Казимир Малевич. Конец русского авангарда

malevich49

(Начало 1, 2, 3) Революцию Малевич встретил с восторгом, особенно февральскую. Она кардинально изменила его судьбу, сделав из него активного участника преобразований. С семнадцатого года начинается период осмысления и теоретического обоснования его живописного супрематизма, блаженной освобождающей беспредметности.

Философско-академический супрематизм

Этот этап длился примерно десять лет. В это время Малевич практически не писал картин, отдавая все силы сочинительству, поэзии, философии, полемике с критиками супрематизма и русского авангарда, преподаванию, работе с учениками и созданию музеев. Это был пик его философской и общественной деятельности.

В его понимании революция была той нуль-точкой, в которой завершается старый и начинается Новый мир. Мир, который он уже строил в своих супрематических полотнах. По своей сути и своему духу Малевич  был революционером-романтиком со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами.

malevich44Он легко вписался в революционный водоворот преобразований: присоединился к левым художникам, стал комиссаром по охране памятников и членом  комиссии по сохранности ценностей, мечтал построить музей современного искусства.

Мечта быстро сбылась: уже в 1918 году открылся первый Музей современного искусства и в том же году Малевич начинает преподавать, возглавив мастерскую по изучению супрематизма. Через год, в декабре 1919, проходит юбилейная выставка, приуроченная к сорокалетию художника.

На выставке он представил все лучшие работы: от импрессионизма до супрематизма. Выставка подводила черту поискам и стала символическим итогом предыдущих периодов. Но жизнь в революционной стране становилась все тяжелее: денег не было, жена ждала ребенка, дом не отапливался.

malevich45И в это самое трудное время его приглашает к себе Эль Лисицкий, предлагая ему перебраться в Витебск, куда переехал сам и где под руководством Марка Шагала открылось Народное  училище. Оно, по замыслу художника, должно было объединить все направления и художественные стили. Малевич согласился и осенью 1919 года приехал.

Витебский период оказался для супрематиста одним из самых плодотворных. В послереволюционном Витебске сложилась к тому времени совершенно уникальная ситуация, позднее получившая название витебского ренессанса.

Марк Шагал, Эль Лисицкий, Михаил Бахтин, Казимир Малевич – это только самые известные имена, приехавшие сюда почти сразу после революции, а была еще театральная, музыкальная и местная художественная интеллигенция.

malevich42Малевич провел в Витебске два с половиной года: с ноября 1919 по май 1922. В эти годы он ставит самые дерзкие художественные эксперименты, издает несколько книг и статей, экспериментирует с архитектурными формами - архитектонами, ставшими предтечей советского дизайна.

Здесь он напишет самое главное свое философское сочинение «Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой», закончив его накануне отъезда из города в феврале 1922. По приезду в Витебск, Казимир Северинович  стал руководить мастерской в том самом училище, собрав вокруг себя самых талантливых последователей и учеников.

Он был очень требовательным преподавателем, считая, что кроме освоения уже известных техник, ученик должен проявлять самостоятельность и предъявлять нечто новое. Поэтому в Витебске его многие не любили и у него было немало врагов.

malevich50Верные ученики составили костяк общества «УНОВИС» (Утвердителей нового искусства), для которого художник написал манифест. УНОВИС был настолько значим для Малевича, что  родившуюся в Витебске дочь он назвал Уной.  Казимир Северинович строил идеальную, с его точки зрения, систему бытия, в которую верил до самоотречения.

Это сопровождалось агрессивной нетерпимостью по отношению к другим идеям, в  частности, ходит легенда, что Марк Шагал вынужден был уехать из Витебска именно из-за трений с Малевичем. И с Татлиным у него отношения не складывались - тоже по идеологическим соображениям.

Малевич стремился внедрить свое Учение в жизнь всего Человечества, отказывая в этом всем остальным. В своей главной книге "Мир как беспредметность" он оппонирует Шопенгауэру, считая, что воля – это агрессия, а надо строить мир на основе любви и познавать не истину, а единство и целостность.

malevich51Вопрос, стоящий в центре  Учения Малевича, - вопрос о смысле культуры. Он утверждает,  что вся культура, искусство в том числе, оказалась ложной и несостоятельной, потому что ставила перед собой только утилитарные цели и искала практического применения.

А практически ориентированная культура не может быть истинной, поскольку в ее основании лежит ошибка, именуемая прогрессом. Прогресс стремится к завершенности, которой в принципе нет и быть не может. Он доказывает иллюзорность общественной жизни, уподобляя ее сумасшедшему дому, где больные принимают за реальность свои галлюцинации.

Этот диагноз, поставленный Малевичем всему человечеству, лечится супрематизмом, беспредметностью. Супрематист - это врач, который должен помочь человечеству осознать свою болезнь, проснуться от сна и иллюзий, от видимой предметности и выйти в Бытие, обнаружить себя в Нём. Главное – это чувства, освобожденные от предметности. В этом – пафос его главного философского трактата.

malevich48Весной 1922 года Малевич  едет вместе со своей группой УНОВИС из Витебска в Петербург, продолжает здесь преподавать и участвовать в выставках. Вторая персональная выставка художника (1923) была приурочена к двадцатипятилетию творчества.

В 1924 году художника  назначают директором института художественной культуры (ГИНХУКа), но через два года его  закрывают. На следующий год Казимиру Малевичу  разрешают выезд за границу со своими картинами - в Польшу и Берлин. Супрематические полотна за границей встречают очень тепло и даже восторженно.

Но вскоре его вызывают обратно, Малевич срочно пишет на случай своей смерти завещание и оставляет все (около семидесяти) вывезенные картины и книги в Берлине на попечении архитектора Херинга, сохранившего их почти полностью, и возвращается в Россию. После войны картины будут проданы в Амстердамский музей, но пятнадцать картин из коллекции исчезнут бесследно.

Постсупрематизм или Послесловие

malevich52В России художника арестовали, обвинив в шпионаже в пользу Германии, но через месяц выпустили. В Третьяковской галерее начинается подготовка новой персональной выставки, приуроченной к пятидесятилетию Малевича (1929). И многие картины, оставленные в Берлине, ему приходится писать заново: часть из «Крестьянского цикла», часть из периода импрессионизма.

Тогда же он написал третий Черный квадрат, т.к. прежний, 1915 года, находился в неудовлетворительном состоянии. В этот год Малевича назначают наркомом отдела изобразительного искусства, но это не спасает его от второго ареста в 1930-м. Теперь его обвиняют в антисоветской пропаганде.

Постепенно художник возвращается к фигуративной живописи, отказываясь от «блаженного чувства освобождающей беспредметности», от анонимности ликов, ярких плоскостей и пишет неподвижные застывшие фигуры, лишенные полета, с вполне конкретными лицами.

malevich43В 1933 году Казимир Малевич  создает последний автопортрет в духе эпохи Возрождения, напоминающий автопортрет Дюрера. Его рука открыта и готова к действию, но останавливается в полу-жесте. Подписывает художник свою картину черным квадратом.

Малевич решает встать на службу социалистического общества и начинает создавать утилитарно-полезные вещи – дизайн чашек, тканей, одежды, делать то, против чего он выступал в своей главной книге. В 1933 году у художника  диагностируют рак предстательной железы, а на следующий год соцреализм официально становится идеологией советского искусства.

Малевич болел тяжело и заканчивал жизнь в нищете. Скончался он в мае 1935, завещая похоронить себя в гробу собственного дизайна. На крышке гроба был его любимый Черный квадрат. Гроб сделали по эскизу художника. Потом тело кремировали, прах захоронили на даче Немчиновка, под любимым дубом, на котором прибили памятную дощечку.

malevich40

На могиле с прахом установили памятник с красным квадратом, но в военное время могила была утрачена, а смерть Казимира  Малевича означала конец всей эпохи русского авангарда, составивший славу русского искусства XX века.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged русские художники, русский мир, Серебряный век, философы, художники. Bookmark the permalink.

2 Responses to Казимир Малевич. Конец русского авангарда

  1. «Черный цвет – табу в живописи. Точка. Но Малевич превратил эту точку в запятую…»
    ____________________________________________________________
    Как всегда, интересно! Не знала, что на черный цвет в живописи наложен запрет. В иконописи точно знаю, что его действительно не используют, заменяя темными цветами, но про живопись в обычном понимании — не предполагала. Это очень интересно и тогда то, что сделал Малевич — вдвойне революционно. Малевич «высосал» все мои силы. Очень сложный, тяжелый и глубокий художник!!! Для меня — точно. М.б. для другого — нет. Но судя по тому, что на тексты о нем очень мало откликов, делаю вывод, что многие его просто не понимают. Отсюда и раздражение, и неприятие, и замалчивание. Гораздо легче пропустить, отмахнуться, чтобы не забивать себе голову. Понимание его философии требует больших усилий, а без ее понимания невозможно понять и его живопись. Они взаимосвязаны и одно объясняет другое. Жаль, что он «изнемог» и «возвратился на пепелище», но выдержать такую нагрузку, прежде всего интеллектуальную (при том, что у него не было специального систематического образования ни в живописи, ни в философии), человеческому духу очень сложно. И, как оказалось, даже для Малевича это оказалось невозможным.
    _________________________________________________________________
    «Русский авангард уходил в подполье, набирая сил».
    ________________________________________________________________
    После его смерти (1935 год) поле практически уже было зачищено. Правда, кое-что еще осталось для 37 года, но это были уже последние крохи. Из художников уже почти никого не осталось. Пожалуй, из авангардистов — только один Филонов, да еще его ученик Зальцман, но расцвет творчества Зальцмана придется уже на послевоенные годы. А Филонов доживал последние годы и тоже в нищете и голоде.
    _________________________________________________________________
    Но м.б. я и не права.

  2. Игорь says:

    Конец русского авангарда !??

    Вернемся к «квадрату». Он остается притчей во языцех и по сей день.

    Вспоминаю художественную школу и простой опыт, который может повторить каждый.
    Вырежем из журнала любую картинку ( квадратную) и ещё один такой же квадрат из белой бумаги. Закрасим их черным цветом и наклеим сии творения на светлый фон.
    Получим «две разные черноты» — одна нейтральная, но другая почему-то беспокоит. Её разглядывают, вертят, пытаются заглянуть …Око не видит, а подсознание ощущает…конфликт восприятия!
    Черный цвет – табу в живописи. Точка. Но Малевич превратил эту точку в запятую…
    Открылись доселе необыкновенные перспективы. И в психологии восприятия и в новых изобразительных методах…приблизился Новый мир.
    Невиданный Новый мир!
    За глухой стеной проявилась новая жизнь.
    Но, тут «изнемог высокий Духа взлет…» сил на развитие направления у Малевича уже не было.
    Он «возвращается на пепелище» и даже пытается что-то рисовать, но…
    А тем временем:
    Русский авангард уходил в подполье, набирая сил.

    — Конец? – нет, ещё не конец! ( И – цзин)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *