Василий Кандинский

kandinskij3

Маленькие радости 1913

Ровно 150 лет назад (1866) родился один из самых загадочных и сложных русских художников Василий Кандинский. В попытках найти ключ к его живописи написана не одна сотня книг и научных исследований. В России имя Василия Кандинского с начала тридцатых годов находилось под двойным запретом: как эмигранта и как художника-авангардиста.

Он стал открываться только в перестроечные восьмидесятые вместе со многими другими запретными именами. Провал в понимании искусства XX века оказался столь велик, что его оказалось невозможным компенсировать даже за несколько десятилетий.

Живопись Кандинского – это сложный механизм, возникший на сломе эпох и мироощущений. Чтобы понимать его, надо подняться на другие уровни восприятия закономерностей культуры, сломать слепоту и ограниченность нашего потолка по отношению к искусству XX века.

kandinskij2

Белый овал 1919

Он сделал то, что когда-то сделал в скульптуре Микеланджело, а в живописи – Пикассо. Он совершил переворот в понимании и художника, и цвета, и подходов к искусству, назвав художника переводчиком с языка Духовности.

«Художник — служитель высшим целям, обязательства которого точны, велики и святы. Он должен воспитывать себя и научиться углубляться, должен, прежде всего, культивировать душу и развивать её, чтобы его талант стал облачением чего-то, а не был бы потерянной перчаткой с незнакомой руки — пустым и бессмысленным подобием руки».

Из всех искусств Василий Кандинский считал самым трудным для понимания абстрактную живопись, т.к. она требует знания того, что значит хорошо рисовать, обладания повышенной чувствительностью к цвету и ощущения себя поэтом, что в конечном итоге является самым важным.

kandinskij6

Пестрая жизнь 1907

Он всегда ощущал себя не только поэтом и художником, но еще и шаманом, и пророком, чья миссия - передать человечеству универсальные идеи, поставив их на благо общества. Этой миссии он следовал всю жизнь. Василий Кандинский верил в целительность искусства, в ее возможности изменить мир к лучшему. Сегодня только некоторые начинают говорить об искусстве как о шаманизме, а он начал говорить об этом еще сто лет назад.

Искусство Кандинского – принадлежит русской культуре, он вырос из нее, хотя в «Энциклопедическом словаре живописи» Василий Кандинский представляется как французский художник русского происхождения. О своих русских корнях художник говорил неоднократно, повторяя: «Москва – мой камертон».

kandinskij26

Святой Георгий 1915-1916

Его мироощущение и идеалы сформировались под влиянием философских традиций русской религиозной мысли (Соловьев, Мережковский, Белый, Булгаков и др.) и традиций народа. И хотя потом он  был увлечен теософскими идеями, но стержнем его творчества оставалась русская культура.

Ключевых идей у Василия Кандинского было несколько. Самая главная - идея о внутренней необходимости, для выражения которой художник может использовать любой арсенал. Картина – это духовный образ внутренней необходимости и ничего больше. Если художник этому изменяет, картина теряет ценность.

Беспредметность и язык абстрактных форм – это универсальный язык, идеальный режим визуализации для выражения внутренней необходимости. С его помощью можно наиболее точно выразить духовность и глубину человеческих эмоций, то, что понятно всем, независимо от культурных традиций и места проживания. Кандинский не рисовал, он думал, прежде всего, думал.

kandinskij9

День всех святых II 1911

Здесь сказалась его научная закваска, полученная им в годы учебы на юридическом факультете в МГУ, который он блестяще окончил, защитил диссертацию и был оставлен преподавать в качестве доцента. Теоретическая работа и осмысление того, что художник делает, были присущи ему органически, но все-таки Кандинский-художник всегда шел впереди Кандинского-теоретика.

Свое творчество он рассматривал как сплав цвета и музыки, музыка - высшая форма беспредметного искусства, где с помощью звуков можно вызвать у слушателя желаемые образы и эмоции. Своими картинами Василий Кандинский тоже хотел вызывать у зрителя такие же образы и эмоции, какие вызывает музыка у слушателя.

Примером того, как картина может звучать подобно музыке, является одно из лучших произведений художника с «музыкальным» названием «Композиция VII» (1913). Это вершина его творчества до Первой мировой войны. Картина возникла не сразу. Ей предшествовала большая подготовительная работа, было создано более тридцати эскизов, но сама картина была написана моментально, всего за четыре дня.

kandinskij7

Композиция VII 1913

«Композиция VII» – это вихрь цветов и символов, кружащихся по спирали друг вокруг друга, изображая циклические процессы разрушения и спасения, смерти и возрождения. Исследователи считают, что здесь Кандинский  совместил сразу несколько тем: Эдемского сада, Всемирного Потопа, Воскресения и Страшного суда.

Тема Апокалипсиса и мессианства, искупительной смерти и воскресения из мертвых была одной из центральных в творчестве Василия Кандинского. К ней он постоянно возвращался. В 1910-1913 годах у него появилась целая серия, которая в «Композиции VII» воплотилась в синтетическом единстве чистой живописи:

Страшный суд (1910), Импровизация 12 (Всадник) (1910), Все святые I и II (1911), Всадник Апокалипсиса (1911), Ангел Страшного суда (1911), Святой Георгий (1911), Распятый Христос (1911), Великое Воскресение (1911), Композиция со святыми (1911), Святой Владимир (1911), Страшный суд (1912), Импровизация. Потоп (1913) и другие.

kandinskij8

Страшный суд 1912

Убежденный, что только через страдания и смерть возможно Воскресение, Василий Кандинский принял революцию семнадцатого, в которой увидел крушение старого мира и прорыв в будущее. Динамика разрушения-созидания увлекала и завораживала его. Именно так он понимал живопись:

«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путём борьбы создать новый мир, который зовётся произведением. Каждое произведение технически возникает, как возник космос, путём катастроф, подобных хаотическому рёву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой — музыка сфер. Создание произведения есть мироздание».

Художник - это тот, кто творит новые миры, вслушиваясь  и вглядываясь в себя. Поэтому и нет необходимости обращаться к натуре. Произведение возникает из художника, а не из внешнего мира, подобно тому, как музыка рождается и звучит внутри композитора.

kandinskij10

Картина с белой каймой 1913

Когда Василий Кандинский сформулировал для себя идею единства цвета и музыки, многие его картины стали получать  музыкальные названия: «Впечатление», «Композиция», «Импровизация»… И из них постепенно исчезает предметность. Избавлению от внешней предметности художник во многом обязан своим ранним впечатлениям.

Это началось еще в детстве, когда однажды он сильно заболел. В бреду ему являлись картины и видения. Эти состояния сопровождались внутренней дрожью и кошмарными снами, которые потом он пытался воспроизвести. Обладая художественным даром, ему это удавалось. Правда, не сразу, но в конечном итоге, очистив видения от конкретных образов, он сумел это сделать.

Позднее художник не раз впадал в такие пограничные состояния, страдая от депрессий, головокружений, неуверенности в себе, ночных кошмаров, перепадов настроения, рассеянности и головных болей, о чем свидетельствуют его близкие. Выводило Василия Кандинского из этих состояний гнетущей тоски и депрессивных мыслей только творчество - единственное целительное средство от этих симптомов.

(Окончание здесь)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged русские художники, русский мир, художники. Bookmark the permalink.

6 Responses to Василий Кандинский

  1. Уже готовлю материал. Хотела сегодня начать, не получилось. Завтра или послезавтра. Ждите. Это будет очень интересно!!!

  2. Константин says:

    Напишите пож-та и о Малевиче. Ведь ничего не знаю (ем) о нем кроме этого «квадрата».
    Хочется дорасти , понять, возможно и принять.
    ..часто кажется что у таких «неординарных» личностей работает больное воображение. Но не очень здоровый Ницше писал ясно и четко

  3. Да, у меня тоже возникает чувство тревоги, но только от картин первого периода, особенно до десятого года, когда он сам находился в глубокой депрессии, что и чувствуется в его картинах того периода. Но картины Баухауза уже совсем другие. Посмотрите какие солнечные они. Достаточно взглянуть на «Желтое, красное, синее». Сколько в них покоя и тишины, умиротворения и покоя. Нет, у меня такие картины не вызывают тревогу. Они приводят меня в состояние благодати.

  4. Вы знаете, наверное, я огорчу Вас, но Малевича я очень люблю. Вместе с Кандинским они прославили русское искусство в мире как никто другой. Кто-то сказал — это два тяжеловеса, кардинально изменившие взгляд на искусство в целом и на живопись, в частности. Малевича люблю даже больше Кандинского. По поводу Черного квадрата споры не утихают до сих пор, значит, есть о чем спорить. А это — главное. Люблю Малевича и за другие его картины, а не только за Черный квадрат, который к числу картин в обычном, традиционном, смысле слова, думаю, не относится. Это концепция. Впрочем, о Малевиче надо говорить отдельно, а не мимоходом.

    По поводу Рафаэля и Вермеера. Не нужно сравнивать несравнимое. У каждого художника — свое место, хотя бы потому что каждый творит в свое время. Кандинский по этому поводу как раз и говорил, обсуждая внутреннюю необходимость, которая каждый раз требует новых средств выражения. У Рафаэля были одни, у Кандинского и Малевича — другие, у Ф.Бэкона — третьи, у Сальвадора Дали — четвертые. И так далее — по всему списку художников XX и XXI века. Можно, конечно, остановиться на Рафаэле и застрять в его времени, но не думаю, что от этого искусство выиграет.

  5. Константин says:

    Просто реплика , возможно по теме:
    Художник Михаил Сатаров :
    ….Сальвадор Дали, гениальный мастер-реалист, говорил: «Если мои современники думают, что они превзошли Рафаэля и Вермеера, пусть пребывают и дальше в своём блаженном идиотизме». Взять хотя бы квадрат Малевича. Это чистая профанация! Кстати, Малевич несколько квадратов написал, о чём мало кто знает. В конце жизни он рисовал беспомощные реалистические пейзажи, очень слабые по технике. Не дал Господь ему талант. Великий русский художник Александр Бенуа сказал: «Чёрный квадрат» Малевича – сделка с дьяволом».

  6. Лариса says:

    Картины Кандинского вызывают у меня бесконечную тревогу и гнёт красок…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *