Казимир Малевич. Начало

malevich10(Начало здесь) Казимир Малевич - фигура грандиозная, революционная, мессианско-пророческая. Он верил в свою миссию фанатично, бескомпромиссно, резко, отстаивая свою правоту в блестящих полемических статьях до звона в ушах, до хрипоты в голосе.

Когда читаешь его тексты, заражаешься их искренностью, страстностью, мощью и магической силой авторского слова. Его тексты со странным «косноязычием» завораживают правотой и непоколебимостью, готовностью  отстаивать свою идею до конца, до смерти.

За этим совершенно сумасшедшим языком просвечивает фигура Велимира Хлебникова с его заумью. Казимир Малевич  с ним дружил, многое воспринял от него, в том числе силу слова и веру, что пришло время нового языка, нового мира и новых людей.

malevich19Чтобы почувствовать это, привожу отрывок из полемики Казимира Малевича с Александром Бенуа и Дмитрием Мережковским, называвших творчество авангардистов хамством. С него хочу начать рассказ о величайшем русском художнике, перевернувшем стопудовую  многовековую страницу живописи, что ни одному из предшествующих художников не удавалось и даже не приходило в голову делать это.

«Мы очищаем формы нашего искусства от налета дряхлости. Чем меньше прошлого касания, тем светлее новый день нашего творчества. Хамство ли это? Через хамство ли зовем мы молодых, чтобы они вырастили плоды на своем огороде. Они должны быть лицом своего времени.

А вы, отцы, не забудьте, что завтрашний день — день детей наших.И не мешайте им соорудить новое нашего времени. Наше время заковали в латы старого искусства, и хотелось бы открыть и очистить лицо современности. Латы прошлого не подходят к нашему железному времени.

malevich20….Но художник чем обогатил наш век? Подарил пару кринолинов и несколько мундиров петровского времени. Это дали коллеги Бенуа и Мережковского — декаденты всего мира. Бенуа продолжает звать молодежь на толкучку старья, и старую идею, но покрытую лаком, всучают за новое. И молодежь надевает старый пиджак и щеголяет в праздничные дни в котелке мещанской логики. Его лозунг: «все что угодно, но только не к новому».

Мережковский кричит: «Идите на кладбище, вырывайте старые кости и на их фундаменте стройте храмы». Футуризм посылает к будущему, супрематизм — к настоящему. Но смешно возвеличиваться в будущем, как и в прошлом. Пусть каждый день будет нашим отношением. И я счастлив, что живописная плоскость, образовавшая квадрат, есть лицо современного дня» ("Государственникам от искусства". - Анархия, № 53, 4 мая 1918 года).

Безумный монах и мистик, обладавший потрясающей харизмой, умением заражать людей своими идеями до сих пор остается фигурой странной, непонятной, вызывающей инстинктивное отстранение. Но в данном случае уместна будет параллель с Велимиром Хлебниковым: если поэт  - Президент Земного шара, то Малевич - Президент Пространства, в котором Искусство – религия, а супрематизм – Библия.

malevich16Неистовый художник с сумасшедшей энергетикой, проповедник новой жизни, нового искусства и нового мира стоит во главе всего русского авангарда, в нуль-точке, где  исчезает всё предшествующее и начинается всё последующее. Супрематизм - это нулевой километр, точка отсчета нового понимания Искусства.

Биография художника не такая ясная, как хотелось бы, много в ней не проясненного, много и искажений, к которым приложил руку и сам Казимир Малевич. Но все-таки можно выстроить его жизнь достаточно последовательно, особенно после переезда художника в Москву в 1907 году.

Отсчет своей творческой биографии Малевич ведет с 1898 года, указав его началом своих публичных выставок. Однако никаких документальных подтверждений тому нет. Но начнем с родителей. Отец и мать были поляками католического вероисповедания. В семье говорили по-польски и Казимир Малевич тоже считал себя поляком, хотя иногда называл украинцем.

malevich21Отец будущего художника, Северин Антонович Малевич, служил управляющим сахарного завода крупного промышленника Терещенко, мать, Людвига Александровна, вела домашнее хозяйство и управлялась с большим семейством: кроме старшего сына Казимира, в семье был еще тринадцать детей.

Правда, до зрелого возраста из четырнадцати  детей дожило только девять. Отец умрет в 57 лет (1902), мать в 84 (1942), пережив сына на семь лет. Именно матери Малевич  обязан тем, что его увлечение рисованием не прошло незамеченным: она всячески поощряла его в этом и в пятнадцать лет подарила ему первый набор красок.

Родившись (1879) в Киеве, Казимир Северинович жил в основном в украинских селах. Мальчик любил наблюдать за птицами, природой, работой взрослых в полях. Потом это выльется в знаменитый «Крестьянский цикл». Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам и в десять лет отдает его учиться в агрономическое училище.

malevich22Профессионально учиться рисованию Казимир Малевич  начал в семнадцать лет,  посещая в течение года рисовальную школу в Киеве. Через год семья переехала в Курск, отец поступил работать в Управление железной дороги, где на счастье в его окружении оказалось несколько любителей живописи, которые организовали небольшой кружок рисования. В него и стал ходить начинающий художник.

Для заработка Казимир устроился работать в том же управлении, где работал отец, чертежником, надеялся, что сможет заработать на серьезное обучение живописи. Но жизнь шла своим чередом, в двадцать один год молодой Малевич женился, вскоре родился сын.

Жена была категорически против увлечения мужа, начались ссоры, но Казимир Малевич не оставляет надежду стать художником и едет в Москву, рассчитывая поступать в училище ЖВЗ. В поступлении ему отказывают, но домой он не возвращается. Снимает дешевую комнату в художественной коммуне и полгода живет в Москве.

malevich17Попыток поступить  в училище было еще несколько, но всегда ему отказывали. В конечном итоге, когда кончились деньги, он вынужден был вернуться в Курск - на прежнее место работы чертежником. Отец к тому времени умер и мать решила переехать в Москву, чтобы поправить финансовое положение семьи.

В Москве она устроилась заведующей  столовой, сняла большую пятикомнатную квартиру и пригласила переехать к ней старшего сына со всей его семьей. Но семейная жизнь сына по-прежнему не складывалась и брак распался. Жена уехала, забрав детей, потом вышла замуж за другого, оставив детей там, где работала.

Казимир Малевич, поехав за детьми, встретил женщину, которая всегда поддерживала мужа в стремлении стать художником и с этого момента, к тридцати годам, его мечта начала обретать реальность.

malevich18

(Продолжение здесь)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged русские художники, Русский авангард, русский мир, Серебряный век, художники. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *