Лондонская школа живописи. Фрейд

freid3

Люсьен Фрейд "Фрэнк Ауэрбах"

Фрейд – выдающийся британский художник, классик фигуративной живописи и реализма, входящий в Лондонскую школу живописи, близкий друг Фрэнсиса Бэкона. Они дружили двадцать пять лет.

Бэкон был почти на пятнадцать лет старше Фрейда и естественным образом стал его наставником. И хотя по стилю и тематике  это совершенно разные художники, но  оба смотрели туда, куда смотреть мы не любим.

И Бэкон, и Фрейд были страстными поклонниками азартных игр.  Они  вместе выставлялись, вместе проводили время в ночных клубах и разговорах о живописи, Бэкон спасал друга от самоубийства, когда от него ушла любимая женщина -  его вторая жена.

И с самого начала Люсьена Фрейда сравнивали с Бэконом. Бэкон «смазывал» лица, делая их перекошенными  как от удара кулаком, и расчленял человеческие тела.

Люсьен Фрейд наоборот, был максимально реалистичен и даже натуралистичен. Настолько, что взгляд невольно отворачивается от бесстыдных поз, которые художник рассматривает так пристально и с такой точностью передает все детали плоти, что физиология становится ощутимой кончиками пальцев.

Его живопись сама стала плотью.  Он создал особый  жанр - нечто среднее между натюрмортом, портретом и обнаженной натурой . Но это не эротика, а интимность, ответ на вопрос: «Каково это - быть в собственном теле, таком несовершенном и тленном?» Многие называют художника похабником, проходимцем и провокатором, перешагнувшим границы дозволенного.

freid13

Д.Фрейд Спящая обнаженная девушка

Скандалы и сплетни сопровождали его всю жизнь, как окружают они любого выламывающегося из нормы человека, не похожего на остальных. В шестнадцать лет его выгнали из престижной школы за то, что на спор согласился снять штаны на улице. Ему приписывается отцовство то ли 38, то ли 40 детей, хотя официально Люсьен Фрейд был женат только дважды, и то очень коротко, но художник аскетичным был только в работе.

Бэкон выворачивал наружу внутренности, а Фрейд выворачивал мозг, исследуя и выставляя напоказ страх перед  смертью, ставя жизнь и смерть рядом, называя жизнь прелюдией смерти и не стыдясь смотреть на умирающую человеческую плоть. Его живопись – по ту сторону удовольствия. Его творчество терапевтично, гуманистично, оно лечит, как лечил неврозы его прославленный дед, Люсьен Фрейд освобождает человека от комплекса неполноценности и цензуры собственной  плоти.

freid5

Л.Фрейд. Голый человек с крысой

Художник  не рисует красоту, он передает присутствие жизни-смерти, он примиряет человека со своим телом. Да, оно несовершенно, с годами становится дряблым, обвисшим, неприятным, больным, но только для чужого и внешнего взгляда. У художника другая система координат:  он запечатлевает крик души увядающей плоти, которая просит сострадания и милости. Этому телу ужасаются другие, но для себя оно не должно быть таким. Свое тело надо любить, примириться с его несовершенством, оно требует сочувствия и любви, как требует их смертельно больной человек.

Фрейд глубоко гуманистичен, на его выставках многие плачут, узнавая в несовершенных и страдающих телах, скрюченных в неудобных  позах, себя. Художник никогда не любуется несовершенством и не смеется над ним. В его приверженности несовершенному, стареющему и бренному телу есть много от Бодлера, воспевавшего красоту старости и увядания, за что дважды был судим. Фрейд – последний  экзистенциалист с  вечными вопросами о смерти, одиночестве, незащищенности  и заброшенности человека в мир.

freid6

Терапия Люсьена Фрейда: три обнаженных тела. Слева - Бауэри, в центре - Сью Тилли, слева - автопортрет

Одним из самых  любимых  художников Люсьена Фрейда был Рембрандт, писавший некрасивые и состарившиеся лица еврейского квартала, которые светились какой-то особой жизненной мудростью. Фрейд, как и Рембрандт, создает свою галерею автопортретов, исследуя историю собственного старения и угасания, тем самым утверждая себя в этой жизни, потому что жизнь – это изменение, а живопись – автобиография. И как Рембрандт, Фрейд любит писать рыжих, чья фактура кожи чувствительная к свету.

При жизни Люсьена Фрейда не было написано ни одной его биографии, хотя он прожил без малого девяносто лет, а известность и слава пришли к нему очень рано: первая персональная выставки состоялась в 22 года. Некоторые сравнивали его с Рембо, настолько рано он  проявил талант и самобытность.

freid7

Люсьен Фрейд. Обнаженная

Любил Люсьен Фрейд Рубенса с его пышными телами, ненавистным женщинами целлюлитом и культом тела. У Рубенса  всегда живая плоть и живые люди, не задрапированные в красивые и пышные одежды, как у художников итальянского Возрождения, выглядевшие скорее  манекенами, чем живыми. Реализм Люсьена Фрейда противопоставлен идеализму, а традиционная классика - романтизму. Он редко делает ремейки, было только два таких случая - на Ватто и Сезанна. Но в том и другом случае Фрейд «о-плотняет» их тела, делая живыми людьми из  плоти и крови.

Начав карьеру в девятнадцать лет как сюрреалист, Фрейд  закончил ее суперреалистом. Он довел свою живопись до такого уровня тактильности, что возникает непреодолимое желание дотронуться до них, или наоборот, отвернуться. Тела на картинах Фрейда часто сравнивают с тушами мяса в лавке, некрасивыми и отвратительными. Его коричнево-серый мир неуютен и пахнет обреченностью.

freid8

Л.Фрейд. Мать художника. Отдых

Но картины художника всегда живые с живыми людьми, которых он любит, которые его волнуют. Волнение просвечивает сквозь его картины и это единственное условие, без которого он никогда не приступал к своей модели. Фрейд пишет только очень близких ему людей и свое окружение: мать, жен, детей, друзей, тех, кого он впустил в свое пространство, кто его волнует, своих собак. Наверное, поэтому он сравнивает живопись со щекоткой: «Когда рисую,  все равно что себя щекочу».

Никогда не пишет на заказ, заказчики вызывают у него одно непреодолимое желание – гнать в шею. Единственный раз он сделал исключение, согласившись написать портрет к юбилею  Елизаветы II в 2001 году. Свои картины Фрейд писал только в своей мастерской, никогда не выезжая к своим моделям (исключением была Королева).

freid11

Л.Фрейд. "Спящий социальный работник". Куплена Р.Абрамовичем

Его отношения с моделью часто сравнивают с отношениями психоаналитика со своим пациентом или следователя с подследственным. Его модели почти всегда находятся в классической позе во время сеанса психоанализа: лежа или сидя в кресле, в кровати, на диване. Часто они спят, а как известно во время сна человек более всего незащищен. Так можно спать только в присутствии очень близких людей, которым доверяешь абсолютно.

Кушетка, волнение и беспредельное доверие к художнику как врачу, который ставит диагноз своему пациенту, не фактура его интересует, а то, что стоит за ней, не факт, а истина. Фрейд изучает, исследует, анализирует, вглядывается в свою модель, но прежде всего в себя, являясь сам для себя психоаналитиком. Он никогда не работает с фотографией, в отличие от Бэкона, никогда не смотрит телевизор и кино, как любил это делать Бэкон. Его картины - всегда рефлексия, всегда о себе, всегда автобиография, всегда субъективность и интенсивность.

freid10

Л.Фрейд. Отражение. Автопортрет

Показательным в этом отношении является автопортрет с детьми, на которых художник смотрит как на маленьких букашек, изучающий их как естествоиспытатель, как ученый. Часто его картины соединяют в себе научный подход с эстетикой, так точно,  тщательно и так натуралистично  они прописаны: листочки, цветы, животные, плоть человека, заброшенные здания, ржавая раковина – все они одного порядка.  Поэтому картины Фрейд пишет очень медленно, он очень скрупулезен и тщательно прописывает все детали.

Несмотря на провокативность его картин, на их неприятие многими, на «похабщину» и прочая и прочая, Люсьен Фрейд становится со  смертью Фрэнсиса Бэкона самым  популярным и самым дорогим из живущих художников. В 2008 году Роман Абрамович покупает на аукционе Кристи почти за 34 млн. долларов одну из самых известных картин Фрейда «Спящий социальный работник», а в 2001 году он удостаивается чести писать портрет Елизаветы II.

(Продолжение здесь)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged Еврейская страничка, художники. Bookmark the permalink.

13 Responses to Лондонская школа живописи. Фрейд

  1. Зигмунда Фрейда Вы назвали Сигизмундом — это так непривычно! Отторжение Люсьен вызывает у многих, действительно его картины не из числа тех, которыми любуешься, они скорее заставляют думать, а не наслаждаться. Это другое искусство, не гламурное, а философское. Почему художник их изобразил именно в такой позе? Что он хотел этим сказать? Почему на кушетке, на кресле, на диване? И т.д.. У него за каждым движением стоит символ, все что-то означает. Поищите в Интернете, узнайте побольше о нем, я тоже кое-что рассказываю. Три текста о нем. Желаю Вам новых и интересных встреч с очень необычным художником.

  2. Андрей says:

    Вот Вы меня Тина спросили на моём сайте как я к Люсьену Фрейду и его работам отношусь?
    Я слышал о таком художнике! Знал что он родственник Сигизмунду Фрейду!
    Но о его творчестве и понятия не имел!
    Вы меня познакомили!
    Что могу сказать?
    Первая реакция отторжение! Правда, лёгкое такое!
    Почему?
    А к чему мы приучены в своих художественных стереотипах? Впрочем, и не только в художественных?
    К изображению красивого, того, что должно быть?
    А тут банальщина, обыкновенные тела, и в не лучших позах.
    Обычные тела, не отличающиеся красотой!
    Да! Обычные!
    И некрасивые! Зато реальные!
    Это, как и психоанализ! И впрочем, и как гештальт!
    Живи с тем, что имеешь! И оно прекрасно! Или безобразно. А что поделать? Как есть.

    Я то почему, приверженец гештальта, вдруг слегка отторгнул?
    А потому еще что кроме вышеперечисленных стереотипов у меня недостаточное знакомство с его работами!
    Вот посмотрю их больше и наверняка высоко оценю!
    Поищу в Интернете!
    Это интересно! И его творчество, и моё восприятие!

  3. Нет, не получила, Людмила. Пришлите еще раз, пжл, если не трудно!
    Что касается Фрейда, то, конечно, трудно его принять, но вот он 12 лет писал свою мать, спасая ее от самоубийства и не давая ей умереть, а слезы на его выставках тоже сто-то значат. Мне понятна Ваша брезгливость, картины не оставляют обычного приятного взгляду наслаждения, но я его понимаю. Он же писал для себя и для своих близких. А то, что сегодня он стал культовым художником, то значит в обществе происходят какие-то изменения и сдвиги, которые требуют таких художников.

  4. yuriyapril says:

    No comment…

  5. Людмила says:

    Я тут опять со своими размышлениями! Тина, ведь Вы сами дали ответ Юрию:» на своих пациентов чужим глазом. На близкого и родного….» Картина «Мать художника»- уважение и дань самому святому. Не могу даже представить, что кто-то решиться изобразить на показ всем! Пусть даже с любовью, это не готова принять. Кстати, всё время забываю спросить, Вы получили мои фотографии?

  6. «изображать, с точки зрения моей эстетики, в качестве художественного полотна …?» — я среагировала на эту фразу. Картины Ван Гога тоже считали недостойными с точки зрения чьей-то эстетики и использовали их в качестве дверей в свинарнике.

  7. yuriyapril says:

    Тина, я говорил о другом…, но если вам хочется сказать о своем…, тогда… No problem !

  8. Ван Гог для своего времени был таким же возмутителем спокойствия, как и Фрейд — для своего. Его называли по-разному: и сумасшедшим, и грубым мужланом, и просто мазилой, никакого отношения к искусству не имеющий. Это нормально для человека, который пытается прорваться сквозь стереотипы. У Фрейда был свой путь: через психологию и философию плоти. Но и у Ван Гога, и у Фрейда в центре была Любовь. Без нее все становится просто бытовухой и суетой.

  9. yuriyapril says:

    Не знаю…, не знаю…, безусловно смотреть можно по разному…, и отражать в своем внутреннем…, а вот изображать, с точки зрения моей эстетики, в качестве художественного полотна …?
    К примеру, у Ван Гога изображены старые ботинки…, они мне в моем воображении дают большее представление о человеке носившем их…, нежели сами ноги…, которых перевидано велико множество…
    Как там у Чернышевского «… эстетическое отношение искусства к действительности »
    ( за точность не ручаюсь, давненько читано…)
    Мне кажется, что искусство должно преображать жизнь, а не тупо следовать ей…
    Впрочем, у меня нет осуждения, я вполне принимаю подобное выражение в искусстве…, представляя лишь свой взгляд на мир…

  10. Это говорит только о том, что Вы смотрели на своих пациентов чужим глазом. На близкого и родного человека так не смотрят, его принимают и любят любым. Своего отца, хоть он и умер уже в далеко зрелом возрасте, Вы принимали любым, и не думаю, что Вы так же брезгливо говорили тогда о его теле. Фрейд писал только тех, кого любил, кого считал близким себе, за их телами он видел гораздо больше, чем то что было плотью. Это не всякий может передать, а он сумел.

  11. Людмила, я очень рада Вашему комментарию, потому что Фрейда с его натурализмом далеко не все понимают, а главное — принимают. Честно говоря, я тоже невольно отвожу взгляд, воспитанная на том, что есть интимначя сторона жизни, на которую не принято смотреть, тем более выставлять напоказ. У меня есть в числе комментаторов психотерапевт Андрей Ельцов. Когда писала статью вспоминала его. Он учит как раз этому: принимать себя и свое тело, следить за его реакцией, изучать из, реагировать на них, запоминать. Потому что ближе, чем наше тело, у нас никого нет. К этому трудно привыкнуть, потому что воспитание другое и приходится действительно переворачивать все с ног на голову. Но у нас очень много комплексов сформировано, в том числе и к стареющему телу, но это жизнь, которая есть всего лишь прелюдия к смерти. А у меня еще и христианское отношение к телу (плоти), как к чему-то плохому, как к гробнице, от которой надо поскорее избавиться. Его надо скрывать, максимально закутывать в одежды, защищаясь ими от общества. Тело превратилось в нечто постыдное, не говоря уже о болезни и смерти. Хотя в первохристианстве именно смерть была центром всей жизни, потому что она вела к бессмертию и Воскресению.

  12. Людмила says:

    Тина, здравствуйте! Ещё одна интересная тема! Если бы это я прочитала лет шесть назад, я бы подумала:»Какая пошлость!» И сейчас , когда моё сознание (нутро) перевёрнуто, когда я поняла, что всё это составляющие нашей жизни ( всё естественно)! И каждый (если способен), может самовыражаться, как хочет! Мне трудно писать комментарии. Во-первых: на такие темы говорить не с кем и всё как-то на бытовом уровне. Но, я благодарна, что сейчас есть эта возможность!

  13. yuriyapril says:

    Так…, нормальный такой натурализм… Вероятно Фрейд ходел испытать морально — этический кодекс буржуа…, но после порнографии, присутствующей и в жизни и в Internrt…., на сегодняшний момент, можно было не утруждать себя… Поскольку я профессионал в этом деле ( 10 лет физиотерапии и массажа ) мог бы поведать намного круче, возможно это было бы не так художественно, рисовать совсем не умею, к сожалению…
    Скажу откровенно, красоту человека в старости — прекрасно можно изобразить посредством его лица или фигуры в целом… А вот обнаженное старческое тело не только не эстетично, а на ощупь вообще может быть гадким ( в зависимости от экземпляра приходится использовать перчатки ) . Уже если Фрейд хотел поразить нас, так стоило бы воспроизвести запах этого тела…, нежные могут отдыхать…, я работал в доме для престарелых, да и в моргах побывал…
    Аничность понимала, что нужно изображать !!!
    И потом, кого могут вдохновить тела этих старых тёток…, разве что «галкиных»…
    Я видел много прекрасных страрых лиц…, старух, стариков, но я смотрел на лица…, а тела… -это уже субстрат для микроорганизмов…, печальное зрелище истлевающей плоти…, зато в глазах могли быть солнечные лучи….
    Нет, мой любимый Ван Гог, не опускался до такого натурализма…
    Вероятно опять не в тему…, извиняюсь…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *