Сезанн. Запоздалый триумф. Часть 4. Окончание

Сезанн. Запоздалый триумф

Автопортрет. 1895 г.

(Начало 1, 2, 3Сезанн двадцать последних лет – 80-е и 90-е годы – находился в добровольном изгнании, про него все забыли: в Париже он бывает редко, с друзьями рассорился, с женой встречается время от времени, с ней его связывает только сын.

Но эти же годы стали для Сезанна самыми плодотворными и новаторскими, хотя в личном плане об этих годах художника почти ничего неизвестно. Только Камиль Писсаро помнит и любит Сезанна.

А художник между тем не перестает работать, переезжая с одного места на другое, нигде не задерживаясь больше года. За двадцать лет Сезанн превращается из хорошего художника в гениального, открывая новые приемы и смыслы.

Он пишет натюрморты и каждый из них становится шедевром. Он пишет портреты и группы людей, и они становятся откровением. Он пишет гору Сент-Виктуар и пейзажи, и они поражают новизной, философской глубиной и цветом. Он делает акварели, и они изумляют нежностью и невесомостью.

Сезанн. Запоздалый триумф

река у моста Трех ручьев. 1906 г.

Третий период Сезанна - восьмидесятые годы – конструктивистский. В эти годы художник сосредоточивается на конструировании целостного и единого пространства, на поисках новых способов изображения трехмерности мира природы на двумерном холсте, не прибегая к прямолинейной перспективе или, что еще хуже, мнимой перспективе, которой пользовались импрессионисты.

Сезанн делал равнозначным каждый кусочек холста, используя последовательность цветов и форм, которые проходят сквозь все полотно, стягивая его в единое пространство. Он использует мелкие и строго параллельные мазки, которые делают картину словно бы сотканную из единого куска.

Сезанн. Запоздалый триумф

Поместье в Медане. 1879-1881 гг

Но прежде чем начать изображение, Сезанн долго вглядывается в то, что перед глазами. Он ищет смысл, глубину, исходную точку и только когда «видит» картину в голове и понимает, как она будет строиться, начинает работать. Всматривание – основной и самый существенный этап работы.

Когда он закончен, рассматриваемое уже исчезает, уступая место субъективному восприятию пейзажа и смыслам, вкладываемым художником в картину. Сезанн  говорил, что не всякое изображение может называться и стать картиной. Картина – это больше, чем изображение.

Особенно это справедливо для картин с видами горы «Сент-Виктуар», которую он писал более 60 раз. В разное время и с разных точек зрения.  Виды с горой становятся все более лаконичными, из них устраняются несущественные детали и лишнее мельтешение. Остается только самое существенное, отражающее красоту провансальской природы, ее тишину, безмолвие и мощь.

Сезанн. Запоздалый триумф

Гора Сент-Виктуар. 1885-1887 гг.

Одновременно Сезанн начинает писать натюрморты, которые его привлекали тем же: безмолвием, тишиной, устойчивостью и красотой. И писал он натюрморты также тщательно и с той же продуманностью каждой черточки, мазка, детали, что и пейзажи.

Для художника важно было то, что яблоки, груши, вазы и другие неодушевленные предметы, остаются всегда одними и теми же. Когда фрукты портились, он изготовлял муляжи. Для Сезанна, работающего очень медленно и подолгу обдумывающего композиции картин, конструируя их в соответствии со своими смыслами, это было очень важно. Для него яблоко было больше, чем яблоко.

Сезанн. Запоздалый триумф

Натюрморт с суповой миской. 1884 г.

Приступая к портретам, Сезанн от натурщиков требовал того же: абсолютной неподвижности, статичности, безмолвия и покоя. Они должны были быть такими же неподвижными как фрукты, овощи, черепа и вазы в натюрмортах.

Они должны были замереть в одной позе и сохранять ее в течение нескольких часов подряд. Только тогда он мог увидеть смысл и глубину, которую искал. Его не интересовала индивидуальность и психологический портрет.

Он видел глубже, проникая в природу вечности, которая была одной и той же везде: в горах, в природе, яблоке и человеке. Основными натурщиками Сезанна были его близкие, жена и сын.

Наиболее интересными из серии портретов этого периода можно назвать картину «Последний день карнавала» и «Арлекин». В них ему позировал сын Поль.

Сезанн. Запоздалый триумф

Последний день карнавала. 1888 г.

Это был уже не импрессионизм. Возникло новое направление в живописи – постимпрессионизм. Художник не отрицал достигнутого на предыдущих этапах, он только использовал уже найденное для передачи своей идеи.

А у Сезанна она была: он хотел найти внутреннюю логику природы, которая является внутренней логикой его самого и каждого человека. Природа и человек подчинены одним законам, которые Сезанн упорно ищет и старается выразить.

Результатом поиска этого периода является вывод, что в природе есть только три формы, из которых состоит все: цилиндр, круг, сфера.

Четвертый период - девяностые и нулевые годы – синтетический, заключительный.
Сезанн использует все найденное за многие годы. Это уже не реализм, не импрессионизм, не конструктивизм. Это прорыв в новое художественное пространство, в котором все подчинено единству замысла, все наработанное за долгие годы поиска прилажено и пристроено к идее.

Вода и небо у него столь же плотные, как и гора Сент-Виктуар, отражения в воде словно архитектурные сооружения. Здесь нет и намека на прозрачность, легкость и подвижность импрессионизма, от которого Сезанн отходит окончательно. В его картинах все устойчиво, твердо и неподвижно, все подчинено тайному смыслу и неизменному порядку.

Сезанн. Запоздалый триумф

Озеро в Аннеси. 1896

Еще более ярко это выразилось в портретах, на которых люди изображены в напряженных безмолвных позах. Серия «Игроков в карты» считается одной из самых известных и признанных шедевров. Она изображает простых крестьян, сидящих в неподвижных позах, сосредоточившись на игре.

Сезанн убирает из своих картин всякую «литературщину», эмоциональность и поверхностность, которые скрывают и затушевывают настоящий и глубокий смысл. Он передает солидность, надежность, достоинство и покой провансальских крестьян.

Его картины становятся аскетичными и свободными от несущественных деталей. Потом это возьмут на вооружение Матисс, Руссо, Гоген и другие.

Сезанн. Запоздалый триумф

Игроки в карты. 1892-1893 гг.

Заболев сахарным диабетом, когда художнику  стало трудно носить тяжелые краски и предметы, он все чаще обращается к акварели, которую одно время забросил. К концу своего творчества Поль Сезанн научился работать быстро и безошибочно, что особенно важно для акварели, не терпящей переработки в отличие от работы с маслом.

Кроме того, это больше соответствовало его порывистому и вспыльчивому характеру. Его акварели восхитительно легки, точны и прозрачны. Он часто не закрашивает бумагу, оставляя белые пятна, которые смотрятся как единое целое, усиливая эффект прозрачности рисунка.

Сезанн. Запоздалый триумф

Пейзаж в Провансе. 1902 г. Акварель

Последнее лето жизни Поль проводил на берегу реке Арк, где создал шедевр «Река у моста Трех ручьев» (1906 г). В этом месте Поль Сезанн со своим другом Эмилем Золя в далеком детстве купались и, наверное, воспоминания были в нем живы, когда он создавал этот шедевр (см. выше по тексту).

Запоздалый триумф. Дань восхищения. С середины девяностых годов Сезанн постепенно начинает приобретать известность. Первыми собирателями его картин стали еще в семидесятые годы Виктор Шоке и доктор Гаше из Овера, в доме которого Сезанн писал «Современную Олимпию». Они оба увидели в картинах Сезанна свежесть и новизну.

В это же время его картины стал принимать в обмен на нужные художнику краски владелец небольшого магазинчика и по совместительству – галереи, папаша Танги, у которого был чуткий к новому глаз. Он принимал в обмен на краски картины многих тогда гонимых и непризнанных художников: Пикассо, Ван Гога, Гогена, Сезанна и других.

Только в его лавке можно было увидеть картины Сезанна и к нему вначале девяностых толпами приходили художники, чтобы посмотреть на картины художника, потому что их больше нигде не было.

Но по-настоящему большую роль в привлечении внимания к имени Сезанна сыграл владелец магазина-галереи Амбруаз Воллар. Камиль Писсаро, который помнил и любил Сезанна, посоветовал ему организовать выставку работ художника. Воллар попросил Сезанна выслать ему несколько работ, на что художник, которого никогда публика не жаловала вниманием, быстро откликнулся.

Сезанн. Запоздалый триумф

Портрет Амбруаза Воллара. 1895

Он послал Воллару 160 полотен, которые и составили в 1895 году его первую выставку. Сам Сезанн на выставку не приехал, а будучи однажды в Париже, зашел на нее мимоходом и сказал единственное: «Надо же, они все в рамах».

Потом была еще одна выставка в 1898 году, организованная тем же Волларом, а в 1915 году он написал и издал его первую биографию. После смерти Воллара в 1936 году осталась коллекция современных художников общей стоимостью восемь миллионов долларов.

Теперь уже не Сезанн ехал в Париж, а из Парижа ехали к Сезанну в Прованс. Ехали, чтобы познакомиться с таинственным художником, увидеть его рабы, фотографировать его за работой и расспросить о его творчестве. Вокруг Сезанна стихийно возник кружок молодых, начинающих художников.

Но по-настоящему успех пришел к мастеру только после смерти в 1906 году. Уже год спустя прошла выставка его акварелей, была организована в его память выставка из 48 картин, о нем стали писать исследования, печатать переписку с друзьями.

Молодые художники - Матисс, Пикассо, Брак, Гоген, Руссо – его боготворили, копировали и повторяли. Так Пикассо своих «Авиньонских красавиц» написал под влиянием «Купальщиц» Сезанна, а Матисс залез в долги, чтобы только купить эту картину. Гоген не расставался с картинами Сезанна даже тогда, когда он голодал, но ни одну из них не продал.

Сезанн. Запоздалый триумф

Большие Купальщицы. 1898-1905

Через 7 лет картины Сезанна появились в Лувре: «Дом повешенного», одна из картин серии «Игроки в карты», натюрморты и акварели из частной коллекции миллионера-банкира Исаака де Командо.

Через три года Лувр приобрел картину «Тополя». А потом сюда переехали все произведения Сезанна, завещанные Люксембургскому музею коллекционером Кейботом, когда-то купленные по смехотворным ценам.

Сезанн. Запоздалый триумф

Тополя. 1879-1882 гг

Сейчас картины Сезанна стоят на аукционах миллионы. Так в 2007 году его "Натюрморт с дынями" был продан за 25,5 млн. долларов. Но если бы художник жил на деньги от своих картин, он бы умер с голоду.

Молодые последователи Сезанна хорошо запомнили его уроки: «На свете есть только один художник – я сам», - говорил Сезанн и «Если кто-то старается основать новую школу моего имени, значит, он никогда не понимал и не любил того, что сделал я».

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged художники. Bookmark the permalink.

4 Responses to Сезанн. Запоздалый триумф. Часть 4. Окончание

  1. Главное, что пришла. Как говорится «Бог поругаем не бывает».

  2. Elena says:

    Очень интересный рассказ о прекрасном художнике, спасибо! Очень нравятся его картины, поэтому рассказ о его судьбе прочла с интересом! Жаль, что настоящая известность пришла к Сезанну посмертно.

  3. Ирина, я очень рада, что Вам понравилось. Я боялась, что будет сложновато для восприятия, но если Вы написали, что интересно, значит я старалась не напрасно.

  4. Ирина says:

    Спасибо! Познавательно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *