Лондонская школа. Бэкон.

Francis-Bacon7

Ф.Бэкон. Автопортрет. 1973 г.

Бэкон - художник XX века, который всегда вызывает неоднозначную реакцию: от полного неприятия до восхищения.

Его картины шокируют, возмущают, вселяют страх, но никогда не  оставляют равнодушным.

Художник меньше всего хотел нравиться публике, говоря, что ее похвала   для него означала бы поражение.

Фрэнсис Бэкон был очень удивлен, когда его картины стали продаваться м пользоваться спросом. «Это просто моя удача».

Бэкон – художник-философ, заставляющий задумываться над вечными вопросами: «Что есть человек? Животное? А если нет, то в какой степени?»  «Что есть реальность? Смерть? Рождение? Жизнь?»

Не зря он потомок  Фрэнсиса Бэкона, известного английского философа 16-17 века и его полный тезка.

Мое поколение воспитывалось в благостно-идеалистическом, книжно-правильном мире, где война – аномалия, зло – ненормальность, стремление к богатству – порок, ложь и обман – грех; смерть, отчаяние, боль, страх и ужас – вообще не из этой жизни.

Francis-Bacon8

Ф.Бэкон. Этюд к триптиху "Три фигуры о подножия Распятия".

Жизнь прекрасна и удивительна, а человек рожден для счастья. В этом мифе мы выросли, а некоторые до сих пор пребывают. Фрэнсис Бэкон утверждает, что реальность – это все наоборот: жестокость, боль, ужас и страх - ее сущность.

В 1976 году в Лондоне прошла выставка «Человеческая глина», в результате которой ее участники объединились в «Лондонскую школу» и под этим названием вошли в историю современного искусства. Лондонская школа оказалась самым значительным явлением в живописи Англии.

Художники предъявили свой манифест, направленный против абстракционизма и за возрождение реализма. Хотя, глядя на их работы, мало кто из простых зрителей, особенно живущих в России, отнесет их к числу реализма, привыкшего с реализмом связывать нечто совсем иное.

Francis-Bacon9

Ф.Бэкон. Фигуры в движении

В числе имен, причисляемых к этой группе,  Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд, Леон Кософф, Фрэнк Ауэрбах, Рон Б.Китай, Филипп Аккерман, Майкл Эндрюс. Все они, кроме Майкла Эндрюса, были в Англии иностранцами и ощущали себя отщепенцами. Их семьи бежали  от нацистских и еврейских погромов в Германии и России. Отщепенцем ощущал себя и Фрэнсис Бэкон, ирландец по происхождению, но имевший нетрадиционную ориентацию.

Много пережившие и  передумавшие, много испытавшие, каждый из них по-своему пытался осмыслить  XX век, понять человеческую природу. Они создали свой образ реальности,  шокировавший современников.

Francis-Bacon10

Ф.Бэкон. Портрет Люсьена Фрейда

Узнавая истории художников, меня больше всего поразило их стремление к свободе. Однажды Бэкон, глядя на картину «Ночное кафе» Ван Гога, который был одним из его кумиров, сказал: «Я не знаю, почему Ван Гог говорит, что здесь можно сойти с ума или спиться.

Если человек этого хочет, почему нет». Человек вправе сам выбирать свою жизнь. Про друзей, которые к концу жизни Бэкона все умерли: «Да, жизнь превращается в пустыню, это цена, которую требует старость, но большинство  моих друзей  были пропойцами и выбрали этот путь сами».

Все художники Лондонской школы философы-экзистенциалисты, читавшие Кафку, Ницше, Фрейда, Сартра, Камю и пытавшиеся осмыслить их идеи. Они смогли, каждый своими средствами, выразить ужас и одиночество заброшенного в мир человека, вынужденного жить в реальности, сотканной из боли, страданий, крови и страха.

Francis-Bacon15

Ф.Бэкон. Триптих "У подножия Распятия"

То, что Достоевский пытался ухватить в человеческой природе, Ницше – осмыслить, а Кафка описать, художники Лондонской школы выразили в потрясающих по силе воздействия  образах  – жестокой, холодной и безразличной к человеку реальности.

На картины Фрэнсиса Бэкона  страшно и порой жутко смотреть, хочется отвернуться, забыть, сделать вид, что этого нет и мир прекрасен, забыть, что ежедневно рвутся на куски мяса человеческие тела, гибнут дети, льется кровь, что ежедневно совершаются  самоубийства, человек спивается и страдает, гибнет от наркотиков.

Francis-Bacon18

Ф.Бэкон. Триптих на тему поэмы Т.С.Элиота. 1967 г.

Мир не заретушируешь, с ним ничего не поделаешь, он  такой, какой есть. Но человек должен знать и понимать, куда он попал, что его ждет между рождением и смертью и  что с этим придется жить до конца.

Сегодня хочется закрыть глаза и уши, перестать смотреть новости из Украины или Ирака, Афганистана или Сомали. В храмах батюшки советуют  отгородиться от мира, не слушать новостей и замкнуться в своей клетке. Это понятно: не хочется видеть ужасов войны и бед, так спокойней и к Богу ближе, но от этого война и боль не прекратятся.

Фрэнсис Бэкон  говорит, что жизнь эфемерна, хрупка, а смерть всегда рядом, она приходит, когда приходит, но ее надо принимать, потому что она - тень жизни и  ее оборотная сторона.  Художник считал себя по натуре оптимистом, но закрывать глаза на реальность никогда не хотел и отворачиваться от нее - тоже.

Francis-Bacon20

Ф.Бэкон. Эсхил Орестея. Триптих. 1981 г.

Он не пытается выразить человеческую скорбь, он только передает свое ощущение от нее. Он не рассказчик и не интерпретирует свои картины. Он создает образы и ощущения реальности, образы, которые должны потрясать. Прежде всего, самого художника. И если этого нет, картина должна быть уничтожена. Более самокритичного и беспощадного к  себе, чем сам художник, никого не было.

Сегодня на аукционах за  его картины  платят миллионы. Почему они так притягательны  с их кровью, скрученными телами, кровавыми мясными тушами и искривленными в крике и ужасе лицами? Почему? Хотя интерьер ими не украсишь, слишком жутко, и гламурненько от них не будет, слишком ужасно.

Francis-Bacon12

Ф.Бэкон. Живопись, 1946

Тело человеческое на картинах Фрэнсиса Бэкона больше чем тело, оно передает  боль от жизни, которая человека скручивает, корежит и превращает в полуживотное, заталкивает в клетку и делает безнадежно одиноким.

Люди у него  завязаны в какие-то узлы, безногие, безглазые уроды, лица которых размазаны и перекошены. В них трудно увидеть того человека, что привыкли мы видеть на улице. То ли обезьяна, то ли человек, то ли борьба, то ли любовь, то ли насилие, то ли совокупление.

Клетки, круги, замкнутое пространство. Здесь нет места красоте. Женское тело Энгра – безусловно, красиво, м.б. самое красивое тело, переданное когда-либо рукой художника, но такая красота, говорит Бэкон, разжижена, она не дает насыщенности и силы образа.

Francis-Bacon14

Ф.Бэкон. Центральный этюд из триптиха "У подножия Распятия". 1962 г.

Реальность – это всегда страх и боль. И художник передает  их  через  свои образы,  возникающие случайно, из бессознательного,  сами собой. Он контролирует только мазок, только то, как наиболее точно передать возникший образ.

Однажды, художник рассказывал своему другу, что когда он был маленьким, отец надолго закрывал его в шкафу. Там он кричал часами, но его не выпускали. И жизнь ему кажется таким закрытым шкафом, в котором одинокий человек кричит, но его никто не слышит.

Отсюда  серия картин кричащего Папы Римского, прообразом которого стала картина Веласкеса "Папа Иннокентий X" (1650 г.). Фрэнсис Бэкон  вообще считал, что ротовая полость может многое передать, хотя самому художнику, как он считал, никогда этого не удавалось добиться до конца.

Francis-Bacon11

Ф.Бэкон. "Кричащий Папа Римский"

Образ кричащей головы возник у него случайно. Однажды он купил книгу по болезням ротовой полости, в которой было много картинок, нарисованных от руки, он начал их изучать. Потом он посмотрел фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», в котором его поразила  медсестра с кричащим от ужаса лицом в разбитом пенсне. Но именно крик и Распятия стали основными темами художника.

Жиль Делёз, французский философ, считает, что у Бэкона ротовая полость изображена так, словно все тело выворачивается от ужаса и страха наизнанку. У Э.Мунка  «Крик» тоже потрясает, но по-другому. У Бэкона рот – эта бездна страха и ужаса, в которой живет человек.

Деформация человеческого тела – один из существенных приемов Фрэнсиса Бэкона; с ее помощью он лепит образы страсти, тревоги, страха, ужаса, человеческого общения. Человеческое тело – только материал, подобный глине, из которого создаются его потрясающие картины.

Francis-Bacon17

Ф.Бэкон. Фигуры в постели

Художник считал, что старые формы уже не могут создать впечатления, которого жаждет современный человек, потому что в них нет насыщенности, способной потрясти и передать реальность. Безобразие и отвращение, которые вызывают картины Бэкона, то, что больше всего хочет  художник.

Бэкон создает образ той реальности,  которая заполняет пространство между рождением и смертью и которая называется жизнью. Остальное его не интересует...

(Продолжение следует)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged философия жизни, художники. Bookmark the permalink.

15 Responses to Лондонская школа. Бэкон.

  1. yuriyapril says:

    Тина, забыл я этот ваш ответ, поэтому и пытался что — то вам передать о своем ощущении жизни. А вот вы сказали, что почувствовали, будто бы я думаю, что жизнь ваша — никудышная (другой комментарий) Так как же…, любому…, человеку…, по другому вас понимать ?
    Страх и ужас — безусловно — никудышная, с моей точки зрения жизнь, а с вашей — сплошной кайф!!!
    Оригинально конечно, но по мне тогда — лучше сразу в петлю, все — таки какая — то определенность… Какой — то Маркиз де Сад…, садизм по отношению к самому себе — худшая форма неосознанности в глазах просветленных Мастеров…, кстати, о некоторых вы рассуждали…( Чжуан Цзы), а где же осознанный вывод? Получается одна — литературщина…, без духовной практики…

  2. «Конечный пункт у всех один» — имеете в виду смерть? Я так не думаю. У всех конечные пункты разные. Смерть — это не наш конечный путь, это конечный путь природы, по законам которой живет наше тело, но не дух. Отклонение — это оценка, с точки зрения кого-то, кто владеет нормой, от которой происходит отклонение. Бэкон воспринимает жизнь так, как воспринимает. Это его восприятие и его понимание реальности. Он никого не принуждает принимает ее такой, какой он ее видит. Он идет СВОЕЙ дорогой, но если его картины вызывают такой отклик, то значит он уловил то, что действительно задевает и трогает, он уловил свою эпоху. У других художников — другое видение, это не значит, что оно более правильное. Просто оно — другое. Во мне его картины вызывают отклик, даже если я не до конца понимаю его образы. Для меня боль, страх, одиночество и ужасы, которые изображает Бэкон, реальны, а не декоративны. Не потому что я такая «чувствительная», а потому что сама ощущаю мир таким. Этом не близко и понятно. Реальность — то, как человек ее видит. Реальности у разных людей — разные, но от этого они не перестают быть реальностями.

  3. Лена М says:

    По поводу » реальности заполняющей нашу жизнь»
    Каждый проходит СВОЮ дорогу. Конечный пункт у всех один, но пути у каждого разные. Кому то как раз необходимо отдалиться чтоб увидеть панораму местности и путь по которому идти. Кто то уже нашёл короткий путь и идет по нему.
    Не факт что тот кто считает что идет по «короткой верной дороге», придет в итоге быстрее чем тот который отклонился от «истинного пути» — ведь реальность в которой мы движемся далеко не одномерна. Отклонение (наделение боли, страха, страдания, жёсткости… качествами реально существующих) может привести к цели, куда точнее чем «короткий путь» » радостного религиозного оптимизма» и отрицания страданий по причине отсутствия понимания их природы.
    ( Более того, по моему личному убеждению именно вера и религиозность отдаляют от цели — дают ложное ощущение что путь в нужном направлении, но на самом деле это не так).
    Познавший смысл и глубину боли и страха, способен понять их декоративную роль.
    А прошедший пустыню страха и боли и оставивший её позади, попадает на дорогу «скоростную трассу» в нужном направлении. Тогда как «неисправимый оптимист» ещё только в начале своего пути и за кажущейся лёгкостью, не осознает ожидающих его сложностей.
    Боль и страдания существуют как декорации. Именно такими они выглядят на картинах Бэкона. Они не реальность, они иллюзия реальности. Именно по этому они помещены в ограниченное пространство.
    Реальность не возможно осязать. На этих картинах страдание осязаемо, а значит оно не реально.
    Возможно художник уже на самом выходе из пустыни и она не сумела его поглотить.
    Следующий этап будет довольно быстрым и не столь драматичным и наполненным пороком, болью и страданиями.

  4. Я болела, а ничего не читали, потому что в Сабскрайбе я стала размещаться после долгого перерыва только три дня как. Так что Вы еще почитаете мои «умные» тексты, а я — Ваши умные комментарии.

  5. Что-то давно не видел Ваших достаточно серьезных и интересных тем. Просмотр картин Ф.Бэкона откровенно говоря не вызвало у меня ни всплеска эмоций, ни особого удовольствия: слишком много сейчас передают кадры телевидения разорванных реактивными снарядами тел совершенно невинных жертв войны. А недавно по телевидению с Куликового поля в Одессе передавали даже трансляцию механизма безжалостного убийства людей по политическим и национальным признакам. Так что картины Бэкона возникают просто на глазах.
    Как-то в Поле Чудес была интересная тема об истории Казани и вообще татар, по которой не было никаких комментарий. По этой теме думаю, что у Вас нашлось бы что сказать.
    В.Смирнов

  6. И это радует! Это больше отражает, мне кажется, Вашу сущность! Хотя м.б. и не так!

  7. yuriyapril says:

    Очень извиняюсь, но первородный грех — нечто мифологическое из детских сказок юного человечества…, столь же красиво …, и столь же нереально…, если я не прав, то пусть ваш бог меня поправит…, я готов…
    Мой бог любит меня…, а я его, мы — Целое…, и мне прекрасно это сознавать и ощущать !
    И как говорили в старинных рыцарских романах…, целую ваши руки…

    p.s. Даже самому понравилось…! :)
    p.p.s. Кажется я становлюсь шаловлив… :)

  8. Мир извращен первородным грехом и надо постараться, чтобы увидеть его действительно Божественным. Бог задумывал нечто иное, но так случилось, что его замысел при воплощении был нарушен свободой человека. Но это тоже (свобода) входило в его замысел. Свобода человека часто ведет совсем к иным результатам, весьма далеким от Божественного замысла.

  9. Соскучились, а комментариев от Вас почти нет. Или времени нет или здоровье не позволяет. Но все равно пишите. Жду.
    А относительно художников — конечно, у каждого свое видение мира.

  10. yuriyapril says:

    Безусловно, Тина — человека формирует -ВСЁ ( родители, школа, церковь,учителя и прохожие), так формируется его — УМ, который в большинстве случаев и заводит человека в область страдания…, о чем поведал миру наш славный Шакьямуни (Будда).
    А поскольку в современном мире, который создал сам человек…, проблемы, горе…, список придумайте сами… не удивительно, что многие смотрят на мир через ваши очки…
    Я стараюсь смотреть на мир без — «безумного ума» — посредством моего внутреннего — Я, а не через книжки, как вы считаете…, тогда вижу совсем другие картины мира…
    Я представляю как тяжело вам переживать нашу жизнь…,
    и …, сочувствую…
    Кстати, вы наверное замечали, что есть много художников…, противоположных Бэкону…, и вовсе не плохие ребята…

    p.s. негативность часто притягивает…, но для меня — это отрицание божественности мира…, он ведь прекрасен на самом деле… :):)

  11. Банья says:

    Тина соскучилась если честно — никакой обиды нет и не было — Художник считал себя по натуре оптимистом но закрывать глаза на реальность никогда не хотел и отворачиваться от нее тоже ! Я от нее не отворачиваюсь — родилась в такое время по — воле Господа !У каждого человека свое субъективное восприятие мира — каждый волен выбирать — а дело христианина видеть в каждом человеке Образ Божий !

  12. Юра, вспомните, неужели самое сильное впечатление у Вас оставляет хорошее? Мне кажется, что человека формирует все-таки не этот опыт, а совсем иной — не пройдя через боль и страдание, не поймешь, что такое счастье и радость. Бэкон же не отрицает оптимизма, он верит в лучшее, но все-таки понимает, что сердцевина реальности — это боль, через которую человек должен пройти, чтобы стать человеком. Это цена жизни.

  13. Юра, прожив много лет, я воспринимаю реальность именно такой, какая она у Бэкона, наверное, поэтому он мне близок. Я смотрю на его живопись с замиранием, она во мне рождает то ощущение, какое я испытываю от жизни: страх и ужас и мне хорошо, только когда я забиваюсь в свой «шкаф». В этом мы, конечно, с Вами расходимся. Вы все-таки книжный идеалист. Но без Вас было бы скучно, как и без Бэкона и таких реалистов, как он и я. Порадовалась, что Ф.Бэкона-старшего Вы знаете. Он был, кстати, основоположником эмпиризма, что недалеко от реализма Бэкона-младшего.

  14. yuriyapril says:

    «Реальность – это всегда страх и боль.»

    Конечно это так для тех кто это выбирает…., только мы сами определяем и окрашиваем входящую в нас информацию, чего выбрали — то и имеем…

  15. yuriyapril says:

    «Жизнь прекрасна и удивительна, а человек рожден для счастья. »

    Спасибо, я до сих пор так это и ощущаю…!
    Помню 2-х томник предка этого полного тезки…, он мне очень нравился, а вот о художнике ничего не знал, спасибо за ликбез…
    Нет, такая живопись меня не вдохнвляет, хотя имеет право быть…

    Такое впечатление, что художник имея в руках — нож, хочет отрезать кому — то голову, и полностью забыл, что истинное предназначения ножа — резать хлеб!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *