Пьер Абеляр. У времени в плену…

abeljar6(Начало здесь) С позиции двадцатого века Пьер Абеляр, конечно, был человеком своего времени, но если вернуться в век одиннадцатый-двенадцатый, когда жил и творил этот выдающийся богослов и философ, то на общем фоне он выделяется неординарностью и непохожестью на своих современников.

Не заметить его было просто невозможно: он торчал как заноза, как гвоздь, возбуждая волны ненависти у одних, преклонение – у других и любовь – у третьих. Суассонский собор 1121 года признал Пьера Абеляра еретиком, а его книгу «Введение в теологию» - заслуживающей сожжения.

Интересно, что все обвинения против философа выдвигались в его отсутствие: никто не решался вступать с ним в открытое сражение. Кто выйдет победителем из этого спора, было ясно всем: никто не смог бы опровергнуть его доказательств и потому предпочитали просто не вступать с ним в дискуссию.

Почти через двадцать лет его вновь будут судить, но уже тяжело больного и сломленного историей с оскоплением и бедствиями, посыпавшимися после этого на его голову: Санский собор 1140-го года осудит его книгу «Теология», а самого богослова приговарит к заточению в тюрьму. Избежать этого удалось только благодаря заступничеству перед Папой известного церковника.

abeljar7Монахи, читавшие его тексты, пишут на него доносы, братия монастыря, где он аббатствовал, его люто ненавидит и чуть не убивает.  Наконец, известная история с Элоизой закончилась насилием над ним, что означало конец его карьеры как церковнослужителя с единственно возможным для него исходом – пострижением в монахи.

Когда больной и измученный бесконечными нападками, Пьер Абеляр утратил свой бойцовский пыл и сил возражать на бесконечные упрёки в богохульстве и неверии уже не осталось, то все многочисленные ученики, когда-то называвшие его владыкой философии, оставили учителя, и он тихо умер всеми забытый.

Верной до конца осталась только его возлюбленная Элоиза, которой он завещал похоронить своё тело и молиться о спасении его души. Время, однако, как всегда, всё расставило по своим местам: Пьер Абеляр вошел в историю философии как один из выдающихся умов средневековья, а его автобиографическая книга «История моих бедствий» читается как захватывающий роман о странствии души.

Начинаясь с описания головокружительных успехов, обернувшихся интригами и предательством, исповедь Абеляра заканчивается стремительным падением героя и признанием своего полного поражения и справедливости понесённого наказания. Книга - шедевр средневековой и мировой литературы, аллюзиями на которую стали многие произведения других выдающихся писателей и поэтов.

abeljar8Но кто же он, этот странный человек, что его роднило с современниками и что отличало от них? Абеляр принадлежал к числу монахов-интеллектуалов, ориентировавшихся на своё профессиональное окружение, будучи глубоко религиозным и традиционалистом. Однако, по ключевым вопросам веры он часто расходился со своими оппонентами.

Слыть отщепенцем в своей среде согласится далеко не каждый, тем более во времена, когда индивидуальность осуждалась, а корпоративная этика работала по принципу: защищай своих - бей чужих. Пьер Абеляр в своей среде всегда был белой вороной и гадким утёнком. Платой за непохожесть на других стали потеря любимой женщины и сына, крушение карьеры, сожжение самой  ценной для него книги «Введение в Теологию», постоянный страх, отчаяние и тревога.

Побежденный и сломленный, в конце жизни он решил быть как все, но было уже поздно: смерть стояла на его пороге. Долгое сопротивление окружающему миру объясняется во многом его происхождением: он принадлежал к рыцарскому роду и всю жизнь сражался как рыцарь. Обладая критическим умом и получив хорошее образование у известных учителей (Росцелина, а потом у Гийома и Ансельма Ланского), молодой человек решил ехать покорять Париж, центр философии и богословия.

Он отличался от других ярко выраженным логическим мышлением, владел диалектикой и умением убеждать других и это помогло ему стать авторитетным богословом, у которого  мечтали учиться многие. Став отшельником после изгнания из Парижа, он построил свой монастырь, вокруг которого стали селиться его ученики, кормившие и одевавшие своего учителя, подражая апостолам и женщинам, следовавшим за Иисусом.

abeljar9Слава и авторитет Абеляра быстро росли, но вместе с ними росла и зависть, превращавшая его в удобную мишень для критики. Перед Суассонским судом 1121 г., его оклеветали в глазах жителей городка и они чуть не закидали его камнями. Однако блестящая речь подсудимого Пьера Абеляра была настолько убедительной и яркой, что слушавшие его удивлялись, как это они могли поверить распространявшим о нём клевету.

Но надо сказать, что скромностью и смирением Пьер Абеляр действительно не страдал, по крайней мере до тех пор, пока его слава и авторитет не превратились в скандальные сплетни вокруг его любовной связи с Элоизой: в гремучую смесь гордыни, высокомерия и непобедимости добавилась запретная любовь.

Отношение к женщине в средневековье было однозначным – исчадие ада и соблазн для мужчин. Брак для всех церковнослужителей был запрещён, а если всё-таки священник женился, то его отстраняли от всех церковных должностей.  Это было главным аргументом, почему Элоиза, полностью разделявшая точку зрения церкви во взглядах на женщину, отказывалась вступать в брак с Пьером Абеляром.

И только когда стало невозможно скрывать её беременность, Абеляр и Элоиза втайне от всех оформили свои отношения официально. Но это их не уберегло: маховик мести и зависти уже был запущен. Вскоре он начал  проигрывать и в спорах: ставка только на рациональность в объяснении веры и любви не оправдалась.

abeljar10Веру, как и любовь к Богу, невозможно объяснить доводами разума, а если к этому добавить довольно свободное толкование философом Священного Писания, то понятна негативная реакция традиционных богословов на весьма спорные для того времени утверждения Пьера, считавшего, что невозможно верить в то, что не может быть объяснено  рационально.

Эти утверждения и стали предметом жестоких нападок на Абеляра, особенно со стороны мистически настроенного Бернара Клервосского, сравнившего Пьера со змеей, выползшей из своего логова. Но такие резкие обвинения стали появляться, только когда философу оставалось жить всего два года.

Почувствовав слабость тяжело больного Пьера Абеляра, все вдруг очнулись от интеллектуального оцепенения и тайных интриг и «смело вышли на бой с семиглавой гидрой». Во всех своих проявлениях Пьер был слишком умным, слишком знаменитым, слишком гордым, слишком изощрённым в знаниях и умении убеждать, чтобы быть незаметным.

И это «слишком» проходит через всю  жизнь философа, который словно вытаскивал себя за волосы из болота обыденности. Таких никогда и нигде не любят: как не любили в средневековье, так не любят и сегодня. Человек не меняется, он всегда будет испытывать зависть и злобу к тем, кто не похож на него. Именно такая история случилась с Пьером Абеляром, который долгое время сопротивлялся окружению, но в конце концов вынужденный сдаться…

abeljar11

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged богословие, богословы, философия жизни, философы. Bookmark the permalink.

4 Responses to Пьер Абеляр. У времени в плену…

  1. Пожалуйста, читайте, как Вам удобно.

  2. Игорь Герасимчук says:

    Тина, спасибо! Прочту всё подряд!

  3. Иак и развивается общество, если конечно в этом обществе есть абеляры
    _____________________________________________________________________________________
    Как это верно, Надилель! Такие люди будут всегда и всегда они будут притчей во языцех — при жизни и славой страны — после смерти. Это, как сейчас говорят, сакральная жертва, которая приносится на алтарь науки, религии или искусства — без разницы. Чтобы пробивать брешь в традиции, надо быть рыцарем не только по происхождению, но и по сути. Противоречие, злоба, ненависть, традиция — всё взаимосвязано. В обществе всегда есть школы, устоявшиеся нормы, мэтры от науки или от религии — неважно. Они всегда будут сопротивляться изменениям, потому что это будет подрывать их авторитет, власть и силу. Они будут изматывать своего оппонента до конца, уничтожая морально и, если не будет другого выхода, и физически.

  4. nadilel says:

    Дело не в зависти и злобе, дело в отрицании — что смерти подобно. На этом противу — речии и развивается всё сущее, и религия — не исключение, как очень того хотят-свят-свят, а подтверждение этого отрицания.
    Так как на протяжении веков, власть была у религии, то и восставать новому течению в обществе, приходилось прежде всего сопротив неё, и как любая власть — религия миловала или проклинала.
    Так и развивается общество, если конечно в этом обществе есть абеляры. И обречено оно на вымирание, если в нём оппозиции нет…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *