Рене Генон. Рыцарь Традиции

rene_genonФранцузский мыслитель, метафизик, религиовед и «сакральновед»  Рене Генон (1886), воспитанный  в католических традициях, пройдя непростой путь поиска себя в масонстве, оккультизме, магии и теософии, наставленный на путь Великого Знания индусом, в двадцать шесть лет принимает ислам и становится правоверным мусульманином.

Кроме  индуизма, сильное влияние на Рене Генона оказали арабское богословие, суфизм и даосизм. После смерти первой жены, в  сорок четыре года, он окончательно принимает решение переехать в Каир, где проживет до конца жизни (1951).

Здесь Генон женится на сестре шейха,  принадлежавшей роду потомков сестры Мухаммеда – фатимидам (шиизм), сам принимает титул шейха, строит традиционную мусульманскую семью (рожает четверых детей), ведет  затворническую жизнь суфия и выполняет все ритуалы и законы ислама, практикуя до последних дней зикр.

Двойной юбилей (со дня рождения - 130 лет и со дня смерти - 65 лет) дает основание представить этого в высшей степени оригинального и необычного человека, который как пророк предсказал почти за сто лет то, свидетелями чего мы является сегодня: кризиса  современного западного общества и постепенное его поглощение исламом.

Рене Генона считают на Востоке великим мусульманским богословом, на Западе - первым религиоведом и последним  интеллектуальным чудом со времен Средневековья. Хорошо знавший все религии, как западные, так и восточные (христианство, иудаизм, суфизм, индуизм, буддизм, даосизм), он рассматривает их лишь как разные выражения Единой Духовной Традиции, известной с давних времен.

Он  не считал себя первооткрывателем чего-то нового, потому что в этой области ничего нового открыть невозможно. Здесь можно только приобщаться к «нечеловеческим» знаниям, передаваемым из поколения в поколение, от человека к человеку особыми кастами жрецов или посвященными в метафизические тайны людьми.

Что Рене Генон действительно сделал, так это дал Единой Духовной Традиции простой и понятный язык, сделав  Традиционализм хорошо разработанной и точной системой. Прекрасный математик с железной логикой и ясной системой изложения, он сумел очень убедительно, эмоционально и доходчиво рассказать о восточных учениях.

rene_genon1

«… никто, кроме нас, не излагал на Западе подлинных восточных учений; мы же делаем это так, как сделал бы на нашем месте любой житель Востока, приведи его к тому те или иные обстоятельства, то есть не в целях "какой бы то ни было «пропаганды» или «популяризации», а единственно ради тех, кто способен усвоить эти учения такими, какие они есть, не пытаясь исказить их в угоду общедоступности».

Его работы, написанные в двадцатые годы прошлого столетия («Восток и Запад», «Царь мира»,  «Кризис современного мира», «Великая Триада» и другие), были по-настоящему прочитаны, в том числе и в нашей стране, только спустя сорок лет, в шестидесятые годы.

Они оказали огромное влияние  на европейский интеллектуальный пейзаж и на интеллектуалов начала прошлого века: Антонена Арто, Мирча Элиаде, Георгия Гурджиева, Жоржа Батая, Андре Бретона, Андре Жида и других. Идеи Рене Генона могут не нравиться, и действительно не нравятся многим, но они интересны и, самое главное, во многом подтверждаются сегодня, потому что в них есть зерно истины:

«парадоксальная, поистине «скорпионья» логика Генона имеет мало общего с академической логикой. Он не доказывает, а подсказывает, намекает, сопрягая между собой выкладки «традиционной» этимологии, обрывки древних легенд, символические параллели» (Ю.Стефанов).

rene_genon5В основополагающем фундаментальном  труде мыслителя «Восток и Запад» философ убедительно показывает отличия традиционного восточного общества и современного западного. Отличаются они, прежде всего, разным отношением ко времени.

Западное считает, что  время прямолинейно и течет всегда в одном направлении: от худшего к лучшему (идея прогресса). В традиционном обществе такой подход воспринимается крайне негативно, потому что для него время не прямолинейно, а циклично, т.к. во времени  разворачивается Вечность.

Отсюда - идея Вечного возвращения  и восприятие сакральных событий, таких как  Рождество и Воскресение, как вечно повторяющихся. И далее Рене Генон делает убийственный вывод:

«Западная цивилизация предстает в истории как настоящая аномалия: из всех более или менее нам известных, эта цивилизация является единственной, развивавшейся в чисто материальном направлении, и это чудовищное развитие, начало которого совпадает с тем, что принято называть Ренессансом, фатально сопровождалось, как это и должно было быть, соответствующей интеллектуальной регрессией».

rene_genon3

Яйцо мира

В связи с Вечностью и Кругом по-другому относятся в традиционном и современном обществе и к жизни человека. Для традиционного общества жизнь в этом веке не имеет реальной ценности, поскольку настоящая жизнь  возможна только в Вечности.

Поэтому власть, наказывая человека в этой жизни, фактически спасает его для  жизни Вечной.  В западном обществе заменой Вечной жизни становятся права человека, и государство становится  гарантом этих прав.

Идея Вечности, круга и особенно Центра круга занимает у Генона важное и значительное место. Центр – это сакральное место (Бог) и чем человек ближе к Центру, тем он  ближе и к другим людям, а эта близость есть любовь. Идея центра – одна из самых архаических и в традиционных обществах всегда присутствует, хотя и по-разному.

«Центр есть, прежде всего, начало, исходная точка всех вещей, точка первопричины, без формы и размеров, стало быть, неделимая, а следовательно, единственно возможное изображение изначально Единого. … Центральная точка и есть Принцип, чистое бытие, а пространство, которое она наполняет своим излучением и которое существует лишь в силу этого излучения» («Идея Центра в древних традициях»)

rene_genon6

Поэтому сближение разных Традиций возможно не на периферии круга, а только в Центре, где все Традиции сходятся в Едином Духовном Центре. Центр – это проекция Высшей сферы -вертикали - на плоскость - горизонталь. Без него нет Круга, олицетворяющего Мир.

Конец западного мира, по мнению Генона, начался с Блаженного Августина, который поставил в Центр круга человека, открыв тем самым путь к гибели и самого человека. Почему это случилось, никто не знает, но в этом закономерность:

всё проходит свои стадии развития, и каждый круг такого развития заканчивается кризисом, возникновение которого есть конец прежнего и начало нового круга. Кризис – это только падение покрывала  иллюзий, открывающее путь к новому витку развития.

Но в период кризиса активизируются демонические силы, к которым относятся глобализация, как процесс нивелировки и как  попытка соединить разные Традиции на периферии круга. Это и сакрализация физиологии человека  или физиологизации сакрального, приводящие к потере пола и попытке превратить человека в ангела, что в конечном итоге превращается лишь в его жалкую пародию.

rene_genon4

Гравюра с изображением Брахмы — персонификации Высшего Принципа в традиции индуизма

(Окончание здесь)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged философы. Bookmark the permalink.

11 Responses to Рене Генон. Рыцарь Традиции

  1. Да, перечитать его стоит. Спасибо, что Вы знаете и любите Генона.

  2. Slavs says:

    Спасибо, Тина, за эту статью. Давно хотел перечитать Генона.

  3. Я ответила так, как посчитала нужным и мне не нравится, что Вы постоянно встаете ко всем в позицию сверху, оценивая всех и вся как учительница на уроке.

  4. Карина из Армении says:

    Тина, милая, спасибо, что не удалили комментарий Юрия, он меня славно потешил !

    На счёт вашего отклика, то он меня удивил, так как вы мне ответили не по теме. Я спрашивала:
    » Ну не смешно ли говорить о интеллектуальной регрессии Запада ?»
    Вы не находите приведённую цитату абсурдной ?
    Моё неприятие связано не с тем, что он принял мусульманство, это личное дело и выбор каждого индивида, а с тем текстом, что вы представили своим читателям.
    И на ваше «Рене Генон — не христианин, и не православный «, хочу сказать, что я свободна от религиозного фанатизма и мне ничего не мешает ознакомиться с мудрыми мыслями мусульманина,
    ЕСЛИ ОНИ ЕСТЬ, простите.
    Из вашего комментария узнала, что в последние годы своей жизни он находился в депрессивном расположении духа.
    Не странно ли ? Человек всю жизнь посвятивший изучению и постижению духовных сфер вдруг впадает в депрессию ? Ведь люди, отдавшие всего себя Богу, обычно к концу жизни преисполняются покоя, невозмутимости, какого то непостижимого света, да так, что мощи потом не телют. А тут депрессия. Кажется ваш мудрец не туда завернул и концу жизни понял это, да заднего хода у него не было !!!

  5. yuriyapril says:

    если из мусульманства изьять — суфизм, который «как бы» родился на его почве,
    но ничего с ним близко не имеет, то его( мусульманство) можно смело исключить из того, что может принадлежать человечеству…, поскольку мусульманство — есть варварство человечества, и интересно лишь как исторический аспект и ужасно — как психоогический выверт человеческой натуры!
    Однако, Тина любит как фиософские, так и художественные выверты человечества, они кормят её одинокое и тоскующе сердце…
    Страдание — пища её ума… Аминь…

  6. Я рассказываю о философах, тех, которые определили интеллектуальный пейзаж философской мысли XX века. Я понимаю, откуда Ваше неприятие такого философского взгляда. И я говорила вовсе не для вас («мы» — очень интересное отождествление себя со всем миром!!!), а для тех, кому интересна философская мысль, независимо от того, нравится она кому-то или нет. Рене Генон — не христианин, и не православный, но от этого он не перестает быть мне интересным своими социологическими представлениями и своими размышлениями.

  7. Карина из Армении says:

    Тина, я в шоке от ваших двух постов. Большего сумбура и представить невозможно.
    Что за » восточные учения ? » Это понятие очень растяжимое !!!
    И что за противопоставления якобы Востока и Запада ?
    Вам не кажется, что читая между строк мы видим противопоставление другого характера ?
    Когда я читаю такие смешения понятий, наваливается страшная усталость.
    Не буду всё разбирать по пунктам, только приведу одну цитату.

    «Западная цивилизация предстает в истории как настоящая аномалия: из всех более или менее нам известных, эта цивилизация является единственной, развивавшейся в чисто материальном направлении, и это чудовищное развитие, начало которого совпадает с тем, что принято называть Ренессансом, фатально сопровождалось, как это и должно было быть, соответствующей интеллектуальной регрессией».

    Ну не смешно ли говорить о интеллектуальной регрессии Запада ?
    Другое дело, что речь зашла бы о моральном упадке, но нет, говориться
    именно об упадке интеллектуальном.

    Судя по тому, что Рене принял мусульманство, надо полагать, что он—
    человек семи пядей во лбу, сумел разобраться во всех религиях и
    » нашёл» самую правильную религию. И вот вы решили нас просветить.

    Что вы хотели нам сказать, милая Тина ?

  8. Это точно.

  9. nadilel@mail.ru says:

    Ну если еще не изчез «прогнивший» Запад и «процветающий» Восток, то выбор есть у всех…;)

  10. Да, у Вас есть выбор, но у многих женщин его все-таки скорее нет, чем да.

  11. nadilel says:

    Как хорошо, что мне довелось родиться во времена, когда женщине позволено быть грамотной, а еще и иметь выбор — где жить, на востоке или на западе…;)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *