseniehristovo1Пасха – Воскресение Христово - для воцерковленных, пассивно-верующих и даже  имеющих к церкви мало отношения - особый день, но исторически так случилось, что иконография этого самого торжественного христианского праздника до сих пор вызывает споры.

Какую икону класть на аналой в Пасхальный день, какую – в Великую Субботу? Почему пасхальная икона иногда имеет надпись «Воскресение Христово», иногда - «Сошествие во ад», иногда - двойное надписание «Воскресение – Сошествие во ад» или «Вознесение из гроба»?

Литургическое прославление Воскресения давно и прочно устоялось, в нем нет никаких вариаций и изменений: пасхальная служба всегда, из года в код, из века в век идет одинаково. Давно отзвучали богословские споры, когда праздновать Пасху и по какому Уставу: в Типиконе все расписано с точностью до запятой и двоеточий.

И совсем иная ситуация с иконой Воскресения. Когда два года назад на одном из своих занятий в воскресной школе рассказывала о существовании двух типов разных образов Воскресения,  мне было очень удивительно, что большинство моих слушателей отдали предпочтение вовсе не богословски-насыщенной иконе православного письма, часто именуемой «Сошествие во ад», а иконе, не имеющей ни в Евангелии, ни в богословии никакого обоснования, зато имеющей давнюю католическую традицию.

voskreseniehristovo2

Воскресение Христово

На этой иконе Господь восстает из гроба в белой пелене и с белым флагом в левой руке – символом торжества победы над смертью (к этому образу мы еще вернемся). Из этой ситуации ясно одно: на протяжении всей двухтысячелетней истории христианства иконография Воскресения Христова менялась больше, чем любой другой образ и получила разную традицию в восточном и  западном христианстве.

И сегодня простому народу оказался ближе прозрачный и понятный образ Воскресения, где Иисус Христос восстает из гроба, а не та византийская и древнерусская икона с образом Иисуса, Который нисходит в Ад, побеждает смерть и выводит праведников из преисподней, ставя последнюю точку в истории Спасения.

Ситуация усугубилась тем, что в семнадцатом веке композиция иконы  "Сошествие во ад"  значительно  усложняется  и становится малопонятной. На этой иконе Иисус удваивается: в верхней части Он изображен Возносящимся из гроба (по католической традиции),  в нижней – Он сокрушает Ад и выводит праведников в рай - по православно-византийской традиции.

voskreseniehristovo3Причина многообразия образов Воскресения Христова в том, что ни один евангелист не говорит о самом моменте Воскресения и никто не знает, сопровождалось ли оно какими-то особыми явлениями, в чем был одет Спаситель и когда это случилось. То есть сам момент Воскресения остается величайшей Тайной.

Но все четыре евангелиста рассказывают о явлении Ангела (или двух Ангелов) женам-мироносицам, которые пришли к гробу Господнему, чтобы помазать Его благовониями. Придя на место, они увидели, что гроб пуст и Ангел, восседающий на отваленном камне в блистающих белых одеждах, сообщает, что напрасно они ищут среди мертвых Живого: Иисус  воскрес.

Как свидетельство тому Ангел показывает оставленные пелены  и передает им слова Иисуса, чтобы они сообщили эту радостную весть Его ученикам. Другими словами, единственными свидетелями и очевидцами Воскресения  Христова были Ангелы, которые не только видели Его Воскресение, но и беседовали с Иисусом после случившегося.

voskreseniehristovo4

Жены-мироносицы у гроба. Мелешево (Сербия). 1228-1234

И только это символическое изображение - единственный образ, который может быть назван Пасхальной иконой. Так считает один из самых глубоких знатоков иконографии русский иконописец Леонид Успенский, а вслед за ним и другой иконописец - инок Григорий Круг.

Иконы, фрески и картины с  образом жен-мироносиц у гроба с восседающим на камне Ангелом существуют издавна: они были самыми популярными вплоть до VI века. Один из самых известных образов этого типа  - фреска «Жены у гроба» храма Вознесения в Милешеве (Сербия), которая датируется началом XIII века.

На фреске изображен Ангел, восседающий на камне в форме куба как на престоле. Он - центр композиции.  Жены-мироносицы, значительно меньших размеров, выглядят маленькими и испуганными,  оттеняя размерами фундаментальность и основательность Небесного посланника.

Античная монументальность Ангела является не столько внешней его характеристикой, сколько внутренней, а его подчеркнутая телесность, красота, просветленность и мажорность передают радость и ликование от случившего.

voskreseniehristovo5

Греческая икона "Жены-мироносицы у гроба"

Кроме свидетельства Ангелов женам-мироносицам, согласно Евангелию есть много тех, кто видел, если и не само Воскресение, то Воскресшего Иисуса - точно. Эти свидетельства составляют единый Воскресный цикл, но ни один из его образов не являются Пасхальной иконой.

К циклу относятся такие сюжеты как «Уверение Фомы», встреча Иисуса и Мари Магдалины, получившая в иконографии название «Не прикасайся ко Мне», приход Петра и Иоанна к пустому гробу (уже после мироносиц), встреча Спасителя с учениками у Тивериадского озера и другие.

Однако, прежде чем появились иконы и фрески Воскресного цикла, древнехристианское искусство в силу принципиальной неизобразимости Восресения, изображало его символически или аллегорически. Чаще всего использовалась история пребывания Ионы во чреве кита, о чем говорил сам Иисус, а также различные предметы, животные и растения, так или иначе связанные с Возрождением и Воскресением.

voskreseniehristovo6

Икона "Не прикасайся ко мне" с Марией Магдалиной

Это были Ной, Иов, история трех отроков и Даниила во рву со львами, вознесение Илии-пророка, воскрешение Лазаря, а также образы дверей, птиц феникса, павлина, орла и даже цифровые обозначения, например, цифры восемь, символизирующей идею вечности и будущего века.

После запрещения в VII веке символических изображений жизни Иисуса, впервые стали появляться иконографические образы евангельских событий, в том числе и свидетельств Воскресшего Спасителя, но иконографии с идеей победы Иисуса над Смертью и разрушением Ада не было.

Только в VIII веке в Византии появляется  композиция «Сошествие во ад». В IX веке икона с этой композицией пришла в Древнюю Русь, получила название "Воскресение Христово" и стала самой популярной. Этот образ очень глубокий и богословски насыщенный. Он воплощает главную идею Пасхи - спасения человека от смерти.

voskreseniehristovo9Разрушение Ада, уничтожение Смерти и изведение праведников из Ада - конечный акт длинного пути божественного домостроительства, который начинается с грехопадения, продолжается в исходе евреев  из Египта (еврейской пасхе) и заканчивается христианской Пасхой.

От горьких трав и пресных лепешек – к сладким куличам и творожной пасхе христиан, символически завершающих скорбный путь спасения Торжеством и Победой. Но образ композиции "Сошествие во ад" постепенно менялся, усложняясь и обрастая множеством мелких деталей.

Из богословского образа он превращался в простую иллюстрацию апокрифического Евангелия от Никодима, подробно рассказывающего, как происходило нисхождение Иисуса во Ад, как он победил Сатану и как свершилось Воскресение Христово.

voskreseniehristovo10

Анастасис (Воскресение). Фреска

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged богословие, Великий Пост, женщины, икона, Пасха, православные праздники. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *