Михаил Ларионов: окончание

mikhail_larionov10

М.Ларионов. Костюм Солнца к балету "Полуночное солнце"

(Начало здесь) Михаил Ларионов понял, что искать надо дома, а не в Париже, но именно  Европа помогла художнику многое увидеть по-новому:

русскую провинцию, русский лубок, иконопись, провинциальные вывески на магазинах и парикмахерских,  уличную культуру, даже надписи на заборах. Все стало предметом его пристального внимания, изучения и анализа.

Второй этап Михаила Ларионова стал настоящим прорывом в русской живописи. Уже в первый период творчества появляются картины, написанные в духе примитивизма

(«Купальщицы на закате», «Цыганка»), но только с 1907 года это направление стало ведущим и доминирующим.

Начинается период знаменитых провинциальных серий: «Провинциальные франты», «Франтихи», «Парикмахеры», «Венеры», «Солдатская серия»….

В «Парикмахерах» («Мужской парикмахер», «Девушка у парикмахера», «Офицерский парикмахер») художник любуется своими героями,

чуть подшучивает над ними, но шутит любя, не вставая по отношению к ним в пренебрежительную позицию сверху. Особенно хороша последняя картина «Офицерский парикмахер».

В ней все продумано: плоскостное изображение, интерьер в виде рамы, расположение фигур, их внешние детали, через которые художник тонко и точно передает характеристики своих героев. Он сопоставляет их с вещами: грудь колесом офицера – с его саблей, длинные ноги парикмахера – с ножками стула, изогнутая фигура клиента – с консолью зеркала.

Игра в сравнения увлекает художника - свободой, выдумкой, фантазией. В нее включаются все предметы: длинные ножницы, усы, консоль зеркала, салфетка, занавес и даже состояния героев - услужливость парикмахера и надутость офицера. Деформация фигур и предметов подчеркивает характеристики героев.

mikhail_larionov11

М.Ларионов. Офицерский парикмахер.1910

Эти находки и принципы присутствуют и в других "провинциальных сериях" Ларионова. "Солдатская серия" («Отдыхающий солдат», «Курящий солдат», «Танцующие солдаты», «Солдат на коне», «Играющие в карты солдаты») содержит неприличные надписи на заборах и стенах, нецензурные выражения и скабрезные солдатские шутки.

Но в солдатском мире Ларионова нет ничего страшного, дурного, отталкивающего или злого. Это мир обычных людей, больше похожих на детей, чем на злых взрослых. Солдатская жизнь – автобиографическая серия: в 1910 году после окончания училища художник призывается в армию, где он с интересом изучает солдатские надписи и картинки на стенах казармы.

Программным полотном в этой серии является «Отдыхающий солдат», которого критики не приняли и не поняли. Картина писалась с натуры, когда Михаил Ларионов был на сборах. На ней - солдат, лежащий у исписанного нецензурными словами забора.

mikhail_larionov12

Отдыхающий солдат. 1911

Солдат погружен в себя, он покоен и обаятелен. Его поза, короткие руки, перекрученные ноги и безмятежное выражение лица оставляют ощущение реального и пережитого. Но критики увидели только отдельно лежащую нижнюю часть туловища, скверные надписи и рисунки на заборе.

Вся солдатская серия – это чистосердечный взгляд простого народа на мир и жизнь. Ироничный взгляд самого художника на этот мир – любовный, а его улыбка – мягкая и человечная. Художник умеет смотреть глазами простого человека и в то же время сохранять профессиональный взгляд, соединяющий живую наблюдательность с примитивистской  игрой.

Небрежность мазка подчеркивает отрицательное отношение Ларионова к прежней классической культуре. Даже в самой игрушечной картине «Солдатской серии» - «Солдат на коне», напоминающей детскую игру на деревянной лошадке, очень много жизненных впечатлений и наблюдений:

mikhail_larionov13

Солдат на коне (Скачущий гусар) 1910- 1911

Постепенно язык художника все дальше отходит от реальности, становится все более условным, что заметно в сериях «Венера», написанной в духе иронического эротизма, и «Временах года». Обе серии выполнены в переходном, от примитивизма к лучизму, 1912 году, после которого его живопись становится абстрактной, почти ничего общего с узнаваемым и реальным миром не имеющая.

В серии «Времена года» каждый из четырех холстов художник делит на четыре неравные части. В первой части - фигура, олицетворяющая то или иное время года, во второй – текст, посвященный этому времени года, в третьей и четвертой – символические приметы сезона. Фигуры человека, животных и птиц напоминают детские раскраски, что потом получило развитие у В.Е.Татлина. Критики сочли эту серию прямым вызовом.

В этот же год Михаил Ларионов, близко знакомый с поэтами-футуристами (Хлебниковым, Маяковским, Крученых, братья Бурлюками), иллюстрирует их книги. В оформлении их книг участвовали и многие художники-авангардисты того времени: Наталья Гончарова, Казимир Малевич, Владимир Татлин. Это было время бурного расцвета нового искусства.

mikhail_larionov14

Времена года: Весна. 1912

Тяга художника к театральности, жесту и действию в сочетании с лидерскими качествами проявлялись в организации различных союзов, выставок, диспутов, в проведении шокирующих общественность эпатажных шествий, вызывавших  скандалы и бурные обсуждения. Это  делало имя Михаила Ларионова скандально-известным.

В 1910 году проходит выставка художников, объединившихся в союз  «Бубновый валет», название которому тоже придумал Ларионов. На ней он выставляет «Хлеб», выполненный в духе уличной вывески. Однако Михаилу Ларионову тесно в любом союзе и потому естественным был в скором времени его скандальный  уход из «Бубнового валета».

В 1912 году художник-скандалист устраивает выставку художников, вышедших из «Бубнового валета» вместе с ним и организовывает новый союз  «Ослиный хвост», который вскоре тоже распался. В этой выставке  участвуют К. С. Малевич, Н. С. Гончарова, В. Е. Татлин, М. 3. Шагал и другие. На выставке Михаил Федорович показывает свою «Солдатскую серию».

mikhail_larionov15

Серия "Венера". Венера кацапская.1912

В 1913 году художник проводит выставку лубка, представляющую, кроме русского лубка, европейские народные  картинки, а также ряд своих работ примитивистского периода. На этой выставке открытием стало самобытное  искусство тифлисского художника Нико Пиросманишвили. Чуть позднее Ларионов организует выставку иконописи.

Кульминацией поисков художника, последним ярким всплеском его бурной фантазии, неудержимой энергии, стремления к развитию  идей и тяги к новаторству стало создание теории лучизма, поставившей яркую жирную точку в бурной пятнадцатилетней истории становления Михаила Ларионова как художника. Начался третий период его творчества – лучистский.

В 1913 году он организует выставку «Мишень»,  где представляет доклад о лучизме и выставляет несколько картин, написанных в духе новых художественных идей. Самая яркая из них - «Петух и курица». Философия лучизма была очень органична художнику, она воплощала все самые яркие черты его характера: праздничность, жизнелюбие, смелость, экспрессию, новаторский дух, энергичность, остроту, эпатажность, непримиримость.

mikhail_larionov8

Петух и курица. 1912

На следующих выставках, в четырнадцатом и пятнадцатом годах, Михаил Ларионов выставляет в основном лучистские работы: "Стекло",«Лучистый бык», «Красный лучизм», «Красно-синий лучизм», «Лучистый пейзаж», «Лучистое дерево», «Портрет дурака» и другие. В 1914 году в Париже проходит организованная им вместе с Натальей Гончаровой выставка, к каталогу которой написал предисловие поклонник лучизма Г.Аполлинер.

Теорию лучизма Ларионов публикует отдельной брошюрой, вслед за которой выпускает манифест "Лучисты и будущники". Под манифестом подписалось десять художников. В этих работах Ларионов излагает суть теории лучизма, заключающаяся в том, что каждый предмет отражает лучи и на их пересечении возникают определенные формы, которые художник своей волей выделяет и изображает. Это было началом беспредметного абстрактного искусства, в котором главную роль играли цвет, свет и рука художника.

В этих картинах живопись живет не по законам реальности и предметности, а по собственным законам, законам цвета и света. Чаще всего эти картины возникают стихийно, не подчиняясь никаким рациональным законам. Лучистские картины Михаила Ларионова часто сравнивают с его импрессионистическими картинами.

mikhail_larionov16

Стекло. 1912

Лучистские картины были последним, что создал художник в России. В 1914 году его мобилизовали на фронт, где он получил контузию и потом  долго лечился. В 1915 г. его вызвал к себе С.Дягилев для участия в оформлении балетов «Русских сезонов». Михаил Ларионов не собирался оставаться в Европе, но революция помешала вернуться в Россию .

Жизнь его была долгой и бурной, во всех смыслах. Художник по-прежнему много работал, много писал, его декорации и костюмы к балетам такие же яркие и экспрессивные, как и картины. Он писал сценарии, готовил артистов балета, делал эскизы декораций, костюмов и никогда не стоял на месте.

Все его работы очень яркие, но такого взлета новаторства, какой был у него в России, уже не было, а в живописи художник снова вернулся к предметности. Умер Михаил Ларионов в 1964 году, через два года после смерти Н.С. Гончаровой, с которой развелся в 1922 году, но в 1955, чтобы сохранить совместное  художественное наследие, они оформили брак официально.

mikhail_larionov9

А.А.Моргунов. Портрет Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова

В 1962 г. Наталья Сергеевна умерла, и он женился на своей долголетней любовнице и секретарше Александре Клавдиевне Томилиной. Ее он делает наследницей всего совместного с Гончаровой архива, завещав передать его в Россию.

Однако, соперничество двух женщин на протяжении десятилетий было таким жестоким, что оказавшись хозяйкой бесценного архива и всех картин Гончаровой, Томилина-Ларионова стала продавать ее работы буквально за бесценок, оставляя дома только картины мужа.

Рассказывают, что однажды, когда Наталья Сергеевна была уже очень больна и плохо ходила, соперницы встретились на крутой лестнице (они жили в одном доме). Томилина  толкнула ее, Наталья Гончарова упала и сильно ушиблась, что ускорило ее смерть.

mikhail_larionov18

Красный лучизм. 1913

Александра Клавдиевна тянула с передачей архива, сколько могла. И только в 1988 году, после ее смерти по воле Н.С. Гончаровой и М.Ф.Ларионова, в соответствии с завещанием А.К.Томилиной около  400 картин, библиотека и часть архива были переданы Государственной Третьяковской галереи.

Другая часть осталась в Париже, в центре Помпиду, а часть передана Музею Виктории и Альберта в Лондоне. Похоронен Михаил Федорович Ларионов недалеко от Парижа на кладбище в Иври рядом с Натальей Гончаровой. И в той же могиле нашла свое упокоение его вторая жена.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged русские имена, Серебряный век, художники. Bookmark the permalink.

2 Responses to Михаил Ларионов: окончание

  1. Спасибо!!! Да, эти имена для меня любимые и очень важные. Я рада, что не разочаровала Вас своими текстами. Надеюсь, что и дальше — не разочарую.

  2. Я получаю рассылку Сабскрайта и каждый раз, когда вижу в названиях имена: Хлебников, Саша Черный, Попова, Гончарова, Ларионов, — понимаю, что это статьи Тины, что их нужно не пробежать, а оставить и внимательно прочитать. Никогда еще не была разочарована. Кажется, что давно все и обо всем знаешь, но как приятно найти для себя что-нибудь новое в давно забытых биографиях. Благодарю Вас!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *