Ночной Париж Брассаи

nochnoj_parizh2Этот город многолик, его можно рассматривать с разных сторон, в разное время года, днем и ночью, ранним утром и в вечерних сумерках, он всегда разный и всегда восхитительный – дневной или ночной Париж, это не важно, важно - кто на него смотрит и как.

Эжен Атже снимает  Париж уходящий, неповторимый в своей старине со всеми его морщиночками, закоулочками, очаровательными парками и уходящими уличными профессиями. Брассаи, живший почти на полвека позднее своего великого предшественника, влюблен в ночной Париж.

Он снимает проституток, клошаров, сутенеров, влюбленные парочки, ночные кафе, танцовщиц ночных кабаре, но при этом никогда не морализирует, он просто показывает другой Париж, по-своему красивый и восхитительный, романтичный и очаровательный.

nochnoj_parizh11Впервые  будущий фотограф увидел Париж в четыре года, когда его привез сюда отец, профессор литературы, год преподававший в Сорбонне. Брассаи влюбился в город и через двадцать лет его мечта – навсегда остаться и жить в Париже – сбылась. После службы в армии, он вернулся сюда и уже никогда никуда не уезжал, даже в свои родные места.

Единственное, что фотограф оставил себе на память о родной Венгрии, это псевдоним, производный от названия родного города Брассо, в котором родился (1899). Настоящее имя фотохудожника Дьюла Халас, но в Париже и во всем мире он известен как Брассаи (Брассай).

Он быстро стал частью культурной элиты Парижа, Мекки авангарда, сдружившись с известными философами, художниками, писателями, фотографами: Альбером Камю, Жан-Поль Сартром, Генри Миллером, Ман Реем, Андре Кертешем, Анри Матиссом, Пабло Пикассо, Сальвадором Дали и другими.

nochnoj_parizh10Начав как художник, к восьмидесяти пяти годам Брассаи стал знаменитым фотохудожником, а также писателем, скульптором и кинематографистом. Свое призвание он нашел не сразу. Проучившись в Будапеште в Академии изящных искусств, а потом в художественной школе Берлина, он научился хорошо рисовать.

Однажды Пикассо, увидев рисунки Брассаи, воскликнул: «Зачем же ты взял в руки фотокамеру, если так рисуешь?! Вместо золотой жилы ты разрабатываешь соляную шахту!» Но в жизни не все делаешь то, что хочется. Рисование не приносило доходов, и начинающий художник вынужден был зарабатывать журналистикой, размещая в газетах репортажи на самые разные темы.

Кроме того, Брассаи считал, что в живописи отсутствует непосредственность, а ему хотелось живой жизни. Впрочем, и к фотографии он относился, мягко говоря, довольно прохладно, считая ее механистичной. Но друг и соотечественник Андре Кертеш все-таки убедил его начать фотографировать и даже обучил азам фотосъемок.

nochnoj_parizh3Но когда начинающий фотограф увидел свои первые снимки, то фотография стала его увлечением на долгие годы. Так случайно он стал фотохудожником. К тому времени ему исполнилось уже тридцать, и он нашел то, что ему пришлось по душе. Позднее он скажет:

У каждого творческого человека есть две даты рождения. Вторая дата — когда он поймет в чем его истинное призвание — намного важнее первой.

Что сыграло роль в выборе темы? Потребность украсить свои репортажи фотографиями, подражание Тулуз Лотреку, друзья, любившие ночной Париж, или еще что-то, но так или иначе Брассаи начинает увлеченно снимать Париж ночью в самых разных видах и местах.

nochnoj_parizh9Это площади и улицы, мосты и памятники, сады и архитектура, бары и кафе, закусочные и бордели, станции метро и притоны, наркоманы и проститутки, гомосексуалисты и ночные хулиганы, ночные гуляки и  музыканты.

Через год у Брассаи собирается довольно много ночных съемок, а еще через два, в 1933 году, он выпускает первый фотоальбом «Ночной Париж» (Paris de nuit). Альбом произвел настоящий фурор и сделал мастера знаменитым, а альбом переиздавался несколько десятков раз и до сих пор пользуется популярностью.

Зачарованный ночным Парижем, Брассаи создает романтический и одновременно драматический портрет ночного города, снимая его то пустынным, то густо населенным, то в свете фонарей, то в молочном тумане. Ночной город с его странными обитателями выглядит на его фотографиях мистически, словно находится где-то между реальностью и сном.

nochnoj_parizh5Сам процесс фотосъемок в темноте был технически очень сложен. Брассаи  устанавливал камеру на штатив и освещал свой предмет яркой вспышкой. Качество света не всегда было таким, каким хотелось, но оказалось, что съемки в таких случаях получались даже лучше, чем задумывались фотографом.

Брассай фотографировал и многое другое: цветы, камни, граффити, надписи на стенах домов, корпусов заводов, общественных туалетов и казарм, довольно много у мастера было портретов знаменитых людей, на которых он точно передавал психологический рисунок модели.

Помимо многочисленных фотографий, у него вышло семнадцать книг, много статей на самые разные темы, но все-таки первый программный альбом «Ночной Париж» остался самым главным достижением в творчестве Брассаи, оказавшим огромное влияние на следующее поколение фотографов.

nochnoj_parizh6Брассаи о фотографии:

Шанс есть всегда — и каждый из нас надеется на него. Только плохой фотограф реализует один шанс из ста, тогда как хороший использует все.

Цель искусства — возвысить людей до такого уровня, до которого они бы не смогли дойти другим путем.

Существует много фотографий полных жизни, но непонятных и быстро забывающихся. Им не хватает силы — а это самое важное.

Если объект съемки не притягивает вас, не вызывает у вас особых чувств, вы можете сделать прекрасную «картинку», но только не «фотографию».

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged Парижский дневник, Фотография, художники. Bookmark the permalink.

2 Responses to Ночной Париж Брассаи

  1. Да, я видела ночной Париж. Правда, он был цветной и очень яркий. Такую бурную ночную жизнь я увидела впервые в жизни и даже не предполагала, что она настолько яркая и необычная. Сейчас, наверное, и у нас в Москве такая или в Питере. В других городах, особенно маленьких, ничего похожего нет. Париж — вспоминается одну, нет, две парижских ночи: день музыки приуроченный к дню Ивана Купалы (середина лета) и другая — романтическая ночь, но от нее совсем другие впечатления. Но тогда, в 1993 году, говорят Париж был совсем другим, чем сейчас. Но тогда ночью можно было спокойно гулять, не опасаясь за свою жизнь. Да, Париж хорош и красив в любое время дня и ночи.

  2. Нууу, вы Париж видели! Вам и карты в руки! А насчёт фотографий и мастерства — согласен, так в любом деле — без чувства и отношения дело не пойдёт. Не могу выразиться точнее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *