Наталья Сергеевна Гончарова: Я совсем не европеец.

nataljagoncharova9

Павлин под ярким солнцем (стиль египетский). 1911

Наталья Сергеевна Гончарова - самая дорогая и самая известная русская художница. Последняя московская  выставка ее работ, прошедшая в 2013 году, ровно сто лет спустя после знаменитой персональной выставки 1913, представила более 400 произведений за весь период ее творческой жизни, отстоявшихся временем и самых знаменитых.

На той, первой, выставке было более 750 работ, выполненных за первые тринадцать лет, самых важных в ее творчестве. Тогда, в каталоге Наталья Сергеевна Гончарова провозгласила собственное  кредо, которому останется верной до конца:

«Не ставить себе никаких границ и пределов в смысле художественных достижений. Всегда пользоваться всеми современными завоеваниями и открытиями в искусстве».

В 2016 году Наталье Сергеевне Гончаровой исполняется ровно 135 лет со дня рождения (1881), что дает основание вспомнить  еще раз об этой удивительной женщине и талантливом художнике. Странно то, что, хотя последняя московская выставка называлась «Между Востоком и Западом», все-таки «между» никогда не было.

nataljagoncharova10

Прачки. 1911

Было стремление впитать все стили современного искусства первой половины двадцатого века, но при этом остаться верной национальной традиции. Более того, именно погружение в авангардные течения живописи нового века позволили ей открыть глаза на собственную традицию, лежащую  в основе русской народной жизни,  что в последующем стало стержнем ее творчества, без труда позволяющее узнавать гончаровский стиль.

Наталья Сергеевна  жила и писала на стыке, а не между, на стыке традиции и современности, которые дополняли и питали друг друга. Это не было эклектикой, в которой видны швы. Швов не было, все было органично и по-новаторски оригинально.

В отличие от Рене Генона,  углублявшегося в  различия Востока и Запада, Гончарова делала акцент на прямо-противоположном: на их взаимосвязи и взаимодополнении. Сочетание - восточной традиции с западными формами ее выражения -  главное, что привлекает в ее ярких работах похожих одновременно на фовизм, русский лубок, кубизм и футуризм.

nataljagoncharova11

Посадка картофеля. 1908-1909

Как дети, рожденные в межнациональных браках, похожи сразу на обоих родителей, вбирающие черты того и другого, так работы Гончаровой похожи сразу на Гогена, Анри Руссо, Пикассо и  Матисса, но и на скифские изваяния,  половецкие каменные бабы и на деревенский русский быт - тоже.

В начале XX века русский фольклор и народный  лубок, русский костюм и народная  сказка вдохновляли и питали творчество многих  поэтов, писателей, композиторов  и художников Серебряного века, начиная с Хлебникова, мирискусников и кончая Стравинским и русским авангардом.

Наталья Сергеевна была благодарна французским художникам за то, что помогли ей открыть глаза на национальное, подарив современный язык, на котором можно было выражать свое, русское, воспринимаемое не как анахронизм , а как исток своего, родного. Еще Александр Бенуа писал:

nataljagoncharova13

Архистратиг Михаил 1910

«…нас позже всех, … но, наконец,  коснулось великое националистическое движение Запада. Сначала, как и там, явились предтечи-археологи, затем кое-кто из художников попробовал стать русским, а теперь уж почти все художники и все общество чувствуют великую радость оттого, что могут иметь свое русское искусство, по-своему творить и даже по-своему красиво жить, по-своему наслаждаться своими красотами. Но это еще так ново для нас, для общества и художников, что лишь робко и с тревогой мы идем точно по новому, а в сущности по старому пути».

Первым этапом становления художественного стиля Гончаровой стал отнюдь не импрессионизм, с которого  начинали тогда все молодые художники, в том числе и она.  Он  был только  прелюдией. Гораздо сильнее на нее повлиял постимпрессионизм: Гоген, Ван-Гог, Матисс, Пикассо, Тулуз-Лотрек, Анри Руссо и другие.

nataljagoncharova7

Гоген – был первым, кто ее поразил. Вдохновленная гогеновским «Сбором плодов» (1899) художница создает  собственную серию с одноименным названием (1908), в которой  не только цитирует Гогена, но и обнаруживает начатки  собственного стиля. Одна из картин этой серии  «Сбор яблок» в 2006 году ушла с аукциона Christie’s за десять млн долларов, установив рекорд для русской живописи и художника-женщины.

Потом появилась целая серия картин, выполненных в неопримитивистском стиле: «Продавщица хлеба», «Бабы с граблями», «Распятие», «Мытье холста», «Лен», «Покос», «Прачки" и другие. Гоген открыл ей и новый взгляд на первобытные скульптуры, из которых вырос ее интерес к каменным бабам, часто присутствующие в ее картинах того периода.

По первоначальной художественной специализации  она была скульптором и ощущала объем и форму ничуть не хуже, чем - цвет в живописи. В этот период появляются знаменитые «Каменная баба» (1908), «Соляные столпы» (1908), «Натюрморт со скульптурой» (1909),где баба, кажется, создана ее собственными руками. Интерес к первобытным каменным бабам сохранялся и позднее.

nataljagoncharova6

Каменная баба. 1908

В 1910 году по приглашению братьев Бурлюков Гончарова с Ларионовым едут в Херсон, где собственными глазами видят настоящих каменных скифских баб, найденных в  археологических раскопках.  Если Гогену для того, чтобы открыть первобытный мир, нужно было уехать за тридевять земель, то Наталья Сергеевна все это видела, никуда из России не выезжая. Все было рядом.

Второй ступенькой к собственному стилю для Натальи Сергеевны стал Матисс с его знаменитым «Танцем» (1910). Матисс вдохновил Наталью Сергеевну на  "Крестянский танец" и «Хоровод» (1910), в котором угадывается Матисс значительно меньше, чем Гончарова. И наконец, Пикассо, третья ступенька, завершающая становление ее авторского стиля.

nataljagoncharova12

Хоровод. 1910

Африканские маски, грубые негритянские скульптуры, обнаженная натура, выполненные в стиле кубизма, все это проявилось в новых картинах Гончаровой. Но если от первобытных фигур Пикассо исходила злая энергетика, то от картин  Гончаровой - тонкая и мягкая ирония.

Однако, когда  Наталья Сергеевна выставила свою «Негритянку» и «Натурщицу на синем фоне» в числе восемнадцати картин на выставке 1910 года, ее обвинили в порнографии. От тюремного заключения спас отец Валентины Ходасевич, художницы, знакомой Гончаровой. Он выступал в качестве адвоката на суде. Ее оправдали, но в критической статье, написанной, кстати, В.Гиляровским, но вышедшей без подписи, публика читала про:

««какую-то эстетичку» с картинами «настолько неприличными, что секретные анатомические отделения музея Гаснера пасуют перед этим возмутительным развратом... И возмутительнее всего, что автором является женщина… И главный ужас ещё в том, что в числе публики были очень юные…»

nataljagoncharova5

Слева "Негритянка", справа "Натурщица на синем фоне". 1908

Мощная энергетика, исходящая от обнаженной натуры, ее неприкрытый натурализм, брутальные жесты, цельность, скульптурность и отчетливость формы – все это было вызовом для публики, не привыкшей к такой откровенности. На лекции в  1911 году художница скажет, что, наконец-то, она стряхнула со своих ног прах запада, а еще через год уже совсем смело и окончательно:

«Кубизм вещь хорошая, но не совсем новая. Скифские каменные бабы, крашеные деревянные куклы, продаваемые на ярмарке, – те же кубистические произведения. Правда, это не живопись, а скульптура, но и во Франции, родине кубизма, исходной точкой для этого направления послужили памятники готической скульптуры».

Неопримитивизм - вершина и стержень всего творчества Натальи Сергеевны Гончаровой, и хотя потом у нее был период увлечения лучизмом, футуризмом, кубофутуризмом и театром, но этот стержень, сформированный ею в первые десять лет творчества, стал определяющим, которому она по большому счету никогда не изменяла.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged Русский авангард, русский мир, Серебряный век, художники. Bookmark the permalink.

12 Responses to Наталья Сергеевна Гончарова: Я совсем не европеец.

  1. Для них это, наверное, даже важнее, чем для зрячих, которых хоть и имеют возможность читать, однако много ли тех сегодня, которые любят читать Карамзина, хотя пишет он очень увлекательно и хорошим русским.

  2. Оксана says:

    Тина, спасибо за отзыв о Карамзине, отвечу Вам здесь, поскольку на фейсбуке страничка не моя. Мероприятие о Карамзине проходило в местной ячейке общества слепых (МГО ВОС) — наши библиотекари проводят там выездные мероприятия. Там детей нет, только взрослые. Но они очень благодарные слушатели, всегда рады проводимым мероприятиям.

  3. Да, Оксана, я получила, но уже после того, как Вам ответила, заглянула себе на почту. Обязательно прочитаю.

  4. Оксана says:

    Тина, я высылала Вам на почту. Повторю здесь: https://www.facebook.com/biblio46/ — публикация от 2 апреля.

  5. Спасибо, Оксана за уточнение, исправлю. А где адрес Вашего мероприятия в ФБ? Обещали дать.

  6. Оксана says:

    Тина, очень хорошо написали о Гончаровой, спасибо! Я буду проводить мероприятие о ней в мае, с Вашего позволения, использую кое-что и из Вашего поста. Только я заметила одну неточность в Вашем тексте.
    «От тюремного заключения спас брат знакомой художницы Ходасевич, выступавший в качестве адвоката на суде». Адвокатом был отец Валентины Ходасевич, Михаил Фелицианович (брат Владислава Ф. Ходасевича), он и выступал на суде.

  7. Это очень печально, хотя запад постоянно говорит о правах меньшинства, но разговорами все и заканчивается. Правда, о некотором меньшинстве заботятся как о большинстве.

  8. nadilel says:

    «В созидании материальной культуры посредственный работник прежде всего работник; в творчестве культуры духовной посредственный работник прежде всего посредственность.»
    Григорий Адольфович Ландау
    Это нормально, большинство и Пикассо до сих пор не понимают, но наш неустойчивый мир держится на большинстве, а продвигает его — меньшиство… Потому и большинство не считает нужным понимать меньшинство, которое в свою очередь должно считаться с большинством, а иначе — революция 😉

  9. !!! Удивительная, это точно. А где-то в одном комментарии, когда искала материал, прочитала: какая-то мазня, которую нам подсовывают, внушая, что это красиво. Мне кажется, что большинство нашего населения в художественном смысле малообразованное, если вообще не тронутая и не испорченная искусством. М.б. слишком резко, но сужу по комментариям и на мои тексты о художниках.

  10. Точно, это Зинаида Серебрякова! Я ролик до конца не просмотрела, а тот, кто делал ролик, видимо, вставил его по ошибке или по незнанию, хотя спутать их очень сложно: совершенно разный стиль. Этот автопортрет (З.Серебряковой) есть у меня в книге о художнице и запомнился мне. Ролик заменила, поставила другой, хотя картины практически те же самые, самые известные. Спасибо, что заметили.

  11. nadilel says:

    В ролике, на 3, 51 минуте, почемуто появился автопортрет Зинаиды Серебряковой, очень сомневаюсь, что он кисти Гончаровой…

  12. nadilel says:

    Удивительная художница… Она мне всегда нравилась. Спасибо Тина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *