После смуты. Русские храмы-3

putinky13

Церковь Одигитрии в монастыре Иоанна Предтечи в Вязьме. 1650-е гг.

Начало здесь и здесь

Русское храмовое зодчество в послесмутное время (вплоть  до патриарха Никона) продолжало традицию возведения шатровых храмов, постоянно совершенствуя, дополняя и разнообразя варианты их возведения.

Это было важно для соединения разорванного исторического пространства и возрождения русского золотого периода пятнадцатого-шестнадцатого веков, в котором возник шатровый  стиль.

При этом надо сказать, что шатровые храмы были не только культовыми сооружениями, но и мемориальными памятниками, призванными напоминать о значимых  исторических событиях в жизни русской истории.

В частности, они напоминали о победе русских над иноверцами. Так случилось с Покровскими храмами на Красной площади в Москве, в родовом имении Романовых Рубцово и в родовом поместье Пожарского в Медведково.

Культурный сдвиг, который произошел в русском храмовом зодчестве после смуты,
отражался прежде всего в архитектуре, которая, как ни странно, гораздо быстрее и адекватнее отвечала на новые запросы и чаяния общественного сознания и  духовной жизни.

Устремленность в будущее, изменения в благочестии, праздничность, яркость,  украшательство  обильным количеством декоративных деталей, каменных узоров, горок кокошников самых разных размеров и разного количества (достигавших почти до 150) были новыми признаками и символическими знаками новой культурной ориентации народа.

putinky15

Церковь в Троицком-Голенищеве. Москва. 1644—1645 гг.

Эстетическая функция становилась важна сама по себе, безотносительно к утилитарной, как в храмовом зодчестве, так и в крепостном. Происходил процесс эстетизации, говоривший об укреплении России, стремлении показать силу не только и не столько физическую, военную и иную, сколько культурную, хотя из смуты Россия вышла значительно ослабленной духовно. Но шатры из конструктивного элемента  стали декоративным, не выходящим в интерьеры храмов.

К середине семнадцатого века окончательно сложился стиль, получивший название «русское узорочье», завершивший собой период становления каменного строительства шатровых храмов в русском стиле, вобравшем в себя как находки русского деревянного зодчества прошлого, так и новые веяния в строительстве.

Еще одна отличительная черта храмового зодчества в стиле «руского узорочья» - усиление и более тесная связь молящихся с сакральным пространством  за счет уменьшением западной, несакральной, части помещения церкви и приближения молящихся к алтарной части, олицетворяющей Царство Небесное.

putinky14

Церковь Ильи Пророка в Ярославле. 1647—1650 гг.

Внутреннее помещение значительно уменьшалось в размерах, приближалось к алтарю и принимало вид удлиненного прямоугольника, расположенного  вдоль солеи, что делало молящихся активными действующими лицами богослужения.

Несмотря на указ патриарха Никона в 1653 году о запрете строительства шатровых храмов, их продолжали строить в российский городах и после. Шатер навсегда сохранился в строительстве колоколен и крепостных башен (Спасская башня Кремля, Сухарева башня и другие).

Вершиной и заключительной точкой перед запретом стала церковь  в Путинках (1649-1652 гг) Рождества Богородицы – непревзойденный шедевр и последний шатровый храм Москвы дониконовского периода.  Храм являет все черты и особенности  сложившегося «русского узорочья» и особенностей внутреннего интерьера.

putinky1

Храм Рождества Богородицы в Путинках

Церковь строилась в основном на государственные средства. Из казны было выделено 800 рублей и строительство носило характер государственной важности. Народные деньги составляли незначительную часть, которая добиралась  уже в самом конце строительства.

Церковь состоит из пяти неравных частей: храма Рождества Богородицы, двух приделов - в честь Неопалимой Купины (иконы Богородицы) и Феодора Тирона, колокольни и самой обширной части – трапезной. Все помещения расположены запутанно, в нем нет логики, остается ощущение, что строители сознательно довели до абсурда устаревшую форму крестово-купольного храма, которая к тому времени полностью исчерпала свой потенциал.

Храм привлекает прежде всего внешним убранством. Основное помещение - храм Рождества Богородицы - занимает совсем небольшую часть. Примерно 40 квадратных метров, а расстояние от солеи до западной стены - всего три метра. Фактически здесь полностью удалена та часть храмового пространства, что предназначена для неверующих или случайных «захожан».

putinky7

План храма Рождества Богородицы в Путинках

Храм не рассчитан на большое число молящихся, как например,  современные городские храмы, но предполагает усиление интимного характера общения верующих с Богом, святыми, священниками и максимальную включенность в церковное действие.

Основная часть храма завершается тремя  шатрами на глухих барабанах, но высота внутреннего помещения  (11 метров) достаточна для понимания общей устремленности молитвы к Богу.

Здесь  не нарушается принцип соотношения горизонтали, вытянутой вдоль иконостаса, и вертикали.Более того, оно соответствовало стремлению к «новому благочестию», такому переживанию религиозного чувства, которое предполагало максимальное напряжение духовной жизни.

putinky8

Храм Рождества Богородицы в Путинках

Придел Неопалимой Купины и колокольня тоже завершаются шатрами, но барабан Неопалимой не является глухим. Еще один шатер венчает крыльцо храма. Все шатры декоративные, но отличаются друг от друга неповторимыми узорами и их расположением. Строители проявили немалую выдумку и изобретательность в украшении и отделке шатров и барабанов.

putinky10

Шатры над основной часть храма

Избыточный декор становится главным действующим лицом храма, который поражает своим разнообразием, многочисленностью, различными мелкими деталями и нюансами, все вместе оставляющие впечатление кружева, накинутого на здание храма сверху. Декор живет своей самостоятельной жизнью, безотносительно к основной функции храма.

Разнообразие в украшении наличников окон, стреловидные, трехлопастные, треугольные и полукруглые фронтоны, удивительно тонкий и ажурный поясок на барабане придела Неопалимой Купины,  сдвиги по вертикали и горизонтали линий разных зданий, которые усиливают эффект «многосоставности» и «многосборности» храма, заложенный в его внутренней планировке, удивляют и восхищают.

На фасаде фактически нет ни одного пустого пространства, оно все изукрашено, деталей так много и они так  наплывают друг на друга, что создают ощущение хаоса, выплеска энергии, нарушающей равновесие и умиротворенность, которыми пронизана церковь в Никитниках.

Особенно интересны по разнообразию и украшениям шатры и барабаны. Каждый шатер поставлен на барабан и завершается маленькой луковичной главкой, в свою очередь тоже расположенной на маленьком барабане. Шатры и барабаны в своих основаниях и навершиях заканчиваются горками кокошников.

Очень красива, особенно вечерами,  ажурная колокольня, тоже поставленная на барабан с прорезями. Говорят, что на ней было установлено когда-то девять колоколов.Особенно замечателен шатер над приделом «Неопалимая Купина». Он поставлен на барабан с узкими прорезями для окон и по основанию больше, чем барабан. Внизу барабан обрамлен тремя рядами кокошников, отличающихся по размерам и завершениям.

Наконец, нельзя не упомянуть имя Александра Абдулова, который в течение многих лет принимал активное участие в восстановлении храма, организуя концерты и фестивали, сборы от которых полностью шли на восстановление храма.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged дом Романовых, русская архитектура, русский мир, смута. Bookmark the permalink.

8 Responses to После смуты. Русские храмы-3

  1. Из разных источников, я уже и не помню, откуда. Я всегда пользуюсь разными источниками, но, поскольку, это не научная статья, я список источников не прилагаю. У Вас возникли какие-то вопросы напишите, пожалуйста.

  2. Мария says:

    Здравствуйте, Тина.Можете ли Вы написать источники откуда у Вас взята вся эта информация?

  3. Да, ничего не изменилось, поэтому смуты в России неизбежны. Пока «государе» не поймут, что то время давно прошло, хотя сейчас вновь заговорили о крепостном праве. Страшное дело. История ничему не учит.

  4. yuriyapril says:

    OK! Принимается…

    народ почитался за собственность государеву.» —

    ничего не изменилось — » same shit now» !

  5. Да в тему, в тему, Юра! Тогда государство не было отделено от церкви или наоборот, хотя вотчина церковная была неприкосновенна. Не забывайте какой был век на дворе. Другое дело сейчас — вокруг «Храма Христа Спасителя» до сих пор не утихают споры: церковь его не может содержать, это коммерческая структура, счета которой оплачивает Москва. Так, по крайней мере, пишут. А тогда все было едино: народ и государь, хотя именно это стало поводом и основой причиной смутного времени: народ почитался за собственность государеву.

  6. Спасибо, Ирина! Я тоже рада встрече со всеми своими старыми знакомыми, которые рады моему возвращению и снова меня радуют сами своими комментариями!

  7. Ирина (Тирра) says:

    Здравствуйте,Тина.
    Очень рада снова Вас читать.

  8. yuriyapril says:

    Церковь строилась в основном на государственные средства. Из казны было выделено 800 рублей и строительство носило характер государственной важности. Народные деньги составляли незначительную часть, которая добиралась уже в самом конце строительства.
    _________________________________________________________________________

    Не в тему конечно…, эх…, и что это за фрукт такой — государство…, которое отдельно от народа имеет какие — то свои средства…?
    Собрали с народа денежку, положили в казну…, а уж потом решили храм построить, для этого самого народа…, и конечно не спросили…, а оно ему надо…? И так всегда…, поневоле захочешь почитать Петра Кропоткина !

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *