Люсьен Фрейд — дерзкий провокатор. Окончание

frejd

Л.Фрейд. Голова мужчины. Автопортрет. 1963 год.

(Начало здесь и здесь) Люсьен Фрейд, найдя в конце пятидесятых-начале шестидесятых  годов свою манеру живописи и принципы композиционного построения картин, придерживался их до конца жизни. Он стал использовать жесткую щетку из свиного волоса, что создавало эффект «гусиной кожи», много внимания уделял  деталям, отдельным частям тела и одежды, передавая все нюансы их поверхности.

Предметом особого  внимания художника была кожа, скрупулезно  выписывая ее фактуру, складки, пигментные пятна, дефекты и неровности, ее  мельчайшие цветовые оттенки, Люсьен Фрейд создавал ее физическую телесность.  Краски его картин стали  приглушенными и накладывались рваными кусками и густым слоем. Благодаря этому его полотна сами кажутся плотью. Каждую картину он вставляет в стекло, чтобы у зрителя не возникало соблазна дотронуться до нее, настолько они были притягательны.

frejd8

Л.Фрейд. Отражение с двумя детьми. 1965 год

Работал Люсьен Фрейд всегда стоя и его взгляд  устремлялся на модель сверху вниз. Это позволило говорить  о новых отношениях художника с натурой, которые выстроил художник, отношения  «следователь-подчиненный» или «исследователь – подопытный», подобные тем, что на картине выше.

Художник действительно был  беспристрастным  ученым-исследователем, своего рода натуралистом, изучающим человека, как изучают любое другое животное - собаку, лошадь или муравья. Его модели часто выглядят как трупы на столе в морге.

Начиная работать, Люсьен Фрейд  пристально вглядывался в свою модель, тщательно ее изучает, исследует и только когда достигает ее понимания, картина выстраивалась.

Манеру художника невозможно спутать ни с одной другой. Я поймала себя на том, что лица вокруг  действительно такие, какими их видел Фрейд,  с такой же красной, желтой или бледной кожей, переливающейся различными оттенками.

frejd2

Л.Фрейд. Спящая голова. 1962 год.

Художник  работал очень медленно и по многу часов подряд, изнуряя свою модель. От многочасовых сеансов натурщики засыпали прямо в студии. Он им позволял это делать. И тогда человек становился естественными, потому что во сне он перестает себя контролировать, расслабляется и «разоблачается». В такие моменты художник мог их изучать в естественных позах и состояниях.

Измученные модели на многих картинах выглядят уставшими, изможденными, такими, какими Люсьен Фрейд и хотел их видеть. Много у Люсьена Фрейда спящих вместе и спящих с животными. Так художник показывал доверие людей друг к другу и к животным. Животных он очень любил и часто их рисовал, с человеком или без. У художника было много своих собак и они послушно служили ему моделью.

Приступая к картине, Люсьен Фрейд сначала делал наброски. Потом прорисовывал лицо, внимательно всматриваясь в него. Потом переходил к телу, и только почувствовав модель до конца, снова возвращался к голове, завершая начатое на первом этапе.

frejd3

Л. Фрейд Мужчина с дочерью.  1963-1964 годы

Новая техника работы с мазком, красками и щетками, совершила переворот не только в технике, но и в акцентах. Фрейд теперь создает жизнь самой плоти, не приукрашивая ее, а строго следуя словам Сезанна:

«Ах, жизнь, жизнь! Чувствовать и передавать ее во всей присущей ей реальности, любить ее ради нее самой, видеть в ней единственную красоту, истинную, извечную, изменчивую, не задаваться нелепой мыслью облагородиться, выхолащивая ее, понимать, что так называемые уродства жизни только особенности характеров, а вызывать к бытию, создавать людей – единственный способ уподобиться Богу!».

Ключевой идеей художника является анатомия тела и тело-анализ. К телу он подходит с микроскопической дотошностью, тщательно и детально выписывая каждую жилочку, каждую складочку, каждую косточку и каждый орган.

Настолько тщательно и ничего не скрывая, что многим неприятно, стыдно и неловко смотреть на эти тела с обвисшими животами  и дряблой кожей, выставленными наружу половыми органами и в странных позах. Бесстыдство обнаженных фигур некоторых вводит в ступор.

frejd4

Л.Фрейд. Обнаженная спящая девушка I. 1967 год.

Так художник пытается разблокировать человека, снять с него зажимы и грим, социальные механизмы  защиты, которыми человек  отгораживается от других и  от себя в том числе. Без них человек становится  беззащитным, ранимым и перед нами разворачивается  драма одинокого  человека.

Художник говорил: «Я всегда мечтал создать драму, поэтому рисовал людей. Человек сам  по себе привносит драматизм». У Фрейда тело, его детали, жесты, позы, мимика – все символично и все нужно разгадывать.

И одежда у Фрейда не одежда, как у художников Возрождения  или у импрессионистов. У него плоть  разрывает одежду, словно стремясь вырваться наружу, как птица рвется из неволи на свободу. Социальная оболочка  мнется и лопается.

frejd14

Л.Фрейд. Большой мужчина. 1976-1977 год.

В шестидесятых годах тема обнаженного тела становится особенно важной для работы художника. Его пристальное внимание ко всем органам тела поражает, а  правдивость, и даже навязчивость, отталкивают.

Самые известные из картин того периода  «Голова на зеленой софе» (1960-1961 годы), «Спящая девушка» (1960-61 гг), «Нагая» (1963), «Мужчина с дочерью» (1964), «Обнаженная девушка» (1965), автопортрет «Интерьер  с цветком» (1967 г.), «Большой интерьер, Паддингтон» (1968), «Раковина с цветком» (1968). Все в его картинах тщательно прорисовывается: и пол, и растение, и тело ребенка, и куртка, и стены, и окно.

frejd9

Л.Фрейд. Большой интерьерЮ Паддингтон. 1968-1969 годы

В 1970 году умирает отец художника. Его мать очень тяжело переносит смерть мужа и несколько раз пытается покончить жизнь самоубийством. Тогда художник принимает решение - спасать мать своими средствами: он начинает писать ее портреты. Этот сеанс длился четыре тысячи часов и двенадцать лет - с 1972 по 1984 год, до самой смерти матери.

Люсьен Фрейд создает драму и образ постепенного угасания любимого человека, выписывая все его морщиночки, каждый волосок, седину и болезненность. Он показывает, что в угасании есть своя красота, своя нежность, своя эстетика. Он пишет  пронзительный пейзаж заброшенной фабрики,  ржавчину старой раковины, увядающих цветов и умирающей матери.

frejd10

Л.Фрейд. Заброшенная фабрика на севере Лондона. 1972 год.

Угасание длится как процесс, как жизнь внутри жизни, а смерть –  естественное ее завершение. Живая плоть не может оставаться всегда одной и той же, потому что жизнь – в изменении. Один и тот же человек с годами меняется, подобно тому, как менялся портрет Дориана Грея. Именно это Фрейд хотел показать, когда писал серию картин умирающей матери.

frejd11

Л.Фрейд. Портрет матери II. 1972 год

Не оставляет художник в этот период и тему обнаженного тела. На «Портрете обнаженной» фигура молодой женщины, неловко лежащей на кровати. В комнате ничего нет, кроме этого тела и стула с кистями художника.

Фигура выглядит как животное на операционном столе.  Это чувство подкрепляется искусственным светом и набором инструментов на стуле, которые  напоминают инструменты хирурга. Однако  кисти подсказывают, что натурщица находится не на операционном столе, а в мастерской художника.

frejd12

Л.Фрейд. Портрет обнаженной, 1972-1973 годы

В восьмидесятые годы в картинах Люсьена Фрейда появляются сюжеты с кучами тряпок. Это тряпки, которыми он пользовался для вытирания кистей. Обнаженная натура контрастирует на их  фоне. Мотив картин с кучами простыней впервые появился 1962-1963 годах, но стал широко использоваться только в конце восьмидесятых.

Считается, что это закодированный знак присутствия в картине самого художника. Художник уделяет  прописыванию фактуры белья не меньше внимания, чем деталям тела обнаженной, а пятна краски на тряпках похожи на телесные выделения.

Лицо, грудь и гениталии модели оказываются особенно густо выписанными, что повышает их реальность и физическое присутствие. Темная и теплая палитра тела  усиливает присутствие телесности на фоне  прохладных тонов белья.

frejd5

Л.Фрейд. Лежащая на простынях. 1988-1990 годы

На картину трудно определить, то ли женщина стоит, то ли лежит. Ее голова опирается на правое плечо и кажется, что ей  не очень удобно, хотя художник просил модель принять удобную для себя позу, потому что сеансы были длительными, и  надо было находиться в определенной позе несколько часов. Поза женщины напоминает здесь фигуру Христа, Которого снимают с Распятия, как это изображалось на картинах старых мастеров.

В девяностые годы Люсьен Фрейд создает серию несовершенных тел, пишет  портреты своих друзей: Ли Бауэри, Сью Тили и своего постоянного ассистента Дэвида Доусона. Пишет также несколько безжалостных автопортретов. На одном из них обнаженный художник стоит в больших ботинках, делающих его похожим на Сатира. («Автопртрет)

frejd15

Л.Фрейд. Автопортрет. Художник за работой.  1993 год

Знаменитые монументальные  портреты Сью Тили, которая работала кассиром в клубе  Бауэра и написала о нем книгу. Картины выполнены в натуральную величину (1992, 1996). В этот период художник выступает защитником естественной красоты. В действительности Сью - очень стильная и красивая женщина, но Люсьен сознательно делает ее старше и  несовершеннее.

Ли Бауэри – еще один известный натурщик Фрейда. В то время Ли был очень яркой и известной фигурой андеграунда, дизайнер по костюмам.  Бауэри  был очень тучным человеком и Фрейд, рисуя его, давал ему понять, что стесняться своего тела не надо. Он велик в своем теле. Фрейд создавал своеобразные скульптуры Бауэри.

frejd7

Л.Фрейд. Голова мужчины. 1991 год

На картине «Голова мужчины» Бауэри изображен с голым торсом на фоне темно-красной обивки. Его лысая голова упирается на поднятое левое плечо, глаза закрыты, а щеки и рот висят свободно, как будто он спит. Фрейд подчеркивает полноту лица Бауэри за счет применения краски разных фактур - в некоторых местах относительно гладких, в других густых.

В последние годы художник превращается в культовую фигуру, его картины продаются за бешеные деньги, он становится самым популярным и самым богатым из живущих художников. Но его популярность вызывает до сих много вопросов. Почему именно он, хотя многие считают его  художником посредственным.

Но, видимо, Люсьен Фрейд интуитивно смог нащупать то, на что откликается современный человек. Умер Люсьен Фрейд в 2011 году, прожив почти девяносто лет,  а фамилия Фрейдов навсегда осталась не только в психоанализе, но и в искусстве.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged Еврейская страничка, художники. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *