Анри Картье-Брессон — Глаза XX века

kartje_bresson1

Картье Брессон сделал то, что когда-то сделали импрессионисты, выйдя из своих студий на пленэр, начав писать живой пейзаж.  Картье-Брессон тоже вышел на улицу и стал снимать живых людей, живой поток жизни в ее мгновениях и движении, которые мы не замечаем в своей поглощенности повседневными заботами.

Но есть другой пример - Йозеф Судек, много лет находившийся в добровольном затворничестве, фотографировавший предметы в проеме окна своей мастерской, но  как фотографировал! Значит, дело не только в том, что Картье-Брессон вышел на улицу, хотя его и считают уличным фотографом.

Главное в том, что все его фотографии наполнены Поэзией жизни, они поэтичны. И именно  это лично меня привлекает в его искусстве больше всего. Поэзией проникнуто все, начиная от композиции и геометрии, которой он  придавал первостепенное значение, и кончая мельчайшими деталями, делающими фотографию произведением искусства.

kartje_bresson2

Учитель танцев

«Поэзия лежит в основе фотографии. Если человек снял странную и необычную фотографию, то это еще не означает, что в ней есть Поэзия. Основой поэзии являются два элемента: вступление и противоречие, если между ними появляется искра, то результатом будет замечательная фотография. Но искру не стоит искать и ждать, она как вдохновение приходит, когда ей будет угодно» (Анри Картье-Брессон).

О самом фотографе столько уже написано, что добавить к этому нечего, разве что собственное впечатление от его искусства, которое у каждого - свое. Кто-то реагирует на одно, кто-то - на другое, но никого искусство Брессона не может оставить безучастным, особенно когда смотришь не на одну  его фотографию, а на все или на многие. Тогда складывается в единую картинку все многообразии не только  XX века, летописцем которого он был, но и то, что мы называем Жизнью.

kartje_bresson3

В московском магазине

Готовя этот пост, просмотрела десятки фотографий Брессона, известных и малоизвестных, популярных и не очень, первые, которые не всегда, как он считал, удачны, и последние - военных и послевоенных лет, сделавшие его прославленным фоторепортером.

И когда вошла  в фотопоток Жизни, запечатленный  Мастером,  с моего лица уже не сходила улыбка. Она как зеркало отражала очарование мгновениями жизни, схваченными за хвост буквально на пороге их исчезновения.

Здесь есть все: горе, война, разрушенные дома, но есть и счастливые дети, радующиеся жизни даже в разрушенном квартале, детская улыбка, блеск хитрых и счастливых мальчишеских глаз, женский восторг от потрясающего платья на французском подиуме, модной сумочки или шляпки в московском магазине на Арбате.

kartje_bresson4

И все эти мгновения пронизаны удивительно теплой атмосферой счастья, любви, удивления, простой человеческой эмоцией - от мужской похотливости до отчаяния и страха за жизнь своего ребенка. Такой жизнь может увидеть только оптимист, а запечатлеть – только настоящий художник.

Я не отношусь к поклонникам жизни в любом ее качестве, больше склонная к трагическому ее восприятию, где счастье случается редко и длится лишь мгновение. Но  Картье-Брессон своим лучезарным видением жизни пробивает даже мрачного пессимиста. Он - очарованный жизнью странник, для которого профессией стала погоня за исчезающими мгновениями реальности.

И здесь он верен импрессионистам, стремившимся запечатлеть исчезающие мгновения. Слова, которые произносит в момент наивысшего счастья герой трагедии «Фауст» («Остановись мгновение, ты прекрасно!»), и есть причина той радости, которая наполняет зрителя, погружающегося в поток мгновений, остановленных гением Анри Брессона.

kartje_bresson9

«Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя. Я не занимаюсь «кухней». Работа в лаборатории или в студии у меня вызывает тошноту.… Единственный момент творчества — это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается».

Всё должно быть настоящим, только настоящее может тронуть сердце, только правда жизни может  вызвать улыбку радости, только очарованность жизнью может вызвать удивление от встречи с ее чудом  и с вечностью, которая  всегда проглядывает в мгновении. Но увидеть и запечатлеть это может только имеющий верный глаз, чуткое сердце и острый ум.

kartje_bresson8

Игорь Стравинский

Анри Брессон имел и то, и другое, и третье. Его визуальное внимание всегда было в полной готовности, он умел наблюдать, мягко и неторопливо ждать, когда в заранее выстроенной композиции появится тот единственный, который сделает мгновение вечностью.

Четыре десятилетия Брессон  путешествовал по миру в качестве фотокорреспондента, ловя «решающие моменты», в которых  в единое целое сольются визуальная гармония и человек. Он не дает личной оценки ситуации, никогда не ретуширует фотографии и даже никогда сам их не проявляет, чтобы, не дай Бог, не поддаться соблазну внести в них что-то сверх того, что уже получилось.

Фотография, если она удачная и момент схвачен верно, уже не требует никакого вмешательства. Это и есть момент, когда совпадают драма, геометрия, история, мгновение  и вечность.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged общество и политика, Фотография, художники. Bookmark the permalink.

10 Responses to Анри Картье-Брессон — Глаза XX века

  1. Лилли! Спасибо большое за пожелание и сочувствие. Слава Богу, всё, кажется, позади. Остались еще некоторые симптомы, но уже совсем чуть-чуть. Поэтому и могу теперь сидеть и работать, т.е. снова писать. Правда, вчера ночью что-то так схватило сердце, что не знала, куда бежать и кому звонить. Но лекарства помогли (корвалол, валидол и прочие). Сегодня — снова за столом.
    Спасибо за ссылку. Фотографии понравились, подняли настроение. Я встречала имя Майер несколько раз. Надо будет вернуться к нему.

  2. Lilly says:

    Здравствуйте, ув. Тина!
    Во-первых, очень тронута нелегким моментом в Вашей жизни!
    Я несколько раз заглядывала к Вам, видела Ваше молчание, чувствовала, что что-то случилось у Вас…Держитесь, пожалуйста, уже ставший мне таком дорогим человек!
    Пусть жизнь возьмет свое с положительной стороны, и глядя на фоты этой женщины-фотографа, Вам на душе станет легче…и глядишь, и новый материальчик…о светлых сторонах жизни согреет Ваше сердце:
    https://www.adme.ru/tvorchestvo-fotografy/fotograf-kotorogo-nikto-ne-znal-480205/

  3. Спасибо, Лилли! Посмотрела, сайт понравился. Возьму кое-что для своего блога. Сайт, кстати, на русском.

  4. Lilly says:

    Здравствуйте, Тина!
    Открыла вот для себя на днях новый сайт о фото, решила, на всякий случай, ), поделиться и с Вами…
    Вам здоровья, бодрости, душевного весеннего комфорта и с благодарностью за то, что радуете и «образовываете» нас…
    http://photoisland.net/
    Чтобы читать по-русски, нажать надо справа на russian

  5. Спасибо, Сергей! Я очень люблю Анри Картье-Бресссона. Фотография с танцующими девочкой и мальчиком всегда стоит у меня перед глазами, именно с ней у меня ассоциируется Брессон. Вроде и ничего особенно, но столько шарма, оптимизма и радости — что глаз не оторвать.

  6. Сергей says:

    Каждая статья вызывает какие-то ассоциации, напоминает о прошлом. Эта -тоже. Вспомнил друга моего друга, потомка нашего знаменитого фотографа Карла Буллы. У Алексея, по его словам сохранились десятки фотографий на стекле, и он хотел их куда-нибудь пристроить. Представил какой это клад, и мне захотелось их увидеть, подержать в руках, оценить. Но мы встречались в Москве, а Леша жил в Ленинграде. Туда я давно не ездил, не было оказий.
    Я умышленно не даю оценок статьям, если читаю их до конца, то уже ясно, что они того стоят. Особенно темы-открытия!

  7. Рада, что Вы не забываете мой блог.

  8. Спасибо! Мне тоже больше нравятся черно-белые фотографии больше цветных. А Брессон — замечателен, хотя мне показалось, что он многому учился у своих коллег, например у Андре Кертеша, о котором тоже писала.

  9. nadilel says:

    Прекрасно…. очень люблю Брессона… весь мир как на ладони.
    Меня всегда привлекали черно-белые кадры, может это просто с детства, но мне нравится игра полутонов, и в сюжете тоже…

  10. Lilija says:

    Тина, как всегда, интересно «читать» Вас!)
    Тем более, что увлечена я фотографией…уже несколько лет!))
    Спасибо за сегодняшний вечер!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *